Настройки доступности

Размер текста

Цветовая схема

Межстрочный интервал

Дополнительно

РЕСТАВРАЦИЯ ПРОШЛОГО — СВЕТ НАСТОЯЩЕГО

Реставраторы часто сравнивают свою работу с миссией врача, потому что они выявляют причины разрушений предмета реставрации, проводят лабораторные исследования, составляют «историю болезни» и ставят «диагноз». Главная задача реставратора — максимально продлить жизнь «пациента», а главный принцип работы — «не навреди!».


Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник сегодня — широко известный в России региональный научно-практический центр музейной реставрации. На базе учреждения прошёл традиционный, уже десятый по счёту семинар-практикум по программе «Эрмитажная школа реставрации».

Участники практикумов — реставраторы из музейных учреждений Республики Крым, художники, сотрудники архивов. Коллеги из Санкт-Петербурга всегда учитывают их профессиональные запросы и пожелания. В этом году семинар был посвящён реставрации произведений печатной графики. В фондах и научной библиотеке Восточно-Крымского музея-заповедника хранятся редкие издания, в том числе — XVIII и XIX веков, литографии, линографии, плакаты, открытки, письма. Документы нуждаются в бережном сохранении, обеспечении условий их хранения и, при необходимости, консервации и реставрации.

Каждому участнику семинара-практикума были выданы по два произведения печатной графики из фондов музея-заповедника. Уникальными знаниями и бесценным опытом с коллегами поделилась руководитель семинара-практикума — художник-реставратор высшей категории, заведующая Лаборатории научной реставрации графики Государственного Эрмитажа Елена Татарникова. Она раскрыла профессиональные секреты методики удаления с произведений печатной графики поверхностных загрязнений и закрепления водорастворимых надписей и штампов, восполнения разрывов, изломов и утрат, исправления деформаций, после чего последовало выдерживание изделий под прессом.

— Лаборатория научной реставрации графики своей историей тесно связана с историей Эрмитажа, — рассказала Елена Татарникова. Это одна из старейших лабораторий, созданная в 1920–1930-х годах в связи с расширением фондов. Коллекция Государственного Эрмитажа насчитывает более 600 тысяч экспонатов графики и около 800 тысяч библиотечно-архивных материалов.

За период существования лаборатории реставрацию и консервацию прошли около 25 тысяч произведений графики различных техник, книг и документов из фондов и Архива Государственного Эрмитажа. Специалисты лаборатории выполняют реставрацию рисунков гравюр, акварелей, гуашей, пастелей, миниатюр, китайских народных картин няньхуа, книг и документов. Наши реставраторы графики делятся научными достижениями с коллегами на таких семинарах и имеют возможность публиковать результаты своей практической деятельности на страницах периодических изданий.

Семинары под руководством ведущих реставраторов Эрмитажа включают теоретическую часть — лекции, доклады, сообщения. Вот как на пресс-конференции охарактеризовала профессиональное сотрудничество Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника и Государственного Эрмитажа генеральный директор музея-заповедника Татьяна Умрихина:

— Дружба Керченского музея древностей с Эрмитажем длится с XIX века с общей зарплатной ведомости! А в самые непростые времена, в бытность в составе Украины, Керченский заповедник (как он назывался до 2015 года) всегда отстаивал право работы экспедиций Эрмитажа на археологических памятниках г. Керчи. Когда Керченскому историко-культурному заповеднику, нужна была поддержка, Государственный Эрмитаж всегда был рядом! Такое продуктивное профессиональное сотрудничество как программа «Эрмитажная школа реставрации» проводится в Керчи с 2015 года, когда по инициативе генерального директора Государственного Эрмитажа Михаила Пиотровского был организован первый семинар-практикум. С 2016 года обучение по программе «Эрмитажная школа реставрации» проходит в Лапидарии, в прекрасно оборудованных реставрационных мастерских. С тех пор Керченский Лапидарий – Музей каменных древностей — не только музейный комплекс, но и широко известный в Крыму культурно-образовательный центр коммуникации. Важнейшее направление научно-исследовательской деятельности — научная реставрация и консервация.

В благодарность за сотрудничество Татьяна Умрихина вручила заведующей Лаборатории научной реставрации графики Елене Татарниковой, а также художнику-реставратору Лаборатории научной реставрации графики Полине Сушко экземпляры монументального печатного издания «Град Керчь» и подчеркнула, что это «вечная книга энциклопедического содержания».

Заместитель генерального директора музея-заповедника Наталья Быковская в своём выступлении отметила:

— Фонды Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника насчитывают более 220 тысяч единиц хранения. По сравнению с Эрмитажем, это не так много, но среди музеев Крыма наше музейное учреждение обладает самым большим фондовым собранием. В нём хранится около 40 тысяч документов на бумажной основе. Все они — ценнейшие документальные источники знаний по истории и культуре. Часть документов нуждается в реставрации. Поэтому семинар-практикум по программе «Эрмитажная школа реставрации» посвящён реставрации произведений печатной графики.

В реставрационных мастерских журналисты смогли по достоинству оценить состояние произведений до и после реставрации. Можно смело утверждать, что восстановление утраченного вызывало у нас эмоции, как при выздоровлении больного человека или даже — как при появлении на свет ребёнка! Ведь каждое печатное произведение — это документ, к задаче сохранения которого мы причастны по праву исторического наследия.

Об итогах семинара-практикума рассказала художник-реставратор высшей категории, заведующая отделом «Лапидарий» Восточно-Крымского музея-заповедника Нина Кучеревская:

— Работа практической части семинара-практикума завершилась, и уже впечатляют масштабы выполненных работ по реставрации и консервации произведений печатной графики, представленных линогравюрами и литогравюрами. Участники семинара — реставраторы, библиографы, специалисты по обеспечению сохранности музейных предметов, архивисты — под руководством ведущих специалистов Эрмитажа освоили различные методики, необходимые для сохранения и продления жизни документов. Выполнена реставрация 17 предметов из фондов Восточно-Крымского музея-заповедника и одного экземпляра из научной библиотеки. Но самое важное — это получение бесценного опыта, которым с реставраторами музеев Крыма делятся коллеги из Государственного Эрмитажа.

Восточно-Крымский музей-заповедник по праву считается флагманом музейной реставрации в Крыму. Все художники-реставраторы аттестованы Министерством культуры Российской Федерации. После перехода в правовое поле России, в которой, как известно, сохранение культурно-исторических ценностей является приоритетным направлением, музею-заповеднику удалось сохранить штат реставраторов, выполнив все юридические требования. Это стало возможным благодаря энтузиазму и заинтересованности генерального директора Татьяны Умрихиной. А ежегодные семинары-практикумы в рамках программы «Эрмитажная школа реставрации» предоставляют крайне важные и востребованные знания и методики реставрации и сохранения музейных коллекций!

 

Текст: Наталья Новикова

Фото: Екатерина Жеманова