Литература из Русского музея
- Гос. русский музей представляет: Сокровища рода Строгановых: Вып. 96/ . - СПб: Palace Editions, 2005. - 15 с.: цв.ил
Известная торгово-промышленная династия Строгановых, с 15 века обосновавшаяся на Севере России, способствовала небывалому расцвету искусств и ремёсел, сохранению и преумножению древних художественных традиций в эпоху позднего средневековья.
- Русский музей представляет: Строгановский дворец/: Альманах. Вып. 368/ текста: Сергей Кузнецов. - СПб: Palace Editions, 2012. - 73 с.: цв.ил
Строгановский дворец был построен в Санкт-Петербурге на пересечении реки Мойки с Невским проспектом. Ансамбль создавался в течение целого столетия.
В его создании принимали участие архитекторы и скульпторы мировой известности: Франческо Растрелли, Джузеппе Валериани, А.Н. Воронихин, К.И. Росси, П.С. Садовников,С.М. Теглев, М.П. Александров, И.И. Теребёнёв и др.
Сегодня дворец представляет собой неповторимое сочетание уютного дома и представительной резиденции блестящих российских аристократов и талантливых предпринимателей, посвятивших себя искусству и процветанию Отечества
- Дионисий в Русском музее. К 500-летию росписи Рождественского собора Ферапонтова монастыря/ Гос. Русский музей; Альманах. Вып. 18. - СПб: Palace Editions, 2002. - 135 с.: цв.ил
Творение иконописца Дионисия и его сыновей сохранилось до наших дней с уникальной полнотой. Своды и стены Рождественского собора по-прежнему сохраняют изображения канонических сцен и отдельных фигур святых.
Дионисий жил в эпоху крутого подъёма Московского государства, его политических и военных успехов, крупных свершений в культуре и искусстве. Работы Дионисия и мастеров его круга определяют содержание понятия «московской школы конца XV - начала XVI вв.», отличающейся возвышенно-идеальным характером живописи. Древнерусская живопись передавала идейно-психологический климат эпохи созидания, уверенности в будущем, в которой жило русское общество.
- Одеть картину: Художественные рамы в России XVIII - начала XX века/ Гос. Русский музей; Альманах. Вып. 114. - СПб: Palace Editions, 2005. - 167 с.: il. - Сокращения.: с.165; Краткий словарь терминов: с.166
В восприятии художественных произведений рамы играют важную роль: помогают зрителю войти в сложный мир полотен художника, усиливают воздействие его живописи.
Но, будучи специально изготовленными для произведений изобразительного искусства (живописи, мозаики, графики), художественные рамы также являются предметами декоративного убранства интерьера. И в этом значении им принадлежит важная роль как в жилом помещении, так и в музейных залах.
В наши дни интерес к художественным рамам возрастает . Несомненно, данное издание послужит стимулом к изучению огромного наследия создателей
художественных рам и привлекут внимание зрителей к особым произведениям декоративно-прикладного искусства, украшающим музейные залы.
- Праздники по-русски/ Гос. Русский музей; Альманах. Вып. 311. - СПб: Palace Editions, 2011. - 191 с.: цв.ил. - Биографии худ-в.: с.184 - 191; Сокр.: 192
Праздники, а также сопровождавшие их обряды и обычаи, во все времена исполняли роль главных хранителей духовного единства народов, их религии, истории, бытовых и нравственных устоев. Традиционные праздники в России являлись истинными выразителями народной души. В Российской истории количество праздничных дней, включая воскресные, было чуть менее сотни: русские любили праздники, превращая их в массовые действа, каждое из которых обладало своей эстетикой и драматургией.
Художников неизменно привлекала эта сторона народной жизни. Праздники самого разного характера любили изображать российские художники всех эпох и творческих направлений. Произведения, созданные на эти сюжеты, впервые собраны в одном издании.
- Цареубийство 11 марта 1801 года: Каталог "Образ Павла 1 в живописи, скульптуре и графике"/ Гос. Русский музей; Альманах. Вып. 2.. - СПб: Palace Editions, 2001. - 159 с.: цв.ил
Противоречивая, трагическая личность Павла1 [1754 – 1801] вызывала неоднозначные оценки его современников. Короткое царствование Павла 1 освещалось официозной историографией как «историческое недоразумение». А между тем, он за короткий срок решительно остановил самоуправство Екатерининских вельмож, стремился водворить повсюду порядок, благоустройство в администрации, правду и силу законов в судах. По своей насыщенности законотворческой деятельностью павловское царствование не имеет аналогов в русской истории - за 4 года и 4 месяца был подписан 2251 документ, имеющий силу закона.
Современная историческая наука много сделала для восстановления справедливости по отношению к личности одного из самых ярких и последовательных правителей России.
Представленные в каталоге парадные живописные, графические и скульптурные портреты Павла 1знакомят с образом царя – «бюрократа и романтика, тирана и рыцаря, деспота и прожектёра, прагматика и утописта», - во всём многообразии противоречий человеческой натуры.
- Четырёхсотлетие дома Романовых в произведениях живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства из собрания Русского музея: Русский музей представляет: Альманах. Вып. 372/ Григорий Авт. ст. Голдовский; Сост. каталога Михаил Асварищ, Ирина Корнеева, Анна Макарова. - СПб: Palace Editions, 2013. - 119 с: цв.ил. - Приложение.: Указатель лиц, изобпажённых на портретах; Краткие биографии художников: с.113 - 119.
Разносторонне и беспристрастно надлежит рассматривать такое значительное событие национальной истории, как воцарение 400 лет назад династии Романовых в России. Существенно обогатила страницы национальной истории возможность в наши дни многосторонней персональной характеристики российских правителей. Монографические публикации и мемуаристика перечеркнули тусклое представление о монархах как об эксплуататорах, бытовавшее в исторических исследованиях и беллетристике с 1917 – по 1990 гг. В альбоме представлена коллекция произведений изобразительного искусства Русского музея, связанной с это темой.