купить билет

Волшебный мир керамики

В экспозиции историко-археологического музея привлекают внимание разноцветные блестящие черепки с витиеватыми орнаментами. Это средневековая поливная посуда.


В период средневековья Керчь была ремесленным центром. В этом сказалась живучесть старых традиций и старых культурных связей со всем Причерноморским миром, не прерывавшихся на протяжении многовековой истории города. Особенно отчётливо эти традиции и связи проявились в художественной культуре.

Ведущей областью художественного творчества стало прикладное искусство, искусство ремесленника-гончара, ремесленника-металлиста, ремесленника-ткача, полнее всего сохранивших художественные традиции. Их искусство было народным по самой своей природе, призванным удовлетворять повседневные запросы широких слоёв горожан.

Пожалуй, лучше всего мы можем судить об этом искусстве по художественной керамике. Одной из ведущих её отраслей является поливная посуда. Полива — это блестящая прозрачная глазурь, покрывающая поверхность сосуда. Поливные орнаментированные блюда, большие и малые, чашки, миски, тарелки и кувшины составляли неотъемлемую часть всей бытовой обстановки жилой усадьбы. Блюда украшали стены жилых комнат, чашки, тарелки и кувшины составляли праздничный набор посуды, непременный в каждой семье. Этими изделиями, как видно, очень дорожили (на многих видны следы ремонта), они переходили из поколения в поколение.

Поливная посуда — тот вид прикладного искусства, который глубже всего проник в быт средневекового города, стал наиболее массовым видом искусства и потому полнее всего представлен в археологическом материале.

Своё происхождение ранняя поливная керамика ведёт от краснолаковой посуды позднего римского производства. Об этом свидетельствуют преемственность лака и поливы, форм краснолаковой посуды римского времени и средневековой поливной посуды. Большая часть этого хрупкого товара шла в Восточную Европу из городов Византийской империи. Начало массового вывоза этой посуды относится ко второй половине IX века, когда она достигает высокого этапа развития.

Ранним типом византийской керамики считается белоглиняная посуда с пятнистой зелёной поливой и штампованным орнаментом. Ей предшествовал довольно долгий период медленного овладения техникой производства. На начальном этапе для декоративных целей использовалась глина двух сортов: белая и серая. Под прозрачной поливой она приобретала различные оттенки.

Поиски приёмов орнаментации поливной керамики привели от использования простой глины (ангоба) к росписи красящими окислами. Ангоб — тонкий слой высококачественной глины на керамике. Наносится до обжига путём погружения сосуда в водный раствор глины. Нанесение ангоба преследует две цели — украшение сосуда (умело подобранная глина давала при обжиге приятный цвет — красный, жёлтый или чёрный) и увеличение водостойкости изделия.

Данные приемы орнаментации получили дальнейшее развитие в византийской керамике с подглазурной росписью. Для неё использовалась прозрачная или чуть желтоватая кроющая глазурь, пропускающая цвет окисла или ангоба.

Этот простейший прием открывал широкие возможности декорировать керамику, что обеспечило популярность и спрос на расписную белоглиняную посуду в Византии и за её пределами на протяжении почти пятиста лет. Появление этой посуды относится к IX–X векам, исчезновение — к XIII–XIV векам.

Поиски ответа о путях развития производства полихромной керамики привели исследователей к искусству народов Востока. Полихромная керамика сохраняет в относительной неприкосновенности тканые мотивы, дошедшие до нас в редких находках самих тканей, и в стенной живописи Средней Азии V–VIII веков. Среднеазиатское искусство сформировалось на традициях, уходящих корнями в глубокую древность и развившихся в Сасанидскую эпоху на громадной территории от Египта до Средней Азии.

Производство красноглиняной поливной керамики развивалось параллельно с производством белоглиняной керамики, подчиняясь тем же воздействиям и традициям. Однако свойство материала (красная глина) обуславливало некоторое своеобразие в способах орнаментации, влиявших на стиль продукции в целом.

Так, наиболее эффективный приём орнаментации белоглиняной посуды — роспись — уступил место в красноглиняной посуде гравировке острым инструментом по глине, покрытой ангобом. Способ этот получил название «граффито». Как и рельефный орнамент в белоглиняной керамике, граффито восходит к торевтике. Орнамент «граффито» широко распространился на Ближнем Востоке, в Средней Азии и Закавказье уже в IX–X веках. В Византии он привился только в XI веке, продержавшись из-за своей простоты и эффективности до позднего средневековья.

Одним из ярких примеров этой посуды является красноглиняное поливное блюдо, найденное в 1990 году во время раскопок в Кооперативном переулке. Блюдо тонкостенное, внутренняя сторона покрыта бледно-жёлтой поливой с рисунком: в центре медальон с изображением птицы, который окаймляют два концентрических пояска. Рисунок сделан очень тонкой врезной линией, подражая гравировке по металлу. Изящное, утончённое изображение птицы выполнено уверенной рукой опытного мастера. Сквозные отверстия на блюде говорят о его ремонте, очевидно, им очень дорожили. Сегодня это блюдо можно увидеть в одной из витрин действующей экспозиции историко-археологического музея.

Вероятно, уже в XII веке в городах Крыма возникает местное производство поливной керамики. Открытые мастерские поливной посуды относятся, правда, к более позднему времени — XIII–XIV векам, но, судя по изделиям, производство было уже настолько налажено, что возникновение его в XII веке представляется бесспорным. Если эта керамика и производилась в крымских мастерских, то византийские истоки её всё же несомненны.

Для поливной керамики Крыма после XII века характерно явное влияние закавказского гончарства. Стилистически эта посуда ближе всего к керамике Грузии, Армении, Азербайджана.

Поливная керамика — вид прикладного искусства, возникший в IX веке и продержавшийся вплоть до XVII века, до сих пор поражает современного человека разнообразием орнаментов (всевозможные плетёнки, волюты, растительные рисунки) и яркостью красок.

 

Корр. комп. набора: Н. Н. Непомнящая, лит. Редактор