Настройки доступности

Размер текста

Цветовая схема

Межстрочный интервал

Дополнительно

ПРЕКРАСНЫЙ ЛИК БОГИНИ ДЕМЕТРЫ

В Керчи вновь открыта для посещения Технологическая модель Склепа Деметры — копии усыпальницы одной из жриц этой древнегреческой богини плодородия.


Технологическая модель была создана в 1997 году в помещении первого яруса Большой Митридатской лестницы в масштабе 1:1 и полностью повторяет размеры и пропорции настоящего каменного склепа. Древнее погребальное сооружение было обнаружено в конце XIX века в Керчи, на территории одного из некрополей античного Пантикапея (в районе современного городского автовокзала).

 

Учёные датировали находку I веком н. э. Своды в склепе полуциркульные. В погребальную комнату ведёт небольшой дромос (коридор). Внутри сохранились фрески с изображением мифической сцены похищения Плутоном Коры — дочери богини Деметры, а фреска на потолке изображает саму Деметру. Древнегреческая покровительница земледелия смотрит на посетителей выразительным взглядом, исполненным печали, ведь её дочь похитил бог подземного царства и смерти.

Технологическая модель позволяет любителям истории прикоснуться к сакральному миру древнегреческой мифологии, ознакомиться с интересными фактами в сфере археологии и реставрации.

Монументальная живопись Склепа Деметры с самого момента его открытия привлекала внимание не только учёных, но жителей и гостей Керчи. Во второй половине XIX – начале XX вв. подлинный склеп был одним из первых музейных объектов в нашем городе, открытым для экскурсантов. Однако вскоре учёные обнаружили, что природные и антропогенные факторы разрушают фрески, и было принято решение о закрытии памятника для посещения. Как оказалось, в дальнейшем, навсегда.

Напомним, что в 1997 году была создана технологическая модель этого погребального сооружения. 26 августа 2005 года на расширенном заседании коллегии Министерства культуры и искусств Автономной Республики Крым «с целью сохранения уникального памятника культуры» Технологической модели Склепа Деметры было присвоено звание «народного музея».

Рассказывает заведующий отделом охраны памятников и археологических исследований Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Владимир Фролов:

— Технологическая модель, воспроизводящая античную технику фресковой живописи, была разработана заслуженными художниками Украины Николаем и Татьяной Королёвыми. Мастера скрупулёзно воссоздали не только состав штукатурного теста, но и использовали натуральные пигменты, соответствующие древним методам росписи.

Необходимо отметить, что авторами были воссозданы не просто сюжеты живописи и манера исполнения античного мастера — им удалось возродить древнюю технику изготовления фрески. Благодаря многочисленным научным исследованиям, в точности был дублирован процесс оштукатуривания всех поверхностей камеры — стен и свода. Словно в те давние времена, фреска рождалась путём нанесения трёх слоёв штукатурного слоя. Нижний слой состоял из известкового раствора с наполнителем из морского песка и мелких фракций молотой обожжённой черепицы. Второй слой — из терракотовой пыли (растёртой в порошок обожжённой глины) и красной охры (красящего пигмента). Именно такой древний рецепт теста штукатурного слоя придал поверхности свода камеры прозрачный розовый оттенок. Завершающий третий слой перекрыл оштукатуренную поверхность свода, что позволило прорезать граффити по непросохшей штукатурке для обозначения контуров сухарного карниза и венка вокруг центрального медальона. Перед выполнением живописных работ было проведено выравнивание поверхности забеливанием и затиркой широкой кистью.

Интересно и важно, что для росписи технологической модели склепа художники использовали натуральные красящие добавки (пигменты). Белой краской служил мел, жёлтой и красной — светлая и красная охра, чёрно-фиолетовый цвет дала натуральная краска «аматисто» (аметист), чёрный — сажа или жжёная кость, для синего цвета использовали лазурь, сине-зелёные краски составлены на основе лазури с добавлением охры.

Роспись технологической модели содержит больше деталей и подробностей, нежели подлинная живопись Склепа Деметры. Это объясняется многочисленными повреждениями и утратами, осыпями красочного слоя, произошедшими с момента его открытия в 1895 году. Художники взяли за основу работы профессора М. В. Фармаковского, а также репродукции, опубликованные профессором, членом-корреспондентом Санкт-Петербургской академии наук М. И. Ростовцевым в книге «Декоративная живопись на юге России» в 1914 году.

Во время масштабной реставрации большой Митридатской лестницы, несмотря на первоначальные планы демонтажа, АО «Баварский Дом» согласилось сохранить технологическую модель склепа Деметры. В 2021–2022 годах объект активно функционировал, вызывая интерес туристов и местных жителей. Однако по техническим причинам в 2023 году доступ к модели был временно ограничен. А в начале августа этого года благодаря содействию депутата Керченского городского совета Александра Васильевича Тишкина Восточно-Крымский музей-заповедник смог возобновить работу экспозиции, обеспечив её доступность для посетителей. Это способствует популяризации исторического наследия и открывает новые перспективы для развития Большой Митридатской лестницы как ключевого туристического объекта Керчи — самого древнего города России, обладающего богатым археологическим и культурным потенциалом.

Сегодня музей «Технологическая модель Склепа Деметры» — единственный в Крыму пример натурной реконструкции памятника фундаментальной фресковой живописи, сохранённый благодаря решительности руководства и коллектива Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника. Посетители делятся впечатлениями:

Иван, Москва: «Я считаю, что это потрясающая инициатива — создать реплику не вещи, а помещения! Модели и реконструкции сейчас, как никогда, актуальны! Здорово, что модель склепа открыта заново — я уже давно собирался посетить Склеп Деметры, но вот попал сюда лишь спустя много лет.

Удивили росписи на стенах склепа: красивые птицы, странные люди, прекрасные богини — и всё это в небольшом помещении. Мы, экскурсанты, смогли почувствовать себя настоящими исследователями гробниц, включить фонарики, словно античный светильник, чтобы самостоятельно подсветить в склепе потолки, стены и росписи. Атмосфера передана отлично!»

Сергей, Оренбург: «Мне всегда интересно узнавать, что происходило на нашей территории до нас. Соприкасаясь с историей, я восхищаюсь тем, что во все времена, несмотря на заботу о хлебе насущном при постоянных внешних угрозах, защите своих рубежей, люди создавали прекрасное!»

Алиса, Керчь: «Мне было интересно увидеть в склепе изображение “похищения по-древнегречески” — колесницу, запряжённую лошадьми с необычным количеством ног. Я любовалась лазурной окраской фона, на котором изображена Деметра; он чем-то напоминает шедевры Леонардо да Винчи. А главное, что поражает воображение — это глаза богини. С какой стороны вы бы не стояли, она смотрит на вас. Как и загадочная Мона Лиза».

Музейный объект «Технологическая модель Склепа Деметры» принимает желающих познакомиться с культурным наследием Керчи и доносит до самого широкого круга посетителей ценную информацию об оазисе античной культуры, просуществовавшем почти тысячу лет на берегах Боспора Киммерийского.

 

Текст: Наталья Новикова

Фото: Екатерина Жеманова