купить билет

О ЧЁМ РАССКАЗАЛИ ХРАНИТЕЛИ ВРЕМЕНИ...

Трудно представить себе более простое и вместе с тем более сложное понятие, чем время. Для ориентации во времени в течение суток мы пользуемся часами, а вести счёт дням и годам, планировать нашу жизнь помогает календарь.


Эти предметы давно уже стали неотъемлемой частью нашего быта, поэтому не случайно один из музеев Керченского историко-культурного заповедника — Историко-археологический — сделал часы и календари темой отдельной выставки «Хранители необратимого времени». Часы и календари являются хорошим информативным материалом, характеризующим историю города, быт горожан. Кроме того, некоторые из экспонатов выставки связаны с личностями, внёсшими значительный вклад в историю и культуру Керчи.

Самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы примерно знать время, — это солнечные. В Керченском заповеднике есть два экземпляра солнечных часов первых веков нашей эры.

Из древности пришли к нам и песочные часы. Мы называем их так по традиции, хотя по своей сути это был скорее древний таймер, отмерявший определённый промежуток времени.

Имя изобретателя первых механических часов нам неизвестно, как неизвестно и точное время их изобретения. Первые башенные часы в Западной Европе построены были в 1288 г. английскими мастерами в Вестминстере. Такие часы имели всего одну стрелку — часовую. В 1577 году на часах появилась минутная стрелка, а переломным моментом в истории часового дела стало изобретение маятника в 1657 г., что значительно улучшило точность хода.

XIX столетие стало веком промышленной революции. Механизация производства привела к росту производительности и в часовом деле. Часы из предмета роскоши превращаются в достаточно дорогой, но необходимый в быту предмет.

Наиболее ранними на нашей выставке являются часы конца XIX – начала ХХ века. Таких экземпляров два: настольные часы в резном деревянном корпусе и настенные часы класса «Аптекарские». Механизм последних был привезён из Западной Европы (возможно, Германии или Швейцарии), а изготовление корпуса и сборка произведены в Одессе.

Эти старинные часы задали тон всей витрине: она сочетает в себе элементы так называемого «кабинетного стиля», пережившего своеобразное второе рождение в середине ХХ ст. В этом стиле выполнены часы 1950–60-х гг., представленные в этой витрине. Одни из них являются великолепным образцом часов с маятником. Источником энергии таких часов служит пружина, поэтому они всегда снабжались ключом для подзавода.

Начало истории маятниковых часов положил ещё Галилео Галилей в XVI в. Присутствуя на проповеди в Пизанском соборе, любознательный юноша обратил внимание на покачивание люстр. Дома он изготовил опытную установку из покачивающихся свинцовых шариков, укреплённых на тонких нитях. Таким образом Галилей открыл законы колебания маятника.

Спустя век талантливый математик, астроном и изобретатель Христиан Гюйгенс развил и усовершенствовал идею Галилея о маятниковых часах. В 1657 году Гюйгенс получил патент на конструкцию маятниковых часов, а в 1673 г. опубликовал свой труд по механике «Маятниковые часы», где, кроме теории часов, содержалось множество открытий в области анализа и теоретической механики. Этот трактат оказал значительное влияние на молодого Исаака Ньютона, а отдельные положения Гюйгенса помогли Ньютону сформулировать закон о сохранении механической энергии.

Как во времена Гюйгенса и Ньютона, так и позднее, часы являлись сложной по исполнению, часто очень дорогой вещью, поэтому их использовали в качестве дорогого памятного подарка. Эта традиция перешла и в ХХ век.

На выставке представлены настольные часы, преподнесённые Украинским театральным обществом в дар актёру Б. П. Гомоляка-Авшарову.

Борис Павлович Авшаров (Гомоляка — это его творческий псевдоним) родился в 1889 году. С 1927 г. он был занят в нескольких киевских театрах, позднее этот прекрасный драматический актёр начинает работать в кинематографе. Он играет роль рабочего из Баку Ибрагима в драме А. Штрижак-Штейнера «Суровые дни» (другое название «Каховский плацдарм») (1933 г.), пана Рутковского в историческом фильме Г. Тасина «Кармелюк» (1938 г.), Василя в исторической драме А. Роома «Ветер с востока» (1940 г.), учителя истории в драме В. Ивченко «Есть такой парень» (1956 г.). В 1951 году Б. П. Гомоляка-Авшаров был удостоен высокого звания Заслуженного артиста Украинской ССР. С 1959 и до своего безвременного ухода в 1964 г. Борис Павлович руководил театральным драматическим коллективом г. Керчи.

Ещё один примечательный экспонат выставки — это часы, подаренные Почётному гражданину г. Керчи Н. А. Белякову.

Николай Александрович родился в 1908 году. С 1940 г. был инженером-радистом в Анапском учебном отряде сторожевых катеров Черноморского флота. 1 ноября 1943 года 386-й отдельный батальон морской пехоты ЧФ под командованием капитана Белякова десантировался в районе дер. Эльтиген и захватил плацдарм, в тяжелейших условиях удерживая его более месяца. За «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистским захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм» Н. А. Беляков был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда». В 1948 г. он окончил Военную академию имени М. С. Фрунзе. С 1956 года был заместителем начальника Военного инженерного технического института ВМФ СССР по организационно-строевой части. В 1957 году в звании полковника уволен в запас. Проживал в Керчи, в 1972 году стал её Почётным гражданином. Умер в 1988 г.

Часы, подаренные Н. А. Белякову, до сих пор издают приятный мелодичный звон, и это в некотором смысле символично. Предполагают, что первоначально часы с боем (не башенные, а обычные) были придуманы с целью облегчить жизнь моряков, которым надо было в тёмное время суток узнать текущее время, не разжигая огонь.

В начале XIX в. появились и наручные часы, богато украшенные драгоценными камнями, но отличающиеся низкой точностью хода, поэтому они стали предметом женского обихода, своеобразным украшением, а мужчины хранили верность карманным часам.

Как уже указывалось, часы долгое время были предметом роскоши, но с изменениями в социально-экономической жизни, с развитием часового производства, карманные часы стали непременным атрибутом успешного человека.

Обычно они снабжались крышкой, цепочкой и были предметом гордости своего хозяина. Этот вид часов оставался популярным до 50-х гг. ХХ в., часто выступая в качестве памятного подарка или награды. Наградными являются часы ударника П. Я. Паршикова за пуск домны № 2 Керченского госметзавода в мае 1930 г.

Пятнадцатому мая 1930 года суждено было стать красным днём в биографии металлургического завода им. Войкова. Он вместил в себя сразу два крупнейших события: пуск второй домны и агломерационной фабрики. Новая домна была гораздо мощнее первой, запущенной 20 апреля 1929 г. Построили её за год — на два месяца быстрее, чем первую, хотя в такие короткие сроки крупные домны не строили (в тот период на постройку домны отводилось 2–3 года). Через два часа после задувки второй печи представитель коллектива аглофабрики рапортовал о готовности её к пуску. Это был исторический момент не только для завода — для всей советской индустрии. В тот день получен первый в СССР агломерат.

Следующий экспонат, являющийся наградой и памятным подарком одновременно, — это карманные часы фирмы «Fobias» А. Ф. Безрукова, которые были ему вручены Керченским горсоветом в день празднования 15-летия Погранохраны ВЧК ОГПУ–НКВД 15 февраля 1936 г.

Некоторые из экспонатов в виде карманных часов связаны с героическим страницами военной истории города Керчи: например, трофейные часы, найденные на безымянной высоте 164,5, а также часы В. Лэня, участника героической обороны Аджимушкайских каменоломен в 1942 году.

В результате неудачных действий командования Крымским фронтом в мае 1942 г. части Красной Армии отступили на Таманский полуостров. Отряд под командованием полковника П. М. Ягунова, прикрывавший отступление основных сил, а также примкнувшие к нему подразделения были вынуждены спуститься в Центральные Аджимушкайские каменоломни, где был сформирован подземный гарнизон. В тяжелейших условиях бойцы Красной Армии и гражданское население оказывали ожесточённое сопротивление немецко-фашистским войскам, нанося ощутимый урон врагу. Беспримерная оборона Аджимушкайских каменоломен длилась 170 дней и ночей, завершившись только в конце октября 1942 г.

Вторая витрина выставки «Хранители необратимого времени» продолжает военно-историческую тему. Здесь представлены наручные часы, принадлежавшие Героям Советского Союза Б. Н. Аршинцеву, А. А. Никитину, генерал-майору авиации Н. Г. Сутягину.

Имя Бориса Никитовича Аршинцева известно каждому жителю г. Керчи. Борис Никитович родился в 1903 году в городе Грозном. С 1922 г. проходил службу на Северном Кавказе в составе частей особого назначения. В 1922 и 1929 годах принимал участие в ликвидации бандитизма и разгроме повстанцев в Чечне. После окончания Военной академии РККА им. М. В. Фрунзе служил начальником 1-го отделения штаба, а с июля 1939 года начальником штаба 39-го стрелкового корпуса 1-й Отдельной Краснознамённой армии. Участвовал в боях у озера Хасан в 1938 и на реке Халхин-Гол в 1939 г.

В июле 1941 года Борис Аршинцев был назначен начальником штаба 211-й стрелковой дивизии Московского военного округа, затем — на должность начальника штаба оперативной группы 56-й армии Южного фронта, в 1942 г. — командиром 30-й стрелковой дивизии. За образцовое выполнение заданий командования, доблесть и героизм личного состава дивизия была удостоена гвардейского звания и преобразована в 55-ю гвардейскую дивизию. Под командованием Бориса Аршинцева дивизия в ноябре 1943 г. успешно форсировала Керченский пролив и захватила плацдарм в районе населённого пункта Опасная. Затем в ожесточённых боях части дивизии овладели н. п. Капканы, Опасная, Еникале (ныне в черте города Керчи) и продвинулись вглубь обороны противника на 12 километров. С 14 декабря 1943 года — командир 11-го гвардейского стрелкового корпуса Отдельной Приморской армии, который вёл активные наступательные бои по расширению Керченского плацдарма. 15 января 1944 года генерал-майор Борис Никитович Аршинцев погиб на высоте 115,5 в районе Керчи от прямого попадания вражеского снаряда в блиндаж. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 мая 1944 года ему посмертно было присвоено звание «Герой Советского Союза». Похоронен на Керченском мемориальном воинском кладбище. Его именем назван юго-западный район нашего города.

Рассказ о драматических страницах военной истории Керчи продолжает следующий экспонат — часы В. Чхеидзе.

18 октября 1941 года 11-я армия вермахта под командованием Э. фон Манштейна начала операцию по захвату Крыма. К 16 ноября весь полуостров, кроме Севастополя, был оккупирован. В декабре-январе 1941–1942 гг. в результате Керченско-Феодосийской десантной операции войска Красной Армии вернули Керченский полуостров. В феврале-апреле 1942 г. они трижды предпринимали попытки переломить ход событий в Крыму, но неудачно. Немецкое контрнаступление началось 8 мая с воздуха. Бомбардировщики наносили прицельные удары по заранее разведанным целям. 9 мая погиб командующий 51-й армией Крымфронта генерал-лейтенант Владимир Николаевич Львов — в результате авианалёта на его командный пункт. Переправить тело погибшего командарма на Таманский полуостров поручили военному лётчику Вахтангу Чхеидзе. За этот подвиг он был награждён наручными часами, которые сегодня экспонируются на выставке.

Кроме того, военно-историческую тему 40–60-х гг. ХХ в. освещают наручные часы — «Штурманские», «Генеральские», «Командирские». В некоторых наручных часах (например, командирских) вокруг циферблата установлено поворотное кольцо с делениями (люнет). Предназначен он для того, чтобы засекать время. Следует сказать, что штурманские часы были самыми известными в мире авиационными часами, первыми побывавшими в космосе.

Именно такие часы брали с собой в космос Ю. Гагарин, А. Леонов. Долгое время «Штурманские» выпускались только для высшего командного состава ВВС СССР и в открытую продажу не поступали. Любопытным экспонатом стали часы швейцарской фирмы «Сильвана», переданные командиром батальона СС М. Шалепе при сдаче в плен в 1944 г.

Дополнениями к военной тематике стали компас, морской транспортир и линейка, часы лётные и морские антимагнитные. Представленные в витрине часы 40–80-х гг. ХХ в. наглядно демонстрируют не только видовое разнообразие часов, но и рассказывают о страницах военной истории Керчи, указывают на особенности быта приморского города.

Отдельная часть экспонатов витрины посвящена периоду мирного созидательного труда города Керчи, прерванного войной и продолженного в 1950–80-х гг. Одним из наиболее ранних экспонатов этого раздела стали музейные предметы 30–40-х гг. ХХ в. — металлические часы-будильник и фарфоровый корпус часов в виде фигуры девушки в национальном восточном костюме. Часы с фигурой девушки были приобретены П. М. Ягуновым для своей семьи, музею их подарила дочь погибшего командира подземного гарнизона — Клара Павловна. В витрине представлено несколько часов-будильников. Миллионы таких же часов каждое утро будили советских учителей, врачей, рабочих и учёных. Будильник — это отдельный тип часов: в указанный пользователем момент он подаёт звуковой сигнал. Время сигнала задаётся с помощью дополнительной стрелки. Обычно это были недорогие часы, часто крупногабаритные, с посредственной точностью, но сильным звонком и хорошей прочностью (на случай падения на пол).

Многие из представленных на выставке наручных часов являются продукцией крупнейших часовых заводов СССР. Одной из первых организаций, занимавшихся часовым производством, был трест «Точмех» (образцом его продукции являются карманные часы П. Я. Паршикова). В 1928 году коллегия Главметалла ВСНХ принимает решение сосредоточить в тресте Точмех производство будильников, ходиков и электрочасов, а для изготовления карманных часов построить специальную фабрику. В мае 1929 года было принято решение: часовую фабрику по производству карманных часов разместить в новом корпусе завода «Геофизика» — будущем Первом Московском часовом заводе, а для объединённого предприятия «Второй Московский часовой завод» построили новое здание. На нём получили дальнейшее развитие три номенклатурных группы часов. Первая и самая старая из них — группа ходиков и простых настенных гиревых часов без боя и с боем. Такие часы начинали изготавливать в Москве ещё в 50–60-х гг. XIX века.

После окончания Гражданской войны производство было быстро восстановлено. В дальнейшем их выпускал Второй Московский часовой завод до 1943 года (в 30-х гг. ХХ в. ежегодно в стране продавалось 5–6 млн часов-ходиков), далее — Сердобский часовой завод (марка «Маяк»), а по настенным часам с 1950 г. специализировался Орловский часовой завод (марка «Янтарь»).

Известной часовой маркой в СССР были часы «Слава», выпускавшиеся Вторым Московским часовым заводом. Их производство началось ещё в 1924 г. Во второй половине 1950-х появилась линейка женских наручных часов.

Позже под этим названием выпускаются механические и кварцевые наручные часы, будильники, карманные и настенные часы. Отличительной чертой продукции этого часового завода было высокое качество, а дизайн оставался второстепенным моментом.

А вот — наручные часы марки «Победа», принадлежавшие одному из наиболее выдающихся советских археологов В. Ф. Гайдукевичу. Изготовление часов этой марки на Первом Московском часовом заводе им. Кирова было приурочено к годовщине Победы в Великой Отечественной войны в 1946 году.

Название часов, оформление и технические характеристики утверждал лично И. В. Сталин. Механизм по тем временам был очень удачным. Например, одного полного завода хватало на двое суток. После 1954 г. технологию производства «Победы» передали на другие часовые заводы СССР: на Второй Московский часовой завод и в Самару на ЗиМ — завод имени Масленникова, который выпускал часы этой марки до середины 1990-х годов XX века.

В СССР часы «Победа» были широко известны и пользовалась настоящей народной славой. Такими часами награждали ударников производства, заслуженных ветеранов труда. Сегодня производство часов марки «Победа» приостановлено, а сами часы стали настоящим раритетом.

Челябинский часовой завод «Молния» начал выпуск продукции 17 ноября 1947 года на основании распоряжения Совета министров СССР. Первое время основным заказчиком часов было Министерство обороны. Выпускались наручные, карманные, настольные часы. Также было налажено производство специальных авиационных часов АЧС-1М, часов, устанавливаемых в танках, подводных лодках и космических кораблях.

Образцами продукции ЧЧЗ «Молния» являются настольные часы, подаренные керченскому врачу М. А. Масловой в 1968 г., и карманные часы 1970-х гг. В октябре 2007 года завод «Молния» прекратил производство.

Наиболее поздними экспонатами стали предметы конца 1980-х – нач. 1990-х. Это часы японской фирмы «Сейко», а также фирмы «Оmax», приобретшие популярность среди молодёжи 90-х гг. ХХ в. В отличие от большинства представленных ранее часов, они не механические, а работающие от электрической батарейки.

Seiko Holdings Corporation, более широко известная как Seiko, — японская компания по производству часовой продукции, ювелирных изделий, прецизионных инструментов и точной механики. Компания основана в 1881 году. Согласно официальной истории компании, японское слово «сэйко» означает «изысканность», «минута» или «удача».

Первые часы, выпущенные под брендом Seiko, появились в продаже в 1924 году. В 1969 г. Seiko представила первые в мире кварцевые часы, и их стоимость равнялась стоимости среднего по размеру автомобиля. Позднее Seiko пошла дальше и представила первый кварцевый хронограф. В 1985 году Seiko и Orient Watches организовали совместное предприятие.

Компания стала акционерным обществом, в 1990 г. была переименована в Seiko Corporation. Наиболее широко известна производством наручных часов, все части которых когда-то производились компанией полностью на собственном производстве. Сюда относятся не только зубчатые колёса, моторы, стрелки, кварцевые генераторы, батарейки, чувствительные элементы, ЖК-экраны, но также и второстепенные элементы, такие как масла для смазки и светящиеся составы, наносимые на стрелки и циферблаты.

Марка наручных часов Omax была основана в 1946 г. Изначально компания производила часы для рынков Ближнего Востока и Индостана, но со временем они стали продаваться во многих странах мира. В первое время компания делала ориентир на выпуск механических часов с автоматическим подзаводом, но вскоре приоритеты компании изменились, и на данный момент главной отраслью марки является выпуск наручных кварцевых часов.

Кроме часов, на выставке значительное внимание уделено календарям. Настоящим раритетом среди экспонатов выставки можно считать два листка из отрывных календарей за 1909 и 1913 гг. Они — и «свидетели» событий вековой давности, и могут рассказать о таком явлении как «дата по старому стилю».

В 45 г. до н. э. Гаем Юлием Цезарем взамен очень неточного республиканского календаря был введён календарь, получивший название «юлианского». В благодарность за упорядочение календаря и за выдающиеся заслуги Юлия Цезаря на военном и государственном поприщах римский сенат принял решение переименовать месяц Quintilis, в котором родился Цезарь, в июль.

Следующий шаг в истории календаря связан с приходом христианства. Христианский календарь был призван определять главные христианские события — Рождество и Пасху.

Празднование христианской Пасхи в одно и то же время не сразу установилось во всём христианском мире. Христиане Малой Азии праздновали её независимо от того, на какой день недели приходилось эта дата. Римская и Александрийская церкви считали, что христианская Пасха должна праздноваться только в воскресенье. Принятое в 325 г. на Никейском соборе решение обязывало всех христиан отмечать Пасху в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Другая важнейшая дата — Рождество Христово — стала отмечаться 25 декабря по решению Эфесского собора в 431 г.

Юлианский календарь, однако, оказался недостаточно точен, давая ошибку в 1 день за 128 лет. В 1582 г. весеннее равноденствие сместилось на 10 дней, что влекло за собой проблему с ежегодным установлением даты празднования Пасхи, поэтому возникла необходимость в календарной реформе. В 1572 году папа Римский Григорий XIII поручил астроному Христофору Клавиусу разработать новый календарь. Тот использовал предложения итальянского астронома и врача Луиджи Лильо. Этот календарь получил название «григорианского».

Реформа была почти сразу принята всеми католическими странами. Её правила соблюдались в Италии, Польше, Португалии и Испании. Другие католические страны последовали им позднее. Что касается протестантских государств, то они долгое время исходили из постулата, что «лучше разойтись с Солнцем, чем сойтись с Римом».

Православные же страны не меняли календарь до начала этого столетия. Юлианский календарь сохранился лишь в религиозных целях в России, Греции и патриархатах Восточно-христианского мира. В Советской России Декретом Совета народных комиссаров от 26 января 1918 г. после 31 января шло уже не 1 февраля, а сразу 14-е.

Продолжением темы летосчисления являются несколько экземпляров календарей во второй витрине. Это книга-календарь «Страна социализма» на 1941 год, записная книжка-календарь М. Ашуркова на 1943 год, отрывной календарь на 1944 год.

В России до конца XIX века печатные календари были предметом роскоши: в дорогих переплётах, с богатыми иллюстрациями, они могли служить украшением гостиной. Но в 1886 году книгоиздатель Сытин, приступая к работе над очередным календарём, вдруг понял, что нужен дешёвый, доступный и пахарю, и рабочему календарь. Это был оглушительный успех. В первом же тираже было продано 7 миллионов экземпляров. Немыслимое по тем временам количество.

В советское время эта идея была дополнена и расширена. Люди, редко покупавшие книги, всегда и с любопытством прочитывали биографии Пушкина и Репина, узнавали о том, кто такие Циолковский и Попов. Просветительская способность календарей была колоссальной. Он обучал, развлекал, наставлял, подсказывал. Из него советские люди узнавали самую разную информацию о политике, экономике, культуре СССР и других стран. Календарь всегда шёл рука об руку с политикой. Власти всех времён прекрасно понимали, каким мощным идеологическим оружием являются эти маленькие книжечки. Содержание их жёстко контролировалось, поскольку это было самое массовое чтение, самое массовое издание. Образцом такого календаря-справочника является книга «Страна социализма», где календарные данные сопровождаются обширнейшей информацией о политико-социальной жизни Советского Союза предвоенного времени. Записная книжка-календарь, кроме дат, содержит информацию политико-агитационного характера. Даты легко входили в календарь и также легко исчезали из него. 12 апреля 1961 года календарь скромно сообщал читателю о 130-летии со дня рождения скульптора Менье. Во всех последующих календарях та же страница гордо сообщает об очередной годовщине первого полёта человека в космос.

Календарь будто минутная стрелка истории, которая всегда запаздывает. Тему календарей развивают материалы, размещённые на двух стендах. Среди них есть карманные календари с видами Крыма, Керчи, рекламой предприятий нашего города, а также тематические настенные календари.

В европейских странах карманные календари известны ещё с начала XIX века. В России годом начала истории отечественного карманного календаря считается 1886 год.

Карманные календари сразу по их появлении были замечены как наиболее дешёвое средство рекламы, и как таковые уже использовались в Европе в течение всего XIX века. В случае хорошего оформления и умело поданной информации календарь, в отличие от буклетов, имеет ещё и утилитарное значение, ведь он не выбрасывается сразу же, а хранится, как минимум, в течение года, тем самым многократно увеличивая свои рекламные возможности.

Карманные календари дореволюционной России обычно подразделяются на три основные категории: календари торговой рекламы, деловые (их отличает строгая информационность и отсутствие рисунков), для народного просвещения.

В СССР большими тиражами карманные календари стали выпускаться с 1986 года. До этого — общее количество выпущенных в СССР карманных календарей оценивается в 20–22 тыс. видов. После 1986 года — такое же количество календариков стало выходить каждые пять лет (1987–1991, 1992–1996), а затем и просто за два года (1998–1999).

Настенные календари универсальны. Они украшали стены квартир, рабочих помещений и кабинетов, помогая узнавать нужную дату — как средство планирования дел и подведения итогов и как предмет, помогающий оживить интерьер. Если ещё в 80–90-е гг. ХХ в. календарь использовали не только как хронограф, но и как средство, возможность приобщения к прекрасному (репродукции картин, фотографии городов и памятников), то сегодня всё чаще настенные календари используются в качестве рекламоносителей.

Выставка «Хранители необратимого времени» была построена не только с целью продемонстрировать удивительные, редчайшие, но пока малоизвестные музейные предметы из коллекций заповедника. Такие выставки необходимы, так как они помогают посетителям музея осознать, насколько важно их участие в сборе и формировании коллекций историко-бытовых предметов фондов Керченского заповедника, а в конечном итоге — в деле сохранения культурных ценностей и формировании того облика Керчи и керчан, какими их увидят наши потомки через десятилетия.