купить билет

Древний город Китей

Земля Восточного Крыма хранит в себе следы многих народов и эпох. Первые города здесь существовали более 2,5 тысяч лет назад. Ещё в VII в. до н. э. появляются первые греческие колонисты из ионийского города Милета. Керченский пролив тогда носил название «Боспор Киммерийский». По обоим его берегам было основано множество греческих городов и поселений.


Один из городов Европейского Боспора располагался в 40 км к югу от Пантикапея на берегу Чёрного моря возле входа в Керченский пролив. Основанный в конце VI – начале V в. до н. э., Китей играл важную роль в истории Боспорского царства. Город упоминается древними авторами, начиная с IV в. до н. э., под разными названиями: Кидеаки, Китайя, Кита, Китей. Скорее всего, в его основании принимали участие выходцы из разных греческих городов, в том числе, Пантикапея и Нимфея. Первые исследователи Китея полагали, что название города происходит из языка местных племён. Но, скорее всего, это имя греческого происхождения и означает в переводе «изгиб, кривизна». Возможно, оно связано с местоположением — за изгибом мыса Такиль. Города с похожими названиями известны в Северной Греции, на островах Крит, Кипр и в Колхиде. Возможно, Китей был основан как форпост для защиты торговых судов от пиратов, живших на Черноморском побережье Кавказа. Располагался он на равнине, пригодной для пастбищ и пашен. Море было богато рыбой.

В центре городища Китей археологами обнаружен самый ранний культурный слой. В числе находок — фрагменты керамики, кости свиней, крупного и мелкого рогатого скота, собак, терракотовые статуэтки богини, сидящей на троне. В данном месте находилось святилище, вокруг которого, предположительно, и был построен город.

В V в. до н. э. постепенно формируется городская территория и появляется хора — пригородные сельскохозяйственные угодья. Фортификационные сооружения в это время отсутствуют, что говорит о мирных отношениях с соседними скифскими племенами. Также Китей торговал с греческими городами. Основным торговым партнёром был Хиос.

Первые жители Китея были земледельцами, поэтому место для главного святилища должно было соответствовать культам божеств плодородия. Им стал скальный холм с природными расселинами, где осуществлялись жертвоприношения. В самый ранний период на территории священного участка не было храмов. Постепенно расселины заполнялись жертвоприношениями, посвятительными дарами и золой. К концу V в. до н. э. на их месте вырастают зольные холмы, которые к III в. до н. э. слились в один огромный зольник.

Самым ранним и основным здесь был культ Деметры. Обряды в её честь совершались в самом центре зольного холма у расселин. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки: кости крупного и мелкого рогатого скота, свиней, птиц, рыб, раковины устриц, терракотовые статуэтки, расписная посуда, светильники и т. д.

Вместе с Деметрой здесь, предположительно, почиталась и её дочь Кора-Персефона — богиня прорастающих злаков и повелительница царства мёртвых.

В это же время в Китее получил распространение культ Диониса. В ранний период истории города он почитался в ипостаси Иакха — хтонического (подземного) божества, связанного с Деметрой и Элевсинскими мистериями.

Также существовал здесь культ Аполлона Врача. В этой ипостаси Аполлон почитался в Милете как главный покровитель колонистов. В Боспорском царстве этот культ имел общегосударственный характер. Среди находок, связанных с Аполлоном, встречаются статуэтки барсука, монеты-стрелки, наконечники стрел, фрагменты посуды с посвятительными граффити.

В IV в. до н. э. в Китее были построены крепостные стены с башнями и рвом. Наиболее мощные укрепления располагались в восточной части города. Скорее всего, они предназначались для обороны от пиратов из племён зихов, гениохов и ахейцев, живших на кавказском. Они являлись основными врагами города в это время.

В конце IV в. до н. э. Китей подвергается набегам скифов, для защиты от которых была укреплена северная стена. К этому периоду относятся наиболее ранние сохранившиеся жилые и хозяйственные постройки города. Большую часть находок представляют фрагменты амфор из Гераклеи, Фасоса, Синопы, Византия, Пантикапея и других греческих городов, а также фрагменты парадной и столовой посуды, бальзамарии, светильники.

Первый расцвет Китея пришёлся на IV–III вв. до н. э. Интенсивно развиваются его экономика и культура. В IV в. до н. э. здесь возникают собственные гончарные мастерские, в которых изготавливают и черепицу. Производство керамики контролировалось местными чиновниками, что свидетельствует об автономии города после вхождения его в состав Боспорского царства. Развиваются металлургическое (выплавляли железо, бронзу и свинец), косторезное (иглы, гребни, флейты, резные пластины), камнетёсное (надгробные стелы, статуи), деревообрабатывающее, ткацкое и другие ремёсла.

Однако основным занятием жителей продолжало оставаться земледелие. Китей имел обширную хору, на территории которой обнаружены следы межевания наделов. Выращивали, в основном, пшеницу и ячмень. Город мог участвовать в хлебной торговле с греческими городами Средиземноморья, составлявшей основной источник доходов Боспорского царства. Занимались в Китее также виноградарством и виноделием.

Ещё одной важной отраслью хозяйства было рыболовство. Об этом свидетельствуют находки игл для плетения сетей, рыболовных грузил и крючков. Среди костей рыб, обнаруженных на городище, преобладают осетровые, также встречаются раковины мидий и устриц.

Кроме этого, занимались здесь и скотоводством. В ранний период истории города преобладало разведение крупного рогатого скота.

Китей активно торговал с городами Малой Азии, Греции, Италии и Египта. Основным поставщиком импортных товаров была Гераклея Понтийская, а парадную чернолаковую посуду везли в основном из Афин.

Наступает расцвет и в духовной жизни Китея. В это время сохраняется почитание культов Деметры, Диониса и Аполлона. С первой половины IV в. до н. э. популярным становится культ Кибелы — Великой матери богов, зародившийся во Фригии и заимствованный жителями Китея из греческих полисов Малой Азии. В этот период обряды в честь Деметры и Кибелы проводились в одном святилище, возможно, в разное время года.

К IV в. до н. э. относятся самые ранние находки, относящиеся к культу Афродиты. Здесь её почитали совместно с Дионисом. Большинство находок было обнаружено в восточной части зольника. Это главным образом терракотовые статуэтки, принесённые в дар богине.

В это же время в Китее существовал культ безымянных героев. Подобные культы были распространены в Греции с древнейших времён. В колониях в качестве обожествлённых героев почитались ойкисты — основатели городов. Скорее всего, такой культ в Китее возник в V в. до н. э. и существовал до первой половины IV в. до н. э.

На том же участке, где проводились обряды в честь Афродиты и Диониса, обнаружены терракотовые статуэтки и граффити, связанные с культом Геракла. Причём совместное почитание культов Афродиты и Геракла характерно только для Боспора.

Второй период расцвета Китея относится к I –II вв. н. э. В это время Боспорское царство находилось под влиянием Римской империи. Город продолжает оставаться одним из важнейших военно-опорных пунктов Боспора. Об этом свидетельствуют следы перестройки и укрепления оборонительных стен.

С I в. до н. э. в Китее, как и в других городах Боспора, появляются религиозные союзы — фиасы. На священных участках продолжается проведение ритуалов. Среди находок первых веков новой эры уже не встречаются терракотовые статуэтки и граффити.

В III в. н. э. в религиозной жизни Боспора, как и всего античного мира, происходят изменения, связанные с появлением новых культов. Распространяется культ единого бога, соединяющий в себе черты греческих, фригийских, иранских, иудейских религиозных традиций. В 1918 г. на месте центрального святилища в Китее был обнаружен культовый стол, являвшийся частью храма, посвящённого «Богу Гремящему, Внемлющему». Из надписи на столе следует, что этот храм был возведён «патридой кититов» (союзом китейской знати) в 234 г. Рядом со столом были найдены мраморные солнечные часы первых веков новой эры с изображением головы быка, вероятно, тоже принадлежавшие этому храму.

Во второй половине III в. Боспор подвергается нашествию германских племён, основную часть которых составляли готы. На несколько десятилетий Боспорское царство оказывается под властью германцев. В 275 г. в морском сражении недалеко от Китея готские пираты были разгромлены объединённым римско-боспорским флотом. С этого времени начинается кратковременное возрождение боспорских городов, в том числе Китея. Производится перестройка городской оборонительной системы.

К III в. относится появление в Китее первых христиан. Распространение христианства подтверждается находками с христианской символикой (перстень с изображением Т-образного креста и двух рыб, краснолаковые тарелки с изображениями крестов). Возможно, китейские христиане в IV–V вв. представляли отдельную единицу в Боспорской епархии.

Китей, в отличие от многих городов Боспора, пережил разрушительное нашествие гуннов в IV в. В первой половине VI в. он входит в состав Византийской империи. В том же столетии из-за частых землетрясений была нарушена структура водоносных слоёв. Скорее всего, тогда последние жители покинули город. К этому же периоду относятся следы пожаров, которые можно связать с разрушением Китея племенами тюркютов.

 

В. В. Пономарёв,

младший научный сотрудник отдела «Лапидарий» ВКИКМЗ