купить билет

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ВОЕННО-ИСТОРИЧЕСКИЕ ЧТЕНИЯ» — ЭТО ВСТРЕЧИ С УНИКАЛЬНЫМИ ЛЮДЬМИ

С 28 февраля по 2 марта в Керчи пройдёт XII Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Военно-исторические чтения», посвящённая 80-летию освобождения Керчи и Крыма от немецко-фашистских захватчиков. Организаторами конференции выступают Министерство культуры Республики Крым, ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник», ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского», ФГБОУ ВО «Керченский государственный морской технологический университет».


В программе — дискуссионные площадки, пленарные заседания, встречи с представителями организаций ветеранов Великой Отечественной войны, Вооружённых сил и других силовых структур РФ, а также презентации, открытие тематических выставок, просмотры и обсуждение документальных фильмов.

Здесь встречаются живые, неравнодушные, интересные и даже уникальные люди. К примеру, в XI Всероссийской научно-практической конференция конференции «Военно-исторические чтения» (2023 г.) принимала участие Анна Халдей. Её отец Евгений Халдей — автор фотосимволов Великой Отечественной войны, был и остаётся человеком-легендой! Снимки «Завтра была война», «22 июня 1941 года», «Бранденбургская Мадонна», «Освобождение», «Знамя Победы над поверженным рейхстагом», «Нюрнбергский процесс» Евгения Халдея известны всему миру. Наследием уникальной коллекции мастера занимается его дочь.

Мне, конечно же, не терпелось узнать об истории этой легендарной семьи, знакомстве родителей, судьбе дочери после ухода отца из жизни. Каким человеком он был? Как воспитывал дочь? С кем дружил? Как отдыхал? На эти вопросы Анна Халдей ответила в гостинице «Мечта Тея» после насыщенного событиями, встречами, выступлениями дня, проведённого на дискуссионной площадке «“С лейкой и блокнотом”. Журналистика, кинематография, литература на передовой».

—  Анна Ефимовна, какова в наше время роль военно-исторических конференций, дискуссионных площадок?

—  Очень важная роль во все времена! Наше поколение после того, как государство стало другим, виновно перед молодыми людьми в том, что позволило закопать большую часть нашей истории, то, благодаря чему мы живы, отодвинуть в сознании. Люди кинулись заниматься бизнесом в ущерб сохранению исторической памяти. Конференция «Военно-исторические чтения» в Керчи, профессионализм сотрудников Восточно-Крымского историко-культурного заповедника, гостеприимство, патриотизм керчан касаются души и сердца. Какие удивительные люди здесь собираются! Это такая подпитка для меня!

—  Как во время вашего детства проходило патриотическое воспитание?

—  Наше поколение росло патриотами не на словах, а на деле. Мы впитали всё лучшее, что закладывали в нас педагоги и родители. Пусть нам не досталось военных подвигов, но, понимаете, у каждого своё представление и понимание этого. На мой взгляд, подвиг — это не только героический поступок на поле боя, это и способность совершить что-то в семье, в чём-то переступить через себя. Сегодня понятие подвига как никогда важно.

— Евгений Халдей умел не только смотреть, но и видеть, выстраивать кадр, который при этом не терял исторической ценности. Вы очень элегантно выглядите. Сказывается вкус, гены отца, ваше образование и профессия?

—  Спасибо. Это природа и гены, ведь у отца был потрясающий вкус. Профессионального образования у него не было, но профессионализм был. Он окончил только 4 класса и с 13-ти лет работал на заводе. Учился снимать, помогая фотографу — своему соседу, а затем — по снимкам в газетах и журналах, брошюре «Фотокоры на стройке социализма». В 1936 году прошёл курсы повышения квалификации в Москве. Но за границей, глядя на снимок «Завтра была война», его спрашивали, какую академию фотоискусства он оканчивал?

Всю жизнь в нём жила любовь к своему делу, даже когда стал совсем плохо видеть, всё равно продолжал фотографировать. А что касается моей профессии, связанной с технологией пошива одежды, мне не пришлось долго ею заниматься. Отучившись, я вышла замуж, появился ребёнок. Это сейчас детям няню нанимают, а тогда не было таких возможностей. Женщина — хранительница домашнего очага, поэтому очень много времени я посвятила своей семье. Бралась за любую работу, особенно в 90-х годах. Не так давно я потеряла сына. Вырастила внука, сейчас мы вдвоём с ним живём в Москве. Я продолжаю заниматься творческим наследием отца. К моей радости, его фотоработы востребованы до сих пор. Эти снимки — факты, память и высокое искусство. Очень хочется, чтобы их видели люди всех поколений.

— Ваша мама тоже была хранительницей семейного очага. Как познакомились ваши родители?

— Год рождения отца — 1917-й. 22 июня 1941 года в его школе состоялся выпускной вечер. В классе было 9 мальчиков и 14 девочек. Все мальчики ушли на фронт, выжил только мой отец. Год рождения моей мамы — 1923-й. В годы Великой Отечественной войны она рыла окопы, гасила зажигательные бомбы, сдавала кровь, поэтому награждена медалями «Почётный донор СССР» и «За доблестный труд в Великой Отечественной войне». В 1942 году она работала курьером в информационном ведомстве «Совинформбюро», потом её перевели в фотоотдел, где родители и познакомились. Поженились 31 октября 1945 года. Мама была для моего отца надёжным тылом, он очень любил её фотографировать.

—  А как отдыхал Евгений Халдей, не мог же он всё время фотографировать, и на работе, и дома?

—  Он много читал. Отдыхать, загорать у него не было возможности. Есть прекрасное фото родителей из Сочи сразу после бракосочетания. Но поездка на юг была очень недолгой, отец отправился снимать Нюрнбергский процесс.

—  Да, в фотоработах Евгения Халдея звучит не только тема войны, но и тема возмездия — в серии фотографий Нюрнбергского процесса. Однако сегодня в Европе о суде над военными преступниками нацистской Германии стараются не вспоминать.

—  Нюрнбергский процесс в наши дни требует большого внимания историков и общества. В 2021 году в Нюрнберге в зале, где проходил этот суд, четыре месяца работала фотовыставка Евгения Халдея. Люди приезжали из разных стран специально увидеть снимки не в газете, журнале или интернете, а отпечатанные с исходников.

—  Каким человеком был ваш отец в кругу семьи, друзей?

—  Друзья, фотокорреспонденты ТАСС в любое время прибегали к нам домой отпечатать снимки, часто собирались за столом! Я объездила с отцом полмира, о том, каким человеком он был, говорят и его фотографии. Когда люди спрашивали, как же он снял такой кадр, отец отвечал: «Душой и сердцем».

— Анна Ефимовна, большое спасибо за интересный рассказ, важные фаты и штрихи к биографии Евгения Халдея. В моей семье хранится его фотоальбом 2007 года выпуска из серии «Фотографическое наследие», мне специально привозил друг из Москвы, когда Крым ещё входил в состав Украины. По этому альбому я преподаю юным корреспондентам тему военной журналистики, рассказываю, как много Евгений Халдей сделал фотоснимков детей войны. Все знают, что в то время для журналистов и фоторепортёров работали строгие законы цензуры. Что об этом рассказывал ваш отец?

— Он говорил, что война дала право людям самим принимать решения, поэтому мы её и выиграли. Он был счастлив, что выжил, ведь сделав фотографию первого дня войны «22 июня 1941 года», дал себе обещание снять её последний день. И сделал фото «Знамя Победы над  рейхстагом»!

— Знал бы он, что война с нацизмом продолжится в XXI веке… Не могу не спросить, вы не боялись ехать на конференцию в Крым — регион, которому угрожают ракетными ударами?

— Мне, конечно, уже приходилось отвечать на этот вопрос. Но… когда мы чего-то боялись?

— Анна Ефимовна, большое спасибо вам за интервью!

Фотография — это документ, вещественное доказательство. В наши дни, как никогда, необходимо отстаивать историческую правду о Великой Отечественной войне и не дать возможности оппонентам, переписывающим историю, победить в информационной войне.

 

Текст: Н. Е. Новикова

Фото: А. А. Беланов

Размещение: Е. С. Жеманова