МУЗЕЙНАЯ ЭКСПОЗИЦИЯ
«АРХИТЕКТУРА АНТИЧНОГО БОСПОРА»
с применением 3D технологий
Проект реализован в рамках гранта Президента Российской Федерации
для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства
Угловой фриз с растительным орнаментом
ВКИКЗ КП-69771 КЛ-2411; Место производства: Боспор; Дата: вторая половина IV в. до н. э. Материал: известняк
Размеры: высота 25 см, длина 100 см, глубина 50 см
Сохранность: сколоты верхние углы блока вместе с рельефом, цветок лилии в верхней левой части рельефа собран из четырёх деталей и подклеен в полевых условиях. Мелкие сколы на гранях и поверхности. Красочный слой утрачен.
Происхождение: из раскопок Нимфейской археологической экспедиции Государственного Эрмитажа под руководством О. Ю. Соколовой на территории городища Нимфей в 2007 г. Плита фриза найдена в хозяйственной яме (яма 25) первых веков н. э. вместе с фризом КЛ-2410 и другими архитектурными деталями.
На блоке сохранился угол фриза. Рельеф в виде вьющейся ветви аканфа на левом боковом фасаде не имеет истока, он переходит через акцентированную угловой пальметтой грань на лицевой фасад и продолжает своё развитие, «выпуская» из стебля побеги и волнистые усики, места их ответвления скрыты аканфовыми листьями.
Вертикальный ритм горизонтально вьющейся ветви задают произрастающие вверх побеги, завершающиеся цветком лилии, крупной состоящей из двух рядов лепестков розеткой, десятилепестковой пальметтой (между её пятым и шестым листьями вырезана мелкая четырёхлепестковая розетка, вокруг которой видны следы бурава – углубления, нанесённые в качестве разметки). В правой части фриза – ещё один цветок лилии, лист аканфа упирается в край блока, но вьющаяся ветвь стремится к продолжению своего роста.
Гармония фриза регулируется орнаментальными формами: растягивается побег по лицевой грани фриза, один из завитков его, пришедшийся на угол фриза и переходящий на его поперечную грань, показан с расширенным, утолщённым листком аканфа, в чём явно можно усмотреть приспособление орнамента к реалиям.
Пальметта, расположенная на углу, также симметрично расширена по сравнению с пальметтами линейных плоскостей. Однако точность, с которой соблюден орнаментальный «шаг», построены волны ветви, свидетельствует о том, что резчики (вероятно, над изготовлением фриза работал не один мастер) работали по одной парадигме.
Исполнение рельефов фриза отличается очень высоким качеством, гармоничным композиционным решением и первоклассной техникой резьбы по камню.
На верхней плоскости примерно по центру сохранился прямоугольный свинцовый штырь 5,5 × 3 см. На расстоянии 13 см от левого края верхней грани имеется неглубокий Г-образный паз (11×8 см).
На таком же расстоянии от правого края вырезан Т-образный паз (12 × 8 см). Очертания его нечёткие из-за разрушенных краёв. Способ крепления блока с соседним с одной стороны отличается от блоков продольного ряда. Этим наблюдениям соответствует и орнамент, заходящий на торцевую сторону. Но вторая сторона соединялась со следующей плитой лицевого ряда также двутавровой скрепой.
На верхней горизонтальной поверхности сохранились следы линейной разметки для установки верхних элементов стены. На нижней грани углового блока – горизонтальный паз 2×5 см, также необходимый для монтажа. Таким образом, на поверхностях блока наблюдаются следы как крепежных соединений, так и контактных штырей, применявшихся при монтаже частей здания.