купить билет

СТЕПНОЙ ФОРПОСТ. ИСТОРИЯ, РАССКАЗАННАЯ АРХЕОЛОГАМИ

Керченский историко-культурный заповедник в своей музейной работе заложил основы нового направления, которое в будущем станет значимым явлением и даже новой традицией.


Из ряда выставок, которые ежегодно создаются Керченским историко-археологическим музеем, одна будет посвящаться работе отдельной археологической экспедиции. И первым шагом на этом пути стало создание выставки «Степной форпост. История, рассказанная археологами», посвящённой 25-летию Артезианской археологической экспедиции.

Артезиан… Ещё совсем недавно это название было известно лишь историкам. Однако с того времени, как в нашем музее впервые за много лет была открыта выставка, посвящённая работе отдельной экспедиции, это название будоражит умы керчан и гостей города: «Артезиан — это где? А что это? А сколько лет там идут раскопки?» И самый главный вопрос: «Неужели все эти вещи нашли именно там?»

Так что же так удивляет посетителей музея, какие предметы привлекают их внимание?

Выставка «Степной форпост. История, рассказанная археологами» повествует о нелёгком труде исследователей античного памятника, и поэтому её логическим началом стал показ тех «технических средств», которые используют археологи: лопаты и щетки, компаса и планшета... Именно при помощи такой, почти примитивной, техники были найдены уникальные предметы, рассказавшие о жизни древнего поселения.

Городище Артезиан, расположенное неподалёку от посёлка Чистополье, возникло в период расцвета Боспорского царства — в IV в. до н. э. Однако слои этого времени были почти полностью уничтожены более поздними строительными работами первых веков нашей эры. Начало новой эры стало сложным периодом для Боспора. Его политика в значительной мере зависела от Рима, и вступление нового царя на боспорский престол требовало подтверждения его полномочий римлянами.

Аспург, в 13 г. н. э. признанный Августом царём Боспора, «другом кесаря и другом римлян», проводил политику, направленную на усиление мощи боспорских крепостей, расположенных на царских землях, в число которых входила и крепость Артезиан. Этот царь был женат на фракиянке Гепепирии и имел сыновей Митридата и Котиса. После смерти Аспурга его вдова, а затем старший сын без санкции Рима стали править на Боспоре.

Митридат VIII объявил себя царём, начав чеканить свою монету. На его медных монетах нет даже намёка на зависимость от Рима: на лицевой стороне изображена голова Митридата, на обороте — оружие, львиная шкура, палица Геракла и трезубец — генеалогические эмблемы, указывавшие на происхождение боспорского царского дома от мифических героев: Геракла и Евмолпа, сына Посейдона. Только в 41 г. н. э. император Клавдий признал Митридата царем.

К этому времени на царских землях Боспора сформировалась целая сеть административно-территориальных округов с центрами в виде крепостей, в число которых входил и Артезиан. Все укрепления, входившие в эту систему, были связаны разветвлённой инфраструктурой, что облегчало царской власти сбор налогов и защиту территории. Они также использовались в качестве хранилищ военной амуниции, пищевых припасов, казны; в них стояли гарнизоны царских войск.

В I в. до н. э. – II в. н. э. облик материальной культуры городища носит греческий характер. Внутри крепостных стен находились достаточно большие здания культового и общественного назначения, крытые черепицей, с оштукатуренными стенами.

Основой хозяйственной деятельности жителей Артезиана было хлебопроизводство, виноградарство, садоводство и животноводство. В хозяйственных помещениях располагались пифосы и амфоры, вокруг построек находились обширные зернохранилища. В одном из помещений были найдены значительные запасы отборного элитного зерна ячменя или пшеницы из посевного фонда.

На высокую значимость сельского хозяйства в жизни городища указывают и многочисленные находки терракот, изображающих божества плодородия — Деметру или Кибелу. Земледельцы приносили богиням дары на специальных алтарях из мрамора и известняка, стоявших в святилищах.

Жители городища занимались также прядением и ткачеством. Пряли при помощи деревянного веретена с пряслицем, необходимым для придания веретену большей инерции вращения.

Ткали на вертикальном станке, представлявшем собой деревянную раму, на которой закреплялись нити основы. Грузики для ткацкого станка делались из глины в форме четырёхгранной усечённой пирамидки с отверстием для привязки нитей в узком конце. Ткацкие станки, вероятно, существовали в каждом доме, поскольку выделка тканей являлась отраслью домашнего производства.

Неподалёку от Артезиана имелись карьеры с глинами, пригодными для гончарного производства. На городище были сооружены обжигательные печи. Большинство местной керамики изготовлено на гончарном круге. При формовке мастер пользовался костяными или керамическими орудиями — лощилами.

На месте изготавливался ограниченный ассортимент изделий: небольшие терракотовые фигурки, кувшины и миски, пряслица, грузила для ткацких станков, возможно, некоторые типы светильников, а также строительная керамика. Пифосы, амфоры приходилось приобретать или заказывать в других боспорских центрах.

Население городища Артезиан было неоднородным. Полиэтническое происхождение местного населения проявилось в процарапанных надписях на фрагментах керамики — граффити, и на греческом языке, и в виде тамгообразных знаков. Некоторые из тамг определяются как личные знаки членов царской семьи. На известняковой плите, найденной на городище, предположительно, прочитываются знаки царей Аспурга, Митридата VIII, царицы Динамии. Датировка плиты — не ранее 14–37 гг.

Уровень жизни населения крепости был достаточно высок, на что указывают находки бус из стекла, сердолика, янтаря, гагата, оникса и кварца, массивных бронзовых и железных перстней со вставками, изящных колечек и фибул. Здесь же был найден уникальный предмет — стеклянный сосуд, украшенный рельефами в виде двух женских лиц (этому невероятной красоты флакону будет посвящена отдельная публикация на нашем сайте).

Наряду с занятием хозяйственной деятельностью жители крепости несли военную повинность. Центр городища был занят сооружением, условно названным «Цитадель». Она возникла в I в. до н. э. – начале I в. н. э.

Конструкция укреплений городища Артезиан была выполнена с учётом лучших фортификационных достижений рубежа нашей эры. Во второй половине I в. н. э. «Цитадель» была перепланирована и расширена. При этом почти вдвое увеличились её размеры, возросла толщина крепостных стен и массивность конструкций башен.

В составе гарнизона присутствовали отдельные подразделения царской армии или наёмники. Внешний вид воинов сохранили терракоты «Вооружённый всадник на коне», а также одна из надгробных стел с изображениями кавалеристов — Состибия и двух его сыновей Дисака и Падафа.

На городище и некрополе были найдены остатки наступательного и оборонительного вооружения дальнего и ближнего боя: железный меч — гладиус, обломки боспорских мечей, развал боевого железного топорика с остатками деревянной рукояти.

Свидетельствами присутствия в гарнизоне крепости стрелков из лука являются заполированная накладка на сложносоставной лук и наконечники стрел, среди которых встречаются трехлопастные железные черешковые и четырехгранный бронебойный, иногда с остатками древок.

На городище после военных действий осталась масса метательных снарядов: для пращи, метания рукой и метательных машин. Всего на городище обнаружено несколько сотен таких ядер. Почти все они носят следы тщательной обработки поверхности, имеют округлую или овальную форму. Концентрация ядер в районе Цитадели может свидетельствовать об использовании метательных снарядов во время боевых действий, происходивших непосредственно на территории городища.

К оборонительному вооружению относятся щиты и доспехи воинов. На ключицах мужских костяков из Артезианского некрополя неоднократно фиксировались следы сильных воспалительных процессов, причина которых могла быть связана с проникновением инфекции через повреждения, вызванные долговременным ношением в жаркую погоду тяжёлого доспеха. Металлические лепестки из тонких пластин бронзы для доспеха римского крепились к кожаной или войлочной основе. В более позднее время применялись для защиты воинов особые костяные накладки вытянутой формы, представлявшие собой пластины с отверстиями для крепления, которые после нашивки на кожаную или тканую основу, образовывали довольно прочный доспех. Такие пластины найдены на городище в казарменных помещениях III–IV вв. н. э.

Видимо, для лечения травм от ношения доспехов использовались присыпки из лекарственных растений. Растирались они в порошок на специальной плитке из песчаника при помощи пестика. Определённую роль в судьбе больного могли сыграть и астрагалы, которые часто использовались для гадания, как, например, пережжённый до чёрного цвета астрагал с граффити в виде зеркальной тамги царя Аспурга. Астрагалы в крепости — не редкость. Они могли использовать не только для гадания, но и для игры, наравне с фишкой и мраморным игральным кубиком с отметками от 1 до 6.

Грунтовый некрополь Артезиан, расположенный неподалёку от одноименного городища, планомерно исследовался с 2000 г. Обнаруженные в ходе раскопок погребения датируются I в. до н. э. – началом III в. н. э. Ориентация основной группы погребений была привязана к верхней кульминации Сириуса и Близнецов — созвездий-символов смерти и возрождения. Среди погребальных сооружений некрополя преобладали прямоугольные грунтовые могилы, но иногда встречались и каменные склепы — родовые усыпальницы элиты поселения. Наиболее богатые могилы содержали захоронения в декорированных саркофагах, поверхность которых, включая ножки, окрашивалась, украшалась резьбой, костяными и деревянными рельефами, гипсовыми прилепами, раскрашенными в яркие цвета. Среди последних встречались экземпляры в виде разнообразных архитектурных деталей, геометрических фигур, растительных орнаментов, изображений животных, связанных с дионисийским культом, мифологических персонажей с ярко выраженными загробными свойствами (богиня Деметры, Медуза Горгона).

Традиционным для античных некрополей первых веков нашей эры являлось то, что для умершего в могиле оставлялись сосуды с вином, мёдом, водой или молоком, едой, обычно представленной мясом на косточке или фруктами. Напутственную пищу помещали в краснолаковую посуду, гораздо реже использовали для неё простую гончарную керамику.

В период раннего средневековья на месте античного городища существовало поселение, от которого остались фундаменты построек неправильной четырёхугольной формы, выстроенных в характерной манере — с использованием кладки в «ёлочку». Также раскопаны котлованы землянок, хозяйственные ямы, вкопанные сосуды, погребальные и ритуально-жертвенные комплексы. Амфоры этого периода отличали очень чёткая формовка тулова и крайне небрежный и грубый прилеп ручек. Датировка их достаточно широка: от конца VII до середины X в.

Культурный слой средневекового периода небогат находками, однако среди них есть и уникальные артефакты — архиерейский крест V–VII вв., возможно, навершие посоха священнослужителя; наконечник стрелы хазарского периода, печать с едва заметным мальтийским крестом.

Настоящей сенсацией полевого сезона 2009 года стало открытие кладов на городище Артезиан, но об этой находке мы расскажем в отдельной публикации на нашем сайте.

Завершением экспозиции являются стелы-антропоморфы, символизирующие жителей крепости, о жизни и судьбах которых стало известно благодаря многолетней работе Артезианской археологической экспедиции.

За годы исследований были обнаружены, расчищены и зафиксированы крепостные стены и башни «Цитадели» и городища, жилые кварталы с террасной системой планировки, святилища и алтари, производственные комплексы и хозяйственные хранилища и винодельни, выявлены следы землетрясений античного времени и пожаров. Только в сезоне 2009 г. даже бывалых археологов удивила яма, доверху забитая керамикой, из которой было извлечено 1,5 т фрагментов керамики.

На сегодняшний день городище Артезиан — единственный памятник в Восточном Крыму, дающий дату начала активного военного проникновения Римской империи на территорию Боспорского государства. Работа экспедиции продолжается, способствуя воспитанию молодежи, прекращению разграбления археологических памятников, сохранению и преумножению единого и великого культурного и исторического наследия исторически близких народов Украины и России.

 

Текст: Н. И. Винокуров, доктор исторических наук; Е. Д. Артёменко, заведующая историко-археологическим отделом КИКЗ

 

P. S. Если вы, прочитав этот материал, захотите посетить городище Артезиан, увидеть, как работают исследователи, услышать подробный рассказ об этом памятнике, найдите на карте посёлок Чистополье, предварительно оплатив посещение памятника в кассе Керченского историко-археологического музея (ул. Свердлова, д. 22), берите машину и звоните 0662274756. Вас ждут.