купить билет

Рубрика "Античность": скульптура Диониса

В зале «Религия и культы Боспора» Историко-археологического музея Восточно-Крымского ИКМЗ представлена замечательная скульптура Диониса  (первая половина III в. до н.э., мрамор). Юный Дионис показан в хитоне с длинными рукавами и в плаще. Дополняет костюм шкура пантеры, связанная лапами на правом плече, плотно облегающая живот и правое бедро. 


Распластанная голова пантеры прихвачена к талии бога гладким поясом. Через левое плечо Диониса перекинут плащ, спускающийся на спину и окутывающий ноги дугообразными складками. Левая рука, вероятно, была согнута в локте, так как кистью руки он держит край плаща у левого бедра (тремя пальцами снизу, а большим пальцем - сверху). Свободный, красивый разворот тела в пространстве ставит этот памятник в один ряд с лучшими произведениями греческих мастеров.

Дионис считался одним из самых популярных богов древней Греции. В греческой мифологии Дионис – сын Зевса и смертной женщины Семелы, дочери царя Кадма.

Культ Диониса — бога умирающей и возрождающейся природы, покровителя виноделия, театра, со времени своего утверждения в Элладе был тесно связан практически со всеми сферами жизни древнегреческого общества: экономической, политической, культурной, духовной. Полифункциональность бога, экстатический характер его празднеств, дававших определённую психологическую свободу своим почитателям, способствовали широкой популярности дионисийского культа по всему греческому миру.

В период колонизации, в VI—V вв. до н.э., почитание Диониса получило распространение также и в землях Северного Причерноморья. Одной из причин быстрого распространения в Северном Причерноморье почитания Диониса является тесная связь его культа с хозяйственной деятельностью населения греческих колоний. Особую популярность почитание Диониса получает в эллинистический период, что связано с интенсивным развитием виноградарства, виноделия и торговли вином в экономике античных центров Северного Причерноморья. Можно предположить, что особую роль в распространении культа Диониса в регионе сыграли представления о боге как культурном герое, осваивающем новые пространства. В этой связи почитание Диониса на новых землях могло быть сопряжено с представлениями о необходимости культурного освоения новых территорий и включения их в свое социальное пространство.

Не исключено, что в усилении общественно-политического аспекта культа Диониса в классическое и раннеэллинистическое время в Боспорском царстве можно видеть религиозное, политическое и культурное влияние Афин, с которыми Боспор поддерживал тесные всесторонние отношения. На Боспоре прослеживается связь этого бога с царской властью, стремившейся укрепить свои позиции среди северопонтийских греков и в отношениях с полисами Средиземноморья. Митридат VI Евпатор активно использовал образ и культ Диониса в целях укрепления своих позиций на подвластных территориях (в одной из посвятительных надписей I в. до н.э.  - начала I в н.э. царя Митридата Евпатора называют Дионисом).

Возможно, в идеологии греческого населения Северного Причерноморья, дионисийский культ выступал в качестве своеобразного «критерия эллинизации», отражающего степень включенности северопричерноморских территорий в социальное, культурное и политическое пространство эллинов. В этой связи почитание Диониса играло существенную роль в греко-варварских отношениях, ориентированных на развитие политических и экономических контактов. Культ Диониса мог служить своеобразным политическим инструментом для устойчивости экономических и культурных контактов с окружающими племенами, элита которых, по-видимому, восприняла его основные элементы и включила в Диониса в число почитаемых божеств.

В археологических материалах Пантикапея и других городов Боспора представлено большое количество памятников, свидетельствующих о существовании на Боспоре культа Диониса. Образ Диониса в искусстве Боспорского царства представлен не только в скульптуре, но и в эпиграфических памятниках, терракоте, вазовой живописи, гипсовых прилепах.

 

Текст, фото: В.Я. Девятов, заведующий историко-археологическим отделом ВКИКМЗ

Фото, размещение: Е.С. Жеманова, специалист по связям с общественностью ВКИКМЗ