КЕРЧЕНСКИЙ МУЗЕЙ ДРЕВНОСТЕЙ В СОСТАВЕ ИМПЕРАТОРСКОЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
В самом древнем городе на территории России — Керчи, основанной более двадцати шести веков назад и издавна привлекающей к себе внимание любителей и ценителей истории, археологов и искателей древних артефактов, существует вот уже без малого 200 лет одно из старейших музейных учреждений страны — Керченский музей древностей (ныне Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник).
После вхождения Крыма в состав Российской империи в 1783 году, вопросы изучения и сохранения многочисленных памятников прошлых эпох не могли быть оставлены без внимания царствующей династии Романовых, соответствующих ведомств и учреждений. Забота о сохранении многочисленных памятников и предметов эпохи античности нашла отражение в указе Александра I, подписанном в последние месяцы его царствования, летом 1825 года, о необходимости открытия в Одессе и Керчи музеев древностей — первых такого рода государственных учреждений в России, в отличие от уже существовавшего муниципального музея в г. Феодосии. Керченский музей должен был хранить памятники, найденные в окрестностях Керчи, на Таманском полуострове и в Крыму, относящиеся к древнему Боспорскому царству. В основу музейного собрания легла коллекция французского эмигранта Поля Дюбрюкса, который с разрешения властей начал активно собирать античные древности с момента своего появления в Керчи в 1810 году.
Благодаря ходатайству М.С. Воронцова, указом императора Александра I Сенату от 19 июня 1825 г. Иван Павлович Бларамберг, один из первых русских археологов и коллекционеров древностей, был назначен чиновником по особым поручениям для «производства работ по отысканию древностей в Новороссийском крае и учреждения музеев в Одессе и Керчи». Он и возглавлял в 1825-1831 гг. Одесский и в 1826-1831 гг. Керченский музеи древностей с момента их основания и открытия.
Бларамберг произвёл ряд исследований по топографии древних городищ Северного Причерноморья. Развернул активную деятельность по созданию фондов музеев, собирая у частных лиц мраморные статуи, надгробия, амфоры, а также предпринял раскопки с целью пополнения коллекций. Древности из первых раскопок директора поступили и в музей Керчи. В марте 1828 г. Керчь-Еникальским градоначальником был назначен Иван Алексеевич Стемпковский, один из зачинателей российской классической археологии, который фактически возглавил всю археологическую деятельность в Керчи, так как И.П. Бларамберг постоянно проживал в Одессе.
После смерти И.П. Бларамберга (1831) и И.А. Стемпковского (1832) Керченский музей ещё некоторое время находился под присмотром П. Дюбрюкса в его доме, пока 28 мая 1833 года новым директором не стал А. Б. Ашик и не перевёл музей древностей в 1841 г. в новое специально для него предназначенное помещение.
Находясь в составе Министерства внутренних дел и получая с 1835 года государственное финансирование в размере 5000 руб., Керченский музей древностей несколько лет спустя обладал не только богатейшим собранием античных памятников Северного Причерноморья, но и стал фактически центром классической археологии на юге России. Только для него было построено на средства казны здание в античном стиле — копия храма Гефеста в Афинах — на склоне горы Митридат, вблизи бывшего акрополя Пантикапея. «Русская Помпея» — так тогда называли Керчь.
В этот период были проведены широкомасштабные археологические исследования, прежде всего, на Керченском полуострове и Тамани, давшие замечательные находки. Все ценные находки сразу отправлялись в Императорский Эрмитаж. В Керченском музее оставались дублетные, а также хрупкие и очень крупные, громоздкие предметы. Число находок античного времени, обнаруженных при Ашике, было довольно значительным. С его именем связано открытие на окраине посёлка Аджимушкай в феврале 1837 года великолепного склепа Царского кургана. В тот же год на Глинище археолог раскопал гробницу с золотой маской, украшающей ныне Золотую кладовую Эрмитажа. В 1848–1849 гг. им была издана в Одессе история древнего государства — «Воспорское царство с его палеографическими и надгробными памятниками, расписными вазами, планами, картами и видами» — первая попытка осмыслить накопленный к тому времени материал.
Учётом памятников археологии в первой половине XIX века занимались статистические комитеты Министерства внутренних дел Российской империи. Первые методические правила и наставления по раскопкам курганов и открытии древностей были разработаны в 1843 и 1851 гг. Одесским обществом истории и древностей (ООИД) по поручению генерал-губернатора Новороссии и Бессарабии графа М.С. Воронцова и во втором случае уже принимались по согласованию с Комиссией для расследования древностей, созданной в 1850 г. министром внутренних дел графом Л.А. Перовским. Разработанный им в свою очередь методический документ «Дополнительные правила для производства археологических разрытий в г. Керчи и его окрестностях», направленный на спасение от разграбления при раскопках исторического наследия, был утвержден императором Николаем I и стал основой для полевых археологических работ на юге России.
Понимание этих работ как дела не только научного, но и государственного значения сыграло основную роль в появлении Императорской Археологической комиссии (ИАК), которая была основана 2 февраля 1959 г. по представлению графа С.Г. Строганова. Комиссия была учреждена для принятия организационных мер со стороны правительства к охране памятников древности и к предупреждению их расхищения.
Ко времени основания Археологической комиссии все бессистемные раскопки, направленные, в основном, на поиски высокохудожественных предметов, закончились с приходом в 1853 году на пост директора Керченского музея А. Е. Люценко. Но оккупация города в 1855-1856 гг. англо-франко-турецкими войсками во время Крымской войны перечеркнула и поступательное развитие города, и приостановила проводимые музеем археологические исследования.
Керченский музей древностей, уже подчинявшийся с 1853 г. Министерству Императорского двора и уделов, с 1859 г. единственный из числа подобных учреждений империи поступает в заведование Императорской Археологической комиссии. Произошло это, конечно, не случайно. Как уже отмечалось, он служил поставщиком наиболее ценных археологических находок, обнаруживаемых на протяжении нескольких десятилетий на территории бывшего Боспорского царства, в Императорский Эрмитаж. Комиссия считала этот регион и в целом Северное Причерноморье перспективным для дальнейших поисков с целью пополнения эрмитажного собрания античных древностей. Керчь, к тому же, могла стать площадкой для реализации планов комиссии в решении проблем охраны памятников археологии.
Ежегодная правительственная субсидия для Императорской Археологической комиссии в первое время выражалась цифрою 17764 рублей, из которых 10000 рублей назначались на раскопки, а остальные 7764 рублей на жалованье членов и служащих в комиссии и Керченском музее. Впоследствии эта субсидия была увеличена до 30–35 тысяч рублей.
На выделенные средства директор Керченского музея А.Е. Люценко продолжил обширные и систематические раскопки на Керченском полуострове и Тамани, в частности боспорских курганных некрополей. Именно Люценко впервые поставил на научную основу процесс раскопок курганов и внёс в практику съёмку планов раскапываемых курганов, а его отчёты отличались подробностью и основательностью.
Керченский музей древностей и доступные для осмотра объекты античной истории на территории Керченского полуострова, как и прежде, интересовали русское общество. Знакомились с ними и представители царской семьи. Результатом посещения в 1863 году знаменитого Царского кургана цесаревичем Николаем Александровичем стала его реставрация в 1865–1866 гг. и превращение в экскурсионный объект. Сделано это было на средства Археологической комиссии и под контролем директора музея. В 1871 г был также отреставрирован и открыт для посещения раскопанный в 1858 г. А.Е. Люценко Мелек-Чесменский курган. Этот проект реализовало Одесское общество истории и древностей, в ведение которого он поступил, и год спустя получившее по воле Александра II, «в воздаяние заслуг, оказанных отечественной науке», наименование Императорского. Оба объекта в Керчи превратились со временем в своеобразные музеи с большими комплексами лапидарных и в т.ч. эпиграфических памятников.
Последнее десятилетие XIX века в истории музея и комиссии связаны с именем К. Е. Думберга, кандидата наук, историка, археолога и нумизмата, зачисленного на должность директора в результате настоятельного обращения к графу Бобринскому и ставшего одновременно в 1891 г. членом ИАК.
При тесном взаимодействии с Императорской Археологической комиссией К.Е. Думбергом были проведены в 1896–1900 гг. первые крупномасштабные раскопки городища Пантикапея на северном склоне горы Митридат и некрополя, сделаны попытки составления археологической карты Пантикапея, определены направления научно-просветительской работы музея. «Раскоп Думберга» после строительства домика смотрителя был превращён в музей под открытым небом.
В этот период благодаря посредничеству Керченского музея древностей в Императорской Археологической комиссии была организована выставка частной коллекции керченского коллекционера А. В. Новикова. Часть коллекции после выставки была приобретена Императорским Эрмитажем
Рубеж XIX и XX вв. ознаменовался широкомасштабными раскопками античных некрополей на территории Керченского и Таманского полуостровов. Продолжая исследование античных памятников, директор Керченского музея В.В. Шкорпил вёл энергичную борьбу с грабительскими раскопками. На горе Митридат Шкорпилом было открыто множество катакомб, часть из которых украшены фресками или рельефами. Количество раскопанных им объектов, найденных и приобретённых вещей, написанных отчётов и научных публикаций просто восхищает, а трудолюбие и профессионализм археолога вызывают глубокое уважение.
Начиная со средины 1900-х гг. археологическая деятельность В.В. Шкорпила позволила не только продолжить комплектование фондов Эрмитажа, но увеличить коллекции Керченского музея. На средства Императорской археологической комиссии, для сохранения памятников были приобретены у частных владельцев уникальные памятники погребальной архитектуры: склеп 1891 года, «склеп Деметры» (оба памятника ныне входят в состав Восточно-Крымского музея-заповедника), а также двойной склеп 1873 года, т.н. «Склеп Сабазиастов».
Так благодаря Императорской Археологической комиссии в Керчи начал формироваться своеобразный историко-археологический музей-заповедник, в состав которого кроме музея древностей вошли памятники погребальной архитектуры и античные городища, что заметно отличало Керчь от других городов Крыма и всего Юга России.
Вхождение в состав Императорской Археологической комиссии позволило иметь во главе руководства Керченского музея древностей высококвалифицированные кадры, приглашать для занятий археологией не только местных работников (С.И. Веребрюсов, Ф.И. Гросс, В.В. Шкорпил), но и специалистов из столицы империи и Прибалтики (А.Е. Люценко, К.Е. Думберг, К.Э. Гриневич). Кроме того, чтобы проводить масштабные раскопки и осуществлять изучение археологических памятников на территории бывшего Боспора, музей плодотворно сотрудничал с такими известными отечественными учёными, как И.Е. Забелин, В.В. Стасов, Н.П. Кондаков, А.А. Бобринский, Ю.А. Кулаковский, В.В. Латышев, Н.И. Веселовский, М.И. Ростовцев, Д.В. Фармаковский. Созданием Императорской Археологической комиссией было положено начало новому этапу в истории исследования античных древностей Юга России, разработке методики научных исследований античных памятников.
Несомненно, Керченский музей древностей смог состояться как известное в научном мире учреждение благодаря Императорской Археологической комиссии. Именно она финансировала и направляла его деятельность в области археологических исследований, восстановлении и охране памятников древности, участвовала силами членов ИАК в его работе и популяризации результатов изысканий в своих научных трудах.
Многолетнее взаимодействие Императорской Археологической комиссии и Керченского музея древностей позволило не только упорядочить археологические исследования в Керчи и на Керченском полуострове, осуществить комплексное музейное строительство в городе, а также сохранить, по возможности, бесценные памятники античной истории Боспора.
В целом почти 60-летний период пребывания музея в составе комиссии — очень интересная, наполненная важными открытиями и ценными находками, известными именами и событиями страница истории одного из старейших музейных учреждений России — Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника, достойного правопреемника Керченского музея древностей.
Н. В. Быковская, В. Ф. Санжаровец
Аннотации к иллюстрациям
Рис. 1. Здание музея древностей на г. Митридат. Построено в 1835 г. Использовалось для нужд музея в 1841-1855 гг., 1923-1943 гг. Утрачено в 1959 г. Фото 1920-х гг. Из фондов ВКИКМЗ.
Рис. 2. Вид на дромос Царского кургана с экспонируемыми в нем древними надгробиями. С почтовой открытки начала XX в. Из фондов ВКИКМЗ.
Рис. 3. Вид на Мелек-Чесменский курган и выставленные снаружи экспонаты. С почтовой открытки начала XX в. Из фондов ВКИКМЗ.
Рис. 4. Экспозиция музея древностей в квартире частного дома. После разорения здания на г. Митридат музей в 1856-1921 гг. вынужден был использовать для своей деятельности съемные помещения. Фото 1890-х гг. Из фондов ВКИКМЗ.
Рис. 5. Музейная экспозиция в погребальной камере Мелек-Чесменского кургана. Фото 1890-х гг. Из фондов ВКИКМЗ.
Рис. 6. Раскопки Львиного кургана на Митридатовой гряде в Керчи археологом К. Думбергом. Фото 1894 г. Из фондов ВКИКМЗ.
Рис. 7. Христианский склеп V века н. э. в г. Керчи, исследованный в 1895 г. Ю. Кулаковским. Использовался в последующем в качестве экскурсионного объекта. С рисунка 1895 г.
Рис. 8. Раскоп на г. Митридат на городище Пантикапей, выполненный К. Думбергом в 1896-1900 гг. Был превращен в музей под открытым небом. Фото 1899 г. Из фондов ВКИКМЗ.
Рис. 9. Выставка керченского коллекционера А.В. Новикова в помещении Императорской Археологической комиссии. Коллекция закуплена по «повелению» Николая II для Императорского Эрмитажа. Фото 1900 г. Из фондов ВКИКМЗ.
Рис. 10. Христианское надгробие из известняка V века н. э. Ныне экспонируется в Лапидарии — Музее каменных древностей. Фото 1903 г. Из фондов ВКИКМЗ.
Рис. 11. Частный жилой дом, в котором работал в 1900-1922 гг. Керченский музей древностей. С почтовой открытки начала XX века. Из фондов ВКИКМЗ.
Рис. 12. Надгробие из мрамора IV века н.э. Ныне экспонируется в Лапидарии — Музее каменных древностей. Фото начала XX века сделано в экспозиции музея древностей. Из фондов ВКИКМЗ.




