купить билет

Краткая записка о христианстве в Керчи

Античность и средневековье

Христианство на Керченской земле появилось ещё в апостольские времена. Историческое наследие свидетельствует, что здесь мог проповедовать Андрей Первозванный. А ещё более твёрдые источники, датируемые IV веком, говорят, что Слово Божие на Боспоре утверждал и апостол Симон Кананит (Зилот), более того, ещё в IX веке здесь, в храме Святых апостолов, сохранялась его гробница. Неудивительно поэтому, что о существовании Боспорской кафедры известно, как минимум, с 325 года: местный епископ Кадм (или Домн) участвовал в I Вселенском Соборе в Никее.


В начале VI века на Боспоре правил гуннский царевич Горд (или Грод), принявший крещение и вассальную зависимость от Византии. Он боролся с ещё сильными языческими культами своего народа, за что был свергнут и убит, став мучеником за веру. Постоянное влияние на керченской земле на протяжении столетий имела православная Византийская империя.

В X–XI веках Корчев (нынешняя Керчь) входил в состав русского Тмутороканского княжества. В 1068 году, в день Крещения Господнего, князь Глеб промерил по льду пролива расстояние между двумя своими главными городами: столицей Тмутороканью и Корчевом, о чём была сделана торжественная надпись на мраморном камне, дошедшем до нас. Предполагается, что замер производился между двумя архитектурными доминантами: корчевским храмом (ныне — Предтечи) и Богородичным в Тмуторокани, заложенным в 1022 году князем Мстиславом, сыном Великого князя Владимира.

Действовал в княжестве и широко известный в своё время монастырь, надгробная эпитафия зодчего которого, монаха Иоанникия, хранится в Керченском музее. Выдающимся церковным и политическим деятелем этого периода был Никон Великий, один из сподвижников основателя Киево-Печерского монастыря святого Антония и основоположник Тмутороканской обители. Его также ассоциируют с первым русским митрополитом Илларионом, после принятия схимы. Никон был одним из авторов «Повести временных лет» (второй список), где также запечатлелись события и имена, связанные с Крещением Руси и историей Тмутороканского княжества, ставшего на время убежищем для опального игумена.

Величайшим достоянием Керчи является древнейшая, действующая и поныне, церковь Иоанна Предтечи, перестроенная в X веке, как раз в период русского владычества, из базилики VI века в крестово-купольный храм византийского зодчества. Фрагменты фундамента древней базилики и прилегающего баптистерия были изучены археологами в наше время.

Многочисленные археологические памятники, связанные с христианской культурой, включают: надгробия с эпитафиями, объекты погребального инвентаря, расписные склепы с текстами молитв, изображения крестов и символов (например, на стенах Царского кургана), керамическую посуду с изображениями святых и крестов, личные вещи христиан, элементы храмовой архитектуры, памятные надписи, скульптуры — и имеют датировку с III века по Рождеству Христову. Также археологами были исследованы фундаменты трёх древнейших церквей ещё античного и средневекового времени: обнаруженное в 1833 году недалеко от церкви Иоанна Предтечи основание трёхапсидного храма с закладным алтарным камнем (возможно, та самая церковь Святых апостолов), базилика VI века в эллинском городище Дия (Тиритака) и фундамент церкви в селе Золотое.

После падения Византии, христианство продолжало существовать на керченской земле под властью генуэзцев и венецианцев. В позднее средневековье при владычестве турок-мусульман Керчь перестала быть важным торговым городом, превратившись, по сути, в военную крепость с небольшим гарнизоном. В XV веке древняя церковь Иоанна Предтечи была обращена в мечеть, утратила свой интерьер и фрески работы школы Феофана Грека.

Возвращение русских

Между тем, за пределами турецкой крепости продолжали существовать христианские церковные общины, преимущественно греческие. Сохранились данные о средневековом монастыре святого Георгия в селе Катерлез (ныне Войково) и огромном храме святого Иоанна в трёх километрах к северо-востоку от Еникале — гибель обеих святынь связана с Русско-турецкой войной 1768–1774 годов и вынужденным исходом из Крыма в 1778 году христиан, жестоко преследуемых мусульманским населением за симпатии к русским.

Наивысшего расцвета христианство на керченской земле достигло после вхождения Крыма в состав России в 1783 году. Крепости Керчь и Еникале были присоединены раньше, фактически в 1771 году, а юридически — по миру с Османской Империей в 1774 году. Через семь веков русским удалось вернуться на земли, связанные со славным периодом рождения православной Руси. Первоначально в опустевших крепостях разместились военные гарнизоны со своими полковыми церквями, а также переселившиеся сюда анатолийские греки, воевавшие под командованием графа А. Г. Орлова-Чесменского против угнетавшей их Турции. Вместе с ними прибыло и духовенство во главе с митрополитом Анфимом Манемвасийским.

Русское правительство передало в распоряжение греческих поселенцев две крепостные мечети для использования под храмы. Так в керченской церкви, освящённой в память усекновения главы пророка Иоанна Предтечи, снова стали совершаться православные богослужения, а центральная еникальская мечеть стала на несколько лет христианским молитвенным домом во имя Успения Пресвятой Богородицы. Здание это было крайне убогим и ветхим, а потому при поддержке русского правительства в 1797–1799 годах была выстроена первая новая православная Успенская церковь, носившая статус собора городка Еникале (в 1862 году храм был расширен пристройкой колокольни).

Церковь Иоанна Предтечи была удлинена с западной стороны в 1801 году пристройкой и звонницей. В 1845 году на месте звонницы был сооружён притвор и двухъярусная колокольня. В 1893 году в северном притворе был освящён престол во имя святой Екатерины и святителя Николая, а в 1896 году притвор был полностью перестроен и существенно расширен в полноценный придел. Строительство южного придела не осуществилось, и с тех пор храм сохраняет столь необычный ассиметричный вид.

Население Керчи стало постепенно увеличиваться, особенно после учреждения в 1821 году градоначальства и порта. Город системно застраивался по составленным в Петербурге планам и чертежам в классическом стиле и в считанные десятилетия стал одним из самых живописных на юге России. Первоначально церкви размещались в приспособленных или довольно простых зданиях. В том же 1821 году появилась отдельная русская церковь — Троицкий молитвенный дом. В 1835 году, во время комплексной застройки города, когда были сооружены Митридатская лестница, музей древностей, католический костёл, девичий институт и масса других ключевых городских строений и домов, молитвенный дом был заменён новым крестово-купольным храмом, ставшим впоследствии собором.

За время своего многолетнего существования он несколько раз достраивался для увеличения богослужебного пространства. В 1845 году отдельно от здания, с западной стороны, была возведена колокольня, которую впоследствии, в 1859 году, соединили с храмом. В 1849 году появился южный придел во имя святителя Николая, а в 1869 году — северный, в честь святых апостолов Петра и Павла. В 1899 году была предпринята комплексная перестройка центральной части собора, в 1,5 раза увеличившая его вместимость, до 3000 человек. В 1906 году полностью перестроена колокольня.

В 1834 году над городом стала возвышаться массивная часовня с огромным сквозным четырёхконечным крестом в восточной стене — выстроена она была на могиле достопамятного градоначальника, учёного и археолога И. А. Стемпковского. В 1844 году в девичьем институте, ставшем именоваться Кушниковским и относится к Ведомству учреждений Императрицы Марии, была освящена Захарие-Елисаветинская домовая церковь.

С 1845 года в селе Петровское (ныне Ленинское) существовал молитвенный дом, а в 1853 году на средства помещика генерал-лейтенанта П. А. Ладинского был устроен новый храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

Благодаря вниманию архиепископа Иннокентия Херсонского и Таврического, много потрудившегося над возрождением из праха христианских святынь Крыма, в 1852 году на горе в Катерлезе, где в конце 1770-х годов произошло явление Георгия Победоносца и с тех пор ежегодно совершался крестный ход из Керчи, была заложена и в следующему году выстроена церковь в честь святого Георгия с келиями при ней.

Ввиду недостаточности и тесноты Троицкой церкви в 1852 году жители Керчи собрали средства на строительства большого трёхпрестольного пятиглавого храма в русском стиле на Привозной (Сенной) площади. Однако наступившая Крымская война привела к разорению города и его граждан, так что столь необходимый проект новой церкви так и не состоялся. В годы войны, когда администрация и большинство жителей покинули Керчь и Еникале, с двумя тысячами горожан, не имевших возможность эвакуироваться, остался протоиерей Иоанн Кумпан, который прилагал все силы для сохранения имущества и благополучия керчан, а также добился от оккупационной власти охраны городских церквей и даже открыл церковную школу при соборе. В Еникале со своей паствой остался священник Иордан Пайдаси.

Пострадала институтская церковь, обращённая в казарму, а Катерлезский храм использовался турками в качестве конюшни и в итоге был сожжён ими дотла. Разорена была и часовня Стемпковского, которая стояла с того времени заброшенной вплоть до 1914 года. Не была сооружена по причине войны и церковь Архангела Михаила в Керченском карантине, продолжив существовать до 1866 года в приспособленном помещении.

После освобождения город пришлось поднимать из руин: здесь почти не было боевых действий, но половину домов англичане, французы и турки разграбили до голых стен: всё ценное было погружено на корабли и вывезено, а мебель и даже кровля использовались для отопления. Митридатское здание разграбленного музея древностей, экспонаты которого были большей частью беспощадно разбиты, был передан в 1859 году духовному ведомству и в следующем году превращён в храм Александра Невского. В 1883 году здание было признано аварийным и церковь закрыта. Прихожане первые годы устроили молельню в церковном доме храма Иоанна Предтечи, а в 1887 году возвели новый молитвенный дом у подножия горы Митридат. Само здание бывшего музея было отремонтировано и в 1904 году снова стало православной церковью, освящённой во имя святителя Петра Московского.

Заново была отстроена в 1856–1857 годах Георгиевская церковь мужского Катерлезского монастыря. С тех пор большими трудами имущество монастыря постепенно укреплялось, а братия увеличивалась. Помимо многочисленных построек хозяйственного и жилого назначения, в 1898 году к церкви святого Георгия был пристроен тёплый храм в честь святых Антония и Феодосия Печерских. В 1900 году обитель обращена в женскую. В 1911 году монастырь выстроил подворье на Сенной площади Керчи с гостиницей и обширной Введенской церковью. В 1914 году были перестроены восточные врата, с одной стороны от которых появилась изящная часовня со склепами в основании.

Поняв по итогам Крымской войны, что Таврида навсегда останется в руках христиан, многие татары-мусульмане, особенно приветствовавшие и помогавшие вражеским войскам, покинули полуостров, переселившись в Османскую Империю. В 1859 году в болгарской колонии Марфовка заброшенная огромная старинная мечеть тщанием фрейлины Императрицы М. А. Рудзевич была обращена в церковь святой Марфы. В том же году из другой бывшей мечети в Марфовке была устроена часовня с источником и мраморной иконой Божьей Матери. В 1877 году появилась каменная колокольня, а в 1886 году была расширена церковь, наконец, в 1903 году — сооружена новая более массивная и высокая, стоящая отдельно двухъярусная колокольня.

В 1864 году на завещанный А. С. Маринаки капитал на склоне горы Митридат у городского христианского кладбища была выстроена церковь святителя Афанасия Великого с шатровым куполом и небольшой звонницей на западной стене.

В 1868 году в Керчи протоиереем Иоанном Кумпаном было учреждено Православное Свято-Троицкое братство, открывшее приют для мальчиков и церковные школы, в 1872 году соорудившее Покровскую церковь, а впоследствии и отдельно стоящую колокольню.

В 1869 году в здании бывшей военной казармы Аджимушкая, построенной ещё до войны и с 1857 года использовавшейся в качестве церковной школы, был устроен молитвенный дом во имя апостола Иоанна Богослова. С 1881 года по ходатайству жителей селение стало именоваться Ивановка-Аджимушкай. В 1901–1903 годах вместо старой была выстроена новая обширная церковь с колокольней, чему содействовало появление в Керчи промышленного гиганта — металлургического завода, относившегося к приходу этой церкви. На территории рабочего посёлка, возникшего у завода, была в 1901 году устроена довольно вместительная часовня святителя Николая Чудотворца, ставшая в 1913 году храмом. Также в подземных каменоломнях, которые представляли главный промысел жителей Аджимушкая, до сегодняшнего дня сохраняется вырубленное в скале дореволюционное помещение молельни для рабочих.

В течение 20 лет, начиная с 1857 до 1877 годов, на Белом мысе шло сооружение огромной и мощной крепости Керчь, которая была призвана исключить возможность повторной оккупации города и потери контроля над Азовским морем. Это был целый военный городок для тысяч солдат и офицеров, для которых, конечно, сооружались и православные храмы, обустраивались и временные походные церкви различных полков. Ещё до Крымской войны у Павловской батареи существовала часовня. В 1863 году на территории Виленского люнета был сооружён храм во имя святителя Николая Чудотворца. В 1869 году артиллерийский склад № 64 Минского люнета был приспособлен под церковь, а в 1874 году перестроен в храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. На крепостном кладбище, ныне распаханном под огороды, с 1878 года существовала часовня во имя пророка Иоанна Предтечи, которая позже стала храмом. Не позднее 1890 года пороховой погреб № 10 был обращён в Петро-Павловскую церковь — здание сохранилось и значится в «Перечне памятников, составляющих комплекс крепость Керчь» под номером 4.

В конце XIX века возросло и количество домовых церквей при различных учреждениях. Так, в 1889 году в Керчи было выстроено большое и весьма благоустроенное здание Мариинского детского приюта для девочек-сирот с домовой церковью в честь иконы Божьей Матери «Скорбящая». В 1895 году в ограде приюта была выстроена пятиглавая часовня во имя святого князя Александра Невского и в память покойного Императора Александра III.

С 1880 по 1893 года в Керчи на завещанный купцом А. А. Золотарёвым крупный капитал была выстроена обширная и благоустроенная богадельня для призрения стариков православного вероисповедания с домовой трёхпрестольной церковью Андрея Первозванного и отдельно стоящей колокольней 1896 года постройки.

В городской Александровской мужской гимназии с 1871 года существовала домовая церковь во имя святителя Николая Чудотворца, расширенная в 1893 году. А в 1896 году при гимназии была построена Благовещенско-Николаевская церковь в русском стиле, которую посещали не только гимназисты, но и местные жители.

В 1883 году в керченской тюрьме, помещавшейся в доме, принадлежащем иудею купцу М. С. Хейфецу, на его собственный счёт была устроена православная молельня для арестантов, освящённая во имя благоверного князя Александра Невского. Позднее, в 1913 году, при здании тюрьмы была освящена вновь выстроенная церковь во имя преподобной Евдокии.

В год 900-летия крещения Руси в селении Ильинка (ныне Чистополье) на средства землевладелицы Е. Д. Ильиной была сооружена небольшая Владимиро-Васильевская церковь, названная так в честь князя Владимира, наречённого в крещении Василием. В склепе под алтарём был похоронен ея муж Василий.

Селение Казантип (ныне Мысовое), относившееся к керченскому благочинию, в 1898 году получило собственную скромную церковь Александра Невского, к которой в 1906 году была пристроена колокольня.

В другом пригородном посёлке Старый Карантин церковь во имя Вознесения Господнего была сооружена в 1907 году. Здание венчали 5 шлемовидных куполов и высокая трёхъярусная колокольня.

В 1883 году митридатское кладбище было закрыто и взамен отведено место под новое, за Глинищем (нынешнее старое городское кладбище в районе автовокзала). Для отпевания умерших в 1911 году помещик генерал А. И. Нелидов построил на этом новом погосте часовню над своим семейным склепом. А в 1914 году на средства купца Г. Я. Цыбульского I в память его покойной супруги Варвары был сооружён Гавриило-Варваровский храм с обширным склепом в основании.

Помимо четырёх уже упомянутых, существовали и другие часовни: Николаевская при Троицком соборе в память событий Крымской войны, Ирины Цареградской при городской больнице, на кладбище горы Митридат, у церкви Иоанна Предтечи (над могилой К. И. Месаксуди) и на погосте деревни Чурубаш.

Каждый приходской храм имел собственные капиталы и имущество, обеспечивающее содержание причта и ремонт зданий, церковные дома для священно- и церковнослужителей, а также содержал одну или несколько церковных школ, дававших полноценное начальное образование на уровне с земскими и министерскими.

В Керчи и окрестностях существовали и другие немногочисленные христианские общины: католическая, армяно-григорианская, лютеранская, старообрядческая и баптистская, каждая из которых имела своё культовое здание.

Советский период

С падением самодержавия в России переломилась и история христианства: государственная поддержка сменилась искоренением веры, разрушением храмов и физическим истреблением духовенства, угнетением верующих. Уже в 1917 году, ещё революционным Временным правительством, пришедшим к власти в результате переворота, все церковные школы были отняты и переданы в ведение Министерства народного просвещения.

Сразу после окончательного установления советской власти в 1920 году в Керчи незамедлительно были закрыты все часовни, монастырь и домовые церкви, изъяты церковные ценности и всё имущество — погибло несчётное количество святынь, древностей и предметов искусства. К 1939 году все без исключения храмы и молитвенные дома в городе были ликвидированы и разграблены. Так как Церковь формально имела законное право на свободное существование в советском государстве, то для закрытия каждого храма требовались неправовые усилия государственных служб и антицерковных организаций. В каждом случае осуществлялось давление, подлоги, угрозы и репрессии, в том числе ссылки и смертные приговоры по ложным обвинениям для наиболее активных защитников веры.

Какие-то здания бывших церквей и часовен уцелели в обезображенном виде, другие были сразу или со временем уничтожены властями, третьи пострадали во время Великой Отечественной войны и, разумеется, не восстанавливались — были разобраны. После освобождения города Красной армией ряд церквей, открытых при немецкой оккупации, были тут же закрыты, а затем перестроены или разрушены (Александро-Невская в Казантипе, Марфовская в Марфовке, Владимирская в Чистополье, Рождества Богородицы в Ленинском, построенная румынами-оккупантами). Действовавшими остались лишь Успенская церковь в Старом Карантине, Афанасьевская на Митридате и Введенская в центре города. Наконец уже в 1962 году ради строительства колхозного рынка снесли центральную Введенскую церковь, выполнявшую роль городского собора благодаря своей немалой вместительности.

В Крыму все церкви в 1930-е годы были сняты с учёта исторических и архитектурных памятников, чтобы их легче было сносить или перестраивать в хозяйственные помещения, что и осуществлялось неуклонно. Так, в частности, была разобрана стоявшая в Российской Империи на охране памятников Успенская еникальская церковь. Ныне на её месте установлен скромный деревянный крест.

Даже после войны обсуждался вопрос сноса пришедшей в упадок тысячелетней церкви Иоанна Предтечи. Реставрация состоялась только из-за постоянных просьб архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) вернуть этот древнейший храм верующим для его спасения от полного разрушения. Храм не возвратили, но зато ценнейший памятник уцелел и даже был частично отреставрирован.

Замученные священники, расстрелянные и репрессированные верующие, лишённые работы люди и средств к существованию их семьи, самые разные притеснения и унижения — это многие тысячи трагических христианских судеб только в одной Керчи. Итогом советской антицерковной политики стало почти полное отторжение русского народа от его веры и совершенное искоренение памяти о прежней церковной жизни.

Современность

Падение советского государства, несомненно, стало огромной новой трагедией в судьбе русского народа, но в это же время повсеместного упадка, грабежа и нищеты стало возможным начать возрождение живых основ народного бытия: погребённая, казалось бы навсегда, Православная Церковь восстаёт из праха, восстанавливаются и наполняются верующими храмы, развиваются богословие и церковные науки, открываются христианские учреждения и Христова вера снова постепенно проникает и освящает все стороны общественной жизни. Но пройдут ещё многие десятилетия, пока местные православные храмы и церковная жизнь достигнут хотя бы того уровня, которым отличалась втрое меньшая по населению Керчь столетней давности.

Сегодня в городе нет достойного по своей вместительности и благоустроенности собора, а роль кафедрального для всей Феодосийской епархии выполняет небольшая древняя церковь Иоанна Предтечи, возвращённая верующим в 1990 году (в 1996 году на колокольне снова появились колокола). Ввиду неоконченной реставрации интерьера, службы в этом храме проходят преимущественно в Николаевском приделе. Храм стоит на учёте памятников культуры и не располагает достаточными средствами, чтобы своими силами провести на должном уровне реставрационные работы, прежде всего интерьера, и нанести достойную статусу жемчужины России настенную роспись. Нет теперь и прицерковной территории, а находившееся в ограде древнее кладбище было уничтожено в советское время, как и все храмовые постройки. В древней части необходимо провести сложную процедуру спуска колонн на уровень пола, углублённого в ходе реставрации до первоначального, что было запланировано ещё до революции, произвести ремонт купола, в котором появились трещины, восстановить трёхъярусный иконостас.

От дореволюционного периода сохранилась почти в неизменном виде разве что кладбищенская Афанасьевская церковь, потерявшая звонницу в результате закрытия и запрета колокольного звона. Храм требует восстановительных работ. Прилегающее христианское кладбище в 1930-е годы, несмотря на протесты общественности, было ликвидировано, а могильные плиты и памятники использованы в хозяйственных целях: для мощения улиц. Наиболее старая часть погоста уже застроена домами. В память тысяч керчан, упокоившихся в этом месте, требуется сооружение хотя бы мемориальной часовни-звонницы и превращение пустыря в благоустроенный сквер, посвящённый дореволюционной Керчи.

Выстоявшее в самые тяжёлые годы здание бывшей Благовещенско-Николаевской церкви, использовавшееся под кинотеатр, было снесено в 1992 году вопреки подписанному несколькими месяцами ранее договору между керченским городским исполнительным комитетом и Крымской епархией о его возвращении верующим. На сегодняшний день даже территория бывшей церкви не передана благочинию.

Успенская (бывшая Вознесенская) церковь в Аршинцево после закрытия лишилась великолепной колокольни и куполов. Несмотря на проведённые силами прихода ремонтно-восстановительные работы, для воссоздания подлинного облика остаётся необходимой комплексная перестройка колокольни и замена куполов на шлемовидные.

Александро-Невский молитвенный дом был возвращён Православной Церкви в 1993 году после частичной реставрации музеем, которому принадлежало здание. В настоящее время это довольно благоустроенная церковь. На внутреннем дворе воздвигнуто двухэтажное здание с колокольней, в котором находятся воскресная школа, баптистерий, актовый зал и другие помещения.

Здание бывшей больничной часовни великомученицы Ирины сохранилось в качестве магазина и в 1997 году было передано православной общине. В 2003 году состоялась первая Божественная литургия. Над входом установлен небольшой декоративный куполок. Здание требует комплексной перестройки.

В 1997 году житель села Калиновка В. И. Трищенко при содействии благотворительницы из Москвы построил в память своих погибших в автокатастрофе сыновей небольшой храм преподобного Виталия и мученика Дионисия.

В 2000 году был создан Православно-просветительский центр в микрорайоне Марат, где ныне размещается епархиальный дом с домовой церковью имени святителя Луки.

В 2001 году в Аршинцево появился новый храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделом блаженной Ксении Петербургской и баптистерием. Перестроен из заброшенного бывшего детского сада. В 2004 году зазвонили колокола.

В Комсомольском парке, где прежде располагался комплекс Андреевской богадельни, с 1996 года существует храм Андрея Первозванного. Первоначально он размещался в низком и тесном здании раздевалки и спортивного зала для недостроенного теннисного корта. В 2008 году на средства меценатов и многочисленные пожертвования горожан началось строительство нового храма. В 2011 году в ещё неоконченном здании стали совершаться богослужения, в том же году на колокольню были подняты колокола. Производится благоустройство и внутренняя роспись.

В посёлке Капканы в 2001 году в здании бывшего сельского клуба открылся православный храм Димитрия Донского для окормления местных жителей и существующего с 1993 года Керченского союза казаков. Здание клуба довольно вместительное, храм размещается в актовом зале. Приход бедный, и потому реконструкция помещений ведётся очень медленно, лишь в 2014 году был установлен небольшой купол.

В 2005 году закончились основные работы по постройке кладбищенской церкви архангела Гавриила на прежнем фундаменте. К сожалению, из-за отсутствия на тот момент каких-либо изображений церковь была построена в новом, более простом, облике и лишилась колокольни. В 2009 году по примеру дореволюционной церкви в ней был устроен фаянсовый иконостас, но заметно более скромных размеров.

Владимирский храм в селе Чистополье был восстановлен в 2008 году по инициативе председателя Верховного совета Крыма А. П. Гриценко и поднят буквально из руин. Храмовый комплекс полностью благоустроен, имеет колокольню, ограду, резной иконостас и росписи. Не окончено только мощение прихрамовой территории.

В селе Заветном с 1997 года действует приход в честь святителя Луки (Войно-Ясенецкого). На протяжении двадцати лет службы совершаются в приспособленном помещении бывшего детского сада, а в последние годы не без трудностей возводится скромных размеров церковь, преимущественно на средства А. П. Гриценко.

С 1991 года в городе Щёлкино в подаренном М. В. Колечко жилом доме существовал православный приход Александра Невского, названный так в память утраченной в селении Мысовое (Казантип) церкви. В 2010 году рядом с молитвенным домом началось строительство полноценного храма, а первые службы в нижней церкви прошли в 2017 году.

В посёлке Мысовом (Казантип) в 2010 году появился небольшой деревянный молитвенный дом, освящённый во имя иконы Пресвятой Богородицы «Скоропослушница». В 2013 рядом с ним приступили к возведению более вместительного и благоустроенного каменного храма со звонницей. Регулярные службы в новой церкви совершаются с 2015 года.

В Керченском благочинии есть совершенно бедные и убогие храмы и молитвенные дома, существование которых в таком виде было совершенно немыслимо в дореволюционной России. Более того, в царское время некоторые сёла обладали грандиозными храмами под стать городским.

Восстановление Катерлезского монастыря началось в 1997 году, но до сих пор он пребывает в крайне стеснённых условиях, располагаясь в перестроенном здании колхозных конюшен у подножия горы святого Георгия. Смотря на старые фотографии, сложно представить, что на месте нынешнего природного холма прежде возвышался прекрасный и единственный в Восточном Крыму монастырь.

В посёлке Подмаячный время от времени с 1991 года проводились молебны и панихиды в рыбацком клубе, ныне заброшенном и разрушающемся. В 1998 году в переданном православной общине здании бывшего магазина после небольшой перестройки был открыт храм во имя Казанской иконы Божьей Матери.

В селе Горностаевка в 1996 году была устроена церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте».

В селе Глазовка в 1997 году сельский совет передал православной общине святителя Николая Чудотворца здание бывшей библиотеки и в ней был устроен молитвенный дом.

В селе Ленинское, где в советское время власти дважды до основания разрушили храм, а в 1997 году верующим передали неприглядное здание бывшего дома культуры, где устроены летняя и зимняя церкви Рождества Богородицы, пристроена звонница.

В 1998 году в Керчи открылся новый приход во имя святых Жён-Мироносиц, храм разместился в здании дореволюционной постройки, имевшем несколько помещений и актовый зал, пристроенный в своё время для нужд музыкальной школы.

В посёлке Багерово в брошенном генеральском доме в 1998 году был устроен храм архистратига Михаила.

С 2001 года в Керченской исправительной колонии действует молельня преподобного Серафима Саровского.

Недалеко от Еникале, где сохраняется фундамент уничтоженной большевиками Успенской церкви, в Стройгородке с 2002 года стали совершаться богослужения, вначале в металлическом контейнере, а через год под храм святителя Николая был приобретён каменный овощной ларёк. В первые годы он относился к Русской Православной Церкви заграницей, а с 2008 года перешёл в состав Симферопольской и Крымской епархии Московского Патриархата.

В селе Виноградное в 2003 году по просьбе верующих сельский совет выделил расположенное неподалёку от кладбища здание пустующего жилого дома для устройства церкви святых мучеников Бориса и Глеба.

В селении Марфовка в 2000-х годах в приспособленном жилом доме был открыт храм, освящённый во имя святой Марфы, в память утраченной церкви. Территория бывшего разрушенного храма ныне пустует. По месту, где ранее располагалась часовня с источником, проходит дорога.

Молитвенный дом святого пророка Илии в посёлке Скассиев Фонтан (Мичурино) существует с 2003 года, когда город передал православной общине низкое и душное помещение бывшего местного клуба.

В 2004 году в посёлке Октябрьское в одноэтажном здании бывшего детского сада был устроен молитвенный дом во имя святых Царственных страстотерпцев.

В селе Ленино в приспособленном помещении жилого дома существует церковь праведного Иоанна Кронштадтского, в 2010 году общине передано здание закрытого кинотеатра «Родина», куда в будущем, после реконструкции, планируется перевести храм.

В настоящее время, в отличие от дореволюционного периода, почти ни один приход Керченского благочиния не располагает крупными банковскими капиталами, недвижимым имуществом и существует за счёт текущей деятельности и доброхотных пожертвований, будучи предельно ограниченным в возможностях для общественной деятельности. Большинство сельских и некоторые городские храмы ужасают своей бедностью и убогостью: общинам едва хватает средств на минимальное содержание священника, не говоря уже о полноценном причте и хоре. При единичных храмах существуют воскресные школы, которые не идут ни в какое сравнение с полноценными начальными школами до революции.

Следует сказать, что в новый русский период после возвращения Крыма в состав России, государство почти совершенно игнорирует нужды православных приходов, что соответствует конституционному принципу светскости, но при этом по неофициальным каналам за три прошедших года построило десятки новых весьма богатых и полностью благоустроенных мечетей, а также провело комплексную реконструкцию двух сотен мусульманских храмов. Этот процесс означает продолжение, но в гораздо более широком масштабе, украинской антирусской политики по целенаправленной исламизации полуострова.

К. Н. и В. Н. Ходаковские, 2017