купить билет

НА ПАМЯТНОМ ЗНАКЕ В ЧЕСТЬ ЭЛЬТИГЕНСКОГО ДЕСАНТА БУДЕТ РАЗВЕВАТЬСЯ ФЛАГ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

Победу народов СССР в Великой Отечественной войне нельзя отменить или замолчать. Это наш нематериальный капитал, который хотят отнять, обесценить и растоптать с целью перепрограммирования нашего исторического кода и предмета национальной гордости и самосознания. Оплаченная миллионами жизней, это не только Великая историческая Победа 1945 года, но и символ победы духа над мракобесием современности.


Дорогой ценой досталось нашей стране освобождение города Керчи — ценой крови погибших солдат и моряков. Вот уже 80 лет к братским могилам, памятникам Керчи и близлежащих посёлков, где проходили жестокие бои, горожане несут цветы и венки. До сих пор продолжаются поиски останков погибших воинов. В летописи Великой Отечественной войны запечатлены мужество и отвага героев Керченско-Феодосийской и Керченско-Эльтигенской десантных операций.

В феврале 2023 года Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник обратился к руководителям Судостроительного завода  им. Б. Е.  Бутомы Олегу Гончарову, ООО «Кирамет» Юлии Иванишкиной, ООО «Реставрационно-Строительная Компания» Сергею Кривобокову с просьбой провести работы по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Памятный знак (мотобот) в честь Эльтигенского десанта» на берегу Керченского пролива в мкр-не Героевское.

Через год в феврале 2024 года начались работы на основании Разрешения Министерства культуры Республики Крым. Научно-проектную документацию на выполнение первоочередных противоаварийных мероприятий разработало ООО «Кирамет». Между ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник» и ООО «Реставрационно-строительная компания» был заключён договор о выполнении работ. Реализовал проект трудовой коллектив Судостроительного завода им. Б. Е. Бутомы, который много лет шефствует над этим памятником.

После первоочередных противоаварийных и консервационных мероприятий мотобот вновь установлен на постамент. Проведены работы и по обновлению постамента.

Историческая справка. Под утро 1 ноября 1943 г. юго-западнее Камыш-Бурунского порта, в районе рыбацкой деревни Эльтиген и бывшей коммуны «Инициатива» близ Тобечикского озера, был высажен десант 18-й армии Северо-Кавказского фронта (командующий генерал-полковник Иван Петров) во взаимодействии с Новороссийской и Керченской военно-морскими базами Черноморского флота. Командиром этой десантной группы был контр-адмирал Георгий Холостяков, возглавлявший Новороссийскую ВМБ. В состав отрядов первого броска входила 318-я стрелковая Новороссийская дивизия под командованием полковника Василия Гладкова с приданными ей 386-м отдельным батальоном морской пехоты Новороссийской ВМБ (командир — капитан Николай Беляков) и 142-м отдельным батальоном морской пехоты (командир — майор Семён Григорьев) 255-й Краснознамённой морской стрелковой бригады ЧФ. Первоочередными задачами были захват плацдарма и взятие Камыш-Бурунского порта. Форсирование пролива проходило в штормовых условиях и сложной минной обстановке, высадка осуществлялась под сильным заградительным огнём противника.

Штурмовой авангард высадки десанта — десантные боты и моторные баркасы — получил общее название «мотобот». Позже в проливе появились катера противовоздушной обороны (ПВО), вооружённые зенитными полуавтоматами, и на них тоже распространилось привычное название. Впервые они упоминаются в оперативной сводке за 11 ноября 1943 года.

Под бомбёжками и пулемётным обстрелом с воздуха, миномётно-артиллерийским огнём с берега, преодолевая минные заграждения, в шторм, при плохой видимости, наши мотоботы доставляли на крымский берег десантников, боеприпасы и продовольствие. Некоторые, изрешечённые пулями, осколками мин и снарядов, с трудом держались на плаву. Мужество проявили моряки-катерники и мотоботчики, многие награждены орденами и медалями.

Одним из погибших в операции был катер ПВО-24. Затонул он в Камыш-Бурунской бухте в ночь с 25 на 26 ноября в ходе неравного боя с немецкой быстроходной десантной баржей.

Поднят со дна Керченского пролива в апреле 1977 г., весь в пробоинах, обросший ракушками. Не найдя технической документации, инженеры завода «Залив» сами изготовили чертежи. Восстановление проводили силами заводской молодёжи и учащихся ГПТУ-11. Были задействованы рабочие докового и корпусного цехов, бригада судосборщиков Александра Каменева.

Установлен как Памятный знак «Мотобот» в 15–20 м от берега пролива. Корпус металлический. В его новой части имеются 37-мм зенитное орудие, на корме крупнокалиберный пулемёт и металлический военно-морской флаг. Длина мотобота 15 м, ширина 3,2 м. Водружён на бетонный постамент, по форме напоминающий гребень морской волны.

На передней части постамента прикреплена бронзовая доска с текстом: «Мотобот, принимавший участие в Керченско-Эльтигенской десантной операции в ноябре 1943 года. Восстановлен комсомольцами завода “Залив” им. Б. Е. Бутомы к 35-й годовщине десантной операции. 1978».

Сотрудников ООО «Реставрационно-Строительная Компания» настолько увлекли работы по сохранению объекта культурного наследия, что они сами провели архивный поиск и нашли новые документы. В информационном письме генеральному директору Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Татьяне Умрихиной генеральный директор Реставрационно-строительной компании Сергей Кривобоков сообщил, что в ходе проведения корпусных работ по сохранению «Памятного знака “Мотобот”» обнаружено крепление для флагштока. В рамках авторского надзора принято решение о его восстановлении, т. к. анализ исторических документов и фотографий подтвердил, что наличие символики, отображающей род войск на десантных мотоботах в период с 1941 по 1950 г. в виде установленного флага Военно-морского флота, являлось обязательным, тогда как иной символики на подобные виды судов не наносилось.

Выяснено, что с 1942 по 1950 г. на судах гвардейских соединений, в том числе и участвовавших в Керченско-Эльтигенской десантной операции, устанавливались флаги ВМФ СССР образца «Гвардейский военно-морской флаг». 19 июня 1942 года приказом Народного комиссара ВМФ СССР № 142 для кораблей ВМФ, экипажи которых удостоены гвардейского звания, был установлен гвардейский военно-морской флаг. Изначальный вид этого флага копировал вид военно-морского флага, но под звездой и серпом с молотом располагалась гвардейская лента по центру длины.

В конце 1930-х гг. рождалось новое поколение десантных судов — началась разработка проектов, большая часть которых реализовывалась уже в ходе Великой Отечественной войны. Для речных и озёрных переправ проект десантного моторного бота в деревянном и стальном исполнении разработало Горьковское центральное конструкторское бюро. В начале 1942 г. Гороховецкий судостроительный завод получил большой заказ на постройку таких судов для Волжской военной флотилии, и уже летом того же года первые катера были доставлены вниз по Волге в Астрахань.

Опыт десантных операций показал, что в составе ЧФ необходимы суда специальной постройки для высадки войск и техники в условиях песчаного, болотистого и каменистого побережий. Выбор пал на мотоботы гороховецкой постройки, которые доставляли по железной дороге в Туапсе, вероятно, из Астрахани по Закавказской железной дороге. В январе 1943 г. из них составили дивизион десантных плавсредств Новороссийской ВМБ.

Из воспоминаний ведущего конструктора проекта десантных ботов Петра Балуева: «Размеры ботов были такими, что боты можно было отправить по железным дорогам, хотя и негабаритным грузом I степени. Боты имели открытый трюм с сиденьями по бортам и торцам трюма, являющимися одновременно воздушными ящиками, заполненными быстро твердеющей пеной, преграждающей доступ воде при пробоинах. Катера проекта 165 изготавливались нами в нескольких модификациях, десантные боты, катера ПВО, плавучие батареи-катамараны и катамаран-паром для перевозки гусеничной и колесной техники.

В те годы завода в современном представлении не существовало: имелся один деревянный рубленый сарай, где обрабатывались листовая и профильная сталь, да сарай-навес, где приспособились собирать корпуса и вести монтаж ботов. Позднее приспособились тут же на суше проводить испытания двигателей. Был ещё маленький литейный цех, изготавливающий чугунное литьё — вот и весь завод. Изготовленные катера в зимнее время на деревянных салазках трактором тащили 12 км к железной дороге, там затаскивали на ж/д платформу (кранов не было) и отправляли по назначению вместе с командой, которая комплектовалась у нас из состава матросов уже побывавших на фронтах, но отобранных для комплектации команд на наши боты.

Главным конструктором проекта 165 и всех его модификаций был Кожевников Павел Михайлович. Он часто бывал на заводе, участвовал во всех испытаниях. Моряки не сидели без дела в ожидании, когда мы сдадим бот. Они много помогали заводу, работая вместе с нашими рабочими. Мы, конструкторы, проработав в техотделе 8–10 часов, шли ещё на стапель работать сборщиками, и нам лестно слушать похвалы опытного мастера Огарышева Павла Матвеевича, собиравшего ещё броненосцы царского флота в Ленинграде и Николаеве, что мы собираем отлично, и он ставит нас в пример кадровым сборщикам. Матери и подростки поступали работать в цеха вместо ушедших на фронт родственников».

В преддверии 80-летия освобождения Керчи и Крыма от немецко-фашистских захватчиков уникальный для нашего города-героя памятник помогли сохранить на безвозмездной основе ООО «Кирамет» и ООО «Реставрационно-строительная компания».

Генеральный директор ООО «Реставрационно-Строительная Компания» Сергей Кривобоков:

«Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник выступил с замечательной инициативой провести работы по реставрации Памятного знака в честь Эльтигенского десанта, и наше предприятие с удовольствием приняли участие в этом проекте. Отреставрированный красавец-мотобот снова занял своё место на постаменте и, можно сказать, продолжает нести свою вахту и защищать, как и прежде, побережье города-героя Керчи. Для реализации проекта была проделана огромная работа. Сотрудники музея-заповедника подняли и подготовили архивную информацию о предыдущей реставрации плавсредства, о том, как судно было закреплено на постаменте, что очень важно для осуществления демонтажа, ведь мотобот — не макет, а настоящий боевой катер, ещё и оснащенный оригинальными боевыми орудиями, имеет довольно ощутимый вес. К тому же металлические элементы судна были сильно коррозированы. Нам предстояла сложная задача: не повредив, снять катер с постамента и доставить его в ремонтные доки судостроительного завода “Залив” имени Б. Е. Бутомы.

После изучения архивных материалов, предоставленных сотрудниками музея-заповедника, специалисты проектного института ООО “Кирамет” разработали проект первоочередных противоаварийных мероприятий, которые в том числе включали и корпусные работы. Специалисты очистили металлические элементы мотобота от продуктов коррозии и покрасочных наслоений, провели корректировку дефектов и утрат, восстановили участки с отсутствующими или повреждёнными металлическими элементами. Затем последовала обработка металлических элементов и корпуса мотобота преобразователем ржавчины, нанесение на них антикоррозионного защитного покрытия, грунтовка и окраска корпуса и металлических элементов мотобота.

Сейчас памятный знак вновь установлен на постамент, ведутся работы по устройству защитной армированной рубашки на подпорной стене, окраске поверхностей постамента и монтажу мемориальной плиты на каменную стелу. К 11 апреля — 80-летию освобождения Керчи от фашистских захватчиков жители и гости города смогут увидеть обновлённый мотобот во всей красе!

Слаженный коллектив нашего предприятия выполнял свою работу с большим воодушевлением ради общей цели: восстановить важный для города и страны объект — памятник подвигу героев Великой Отечественной войны, участников Эльтигенского десанта. Мы объединили свои усилия, знания и ресурсы вместе с проектным институтом “Кирамет”, Судостроительным заводом им. Б. Е. Бутомы и смогли вместе сделать городу подарок — отреставрировать мотобот. Огромная заслуга в этом генерального директора Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Татьяны Викторовны Умрихиной, она нас всех “заразила идеей”, и всё получилось! Это ещё раз доказывает, что неравнодушие, любовь к своему делу, городу, стране — не пустые слова, а дела и поступки.

Хочу пожелать всем жителям Керчи, чтобы они хранили память о подвиге солдат и матросов, которые ценой своих жизней не дали врагу покорить свой народ. Это позволяет нам гордиться своей историей. Без исторической памяти и гордости за свою страну общество не может жить, нам всем есть чем гордиться!»

Генеральный директор ООО «Кирамет» Юлия Иванишкина: «Наше предприятие разрабатывало научно-проектную документацию по сохранению объекта культурного наследия регионального значения “Памятный знак в честь Эльтигенского десанта”. Документацию рассматривал научно-методический совет при Министерстве культуры Республики Крым. Благодаря энтузиазму специалистов Судостроительного завода им. Б. Е. Бутомы проект воплощён в жизнь качественно и быстро! Ведущие cотрудники нашего предприятия — главный архитектор проекта Александр Горбач и главный инженер Анатолий Литовченко — приезжали на завод для согласования работ по ремонту и покраске этого плавсредства. Теперь Памятный знак в честь Эльтигенского десанта на берегу Керченского пролива будет выглядеть достойно многие годы!

От имени возглавляемого мною коллектива сердечно поздравляю жителей легендарной Керчи с 80-летием освобождения города и Крыма от немецко-фашистских захватчиков! Земля нашего полуострова обагрена кровью советских солдат. На керченской земле моя прабабушка с тремя маленькими детьми выживала в фашистской оккупации, а бабушка, будучи тогда 10-летним ребёнком, спасала от голода раненого солдата. Память о подвигах крымчан на фронте и в тылу навсегда останется в моей генетической памяти и в душе!»

Коллектив Восточно-Крымского музея-заповедника выражает благодарность ООО «Реставрационно-строительная компания», ООО «Кирамет» и всем, кто в столь сложное для России время на безвозмездной основе помог сохранить уникальный для города-героя Памятный знак — свидетеля и непосредственного участника героического и драматического Эльтигенского десанта. Особая благодарность — генеральному директору судостроительного завода имени Б.Е.  Бутомы Олегу Александровичу Гончарову и коллективу завода за помощь в реализации проекта! Отрадно, что в ходе проведения корпусных работ по сохранению «Памятного знака “Мотобот”» восстановлено крепление для флагштока, на котором теперь будет развеваться флаг Военно-морского флота!

 

Подготовила Наталья Новикова