купить билет

"Заповедник" Ивана Прокопьевича Олишевича

В фондах Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника хранятся 25 работ художника Ивана Прокопьевича Олишевича.

Иван Прокопьевич родился в 1924 году в Полтавской области, но с двухлетнего возраста проживал в городе Керчи, и именно здесь раскрылся его многогранный талант. Специалисты отмечают удивительное чувство цвета и композиции живописца. Сложно поверить, смотря на многочисленные разножанровые картины Ивана Олишевича, что таких результатов удалось добиться исключительно самообразованием.


Керчь, город, ставший родным для художника, был щедр на темы для работ. Иван Прокопьевич запечатлел образы cвоих современников — ветеранов Великой Отечественной войны, чьи судьбы были связаны с Керчью, его кисть на протяжении многих лет фиксировала виды городских улиц, старинных двориков, исторических памятников, рыбацких причалов.

Коллекция музея заповедника содержит целую серию городских пейзажей, созданную в середине 1980-х годов. Среди них особо выделяются две работы, демонстрирующие Керчь в зимнем убранстве.

Пейзаж, датированный 1987 годом, демонстрирует нам заснеженный храм И. Предтечи, имеет несколько необычное название — «Заповедник», и именно оно делает картину настоящим документом своего времени.

Зима 1987 года оказалась необычайно холодной и богатой на осадки. Почти весь январь держался снежный покров, а температура воздуха опускалась до -18°С, что очень нестандартно для региона. Необычными в начале 1987 года были и вопросы, которые обсуждали в музейных и ведомственных кабинетах: в Керчи создавался музей-заповедник. В многовековом городе расположено огромное количество исторических объектов, а мощность культурного слоя достигает 6–10 метров, что означает возможность будущих значимых археологических открытий.

5 марта 1987 года Керченский историко-культурный музей-заповедник был учреждён, и в его состав вошло, в том числе, здание древнего храма Иоанна Предтечи, где на тот момент хранилась лапидарная коллекция музея. Именно этот исторический момент нашёл отражение в названии работы И. П. Олишевича. Но уже через два с половиной года, летом 1990 года, здание храма после долгих дискуссийбыло передано Керченской христианской православной общине, а лапидарные памятники обрели другие места хранения и экспонирования.

Ещё один зимний пейзаж 1987 года приглашает на заснеженную Большую Митридатскую лестницу. Возведённая в первой половине XIX века многоярусная конструкция, соединившая террасы на склонах горы Митридат с центральной городской площадью — Предтеченской, за полтора столетия существенно растеряла былое великолепие и к середине 1980-х годов остро нуждалась в восстановлении. В 1986 году на лестницу вернулись фигуры грифонов, были восстановлены и другие архитектурные детали. В работе «Митридатская лестница» Иван Прокопьевич Олишевич фокусирует внимание зрителя именно на декоративном убранстве одного из пролётов: тщательно выписаны балюстрада и огромные чаши вазонов.

 

Опубликовано в печатных СМИ:

Решетникова О. В. «Заповедник» Ивана Олишевича // Керченский рабочий. – 2023. – 2 марта (№ 23). – С. 7 ;

Решетникова О.В. Боспор. – 2023. – 2 марта (№ 9). – С. 16. – О картинах керченского художника И. П. Олишевича, хранящихся в фондах Восточно-Крымского ИКМЗ.

Текст: О. В. Решетникова, научный сотрудник ВКИКМЗ

Видео: А.Н. Щербак, менеджер информационной деятельности  ВКИКМЗ