купить билет

«Христианские древности Керчи»

2013 год стал годом 1025-летнего юбилея принятия христианства на Руси, поэтому очередная выставка цикла «Музейные редкости», открытая в зале № 1 Керченского историко-археологического музея, называется «Христианские древности Керчи».

Христианская религия получает распространение на Боспоре ещё в III в. н. э., что связывается с готским присутствием, хотя в византийских источниках сохранились легендарные сведения о том, что в I в. н. э. на Боспор прибыл для проповеди христианства Святой Апостол Андрей Первозванный.

В первые века нашей эры исповедание христианства преследовалось властями, и только в 314 г. оно было признано в Восточной Римской империи одной из государственных религий. Вскоре после этого был созван I Вселенский собор (325 г.), собравший церковных иерархов. В списке присутствовавших на нём упоминается боспорский епископ Кадм — в греческой версии списка участников, или Домн — в синайской и арабской версиях. К концу IV в. в Таврике существовала Боспорская епархия, которая, наряду с Херсонской, является древнейшей в Крыму.

Тем не менее, несмотря на быстрое формирование структуры христианской церкви на Боспоре в конце III–IV вв., не всё население восприняло новую веру. Существует один археологический памятник, напоминающий о временах преследования христиан. Это фрагмент мраморной колонны конца V в. На колонне вырезан текст, в котором читаются имена боспорян и среди них «Трофимос омар…» (далее буквы стёрты). По мнению Ю. А. Виноградова, «о мар…» означает «мученика за веру», вероятно, Трофим был убит язычниками, поэтому его имя внесено навечно в список членов христианской общины. На известняковых надгробиях V–VI вв. часто указано лишь имя умершего — например, Абика. Христианской символикой были отмечены и краснолаковые тарелки, чаще всего византийского производства. В центре блюд помещены штампы с различными христианскими сюжетами: хризматический крест, буквы альфа и омега, изображение ослика. Кроме того, группа керамических изделий с христианской символикой представлена светильником с изображением крестов и лекифами с ликами святых, носившими ритуальный характер.

Возможно, из ранневизантийского христианского храма происходит архитектурная деталь V–VI вв.: капитель восточно-коринфского ордера с поселения Зелёный Мыс на Азовском побережье, а также мраморный рельеф с изображением «Доброго пастыря», первого изображения Христа в раннехристианском искусстве.

Следующая группа экспонатов относится уже к периоду нового и новейшего времени. Во второй половине XIX века христианские традиции города по-прежнему поддерживали и чтили. К 1915 году в Керчь-Еникальском градоначальстве насчитывались 16 православных церквей. Одним из главных символов христианства является нательный крест. Тельники и более крупные кресты, носимые поверх одежды, получили широкое распространение уже с первых веков крещения Руси. Начиная с XV–XVI вв., на русских нагрудных крестах, в отличие от католических, Распятие могло замещаться изображением восьмиконечного Голгофского креста (непременно с косой планкой — подножием Распятого). Нагрудные кресты, появившиеся в XIX в., имели более простую форму, нередко без обрамления по периметру и без декора во внешних углах средокрестия. Кресты отливали или штамповали из серебра, меди, бронзы, латуни, олова или их сплавов, по традиции они могли быть четырёх-, шести- или восьмиконечными. Уже в XIX веке нательные кресты постепенно становятся не только предметами христианского религиозного почитания, но и выполняют эстетическую функцию украшений. Особое внимание на выставке привлекут и типографские издания — редчайшие фолианты конца XVIII – нач. XIX ст. Часть экспонатов, например, икон «Три святых», относится к старообрядческим.

Во второй половине XVII века патриарх Никон провёл церковную реформу, что привело к расколу Русской Церкви. Не все православные приняли реформы, и образовалось старообрядчество, которое хотело сохранить древние ритуалы, традиции и обряды. В XIX веке старообрядцы появились в Крыму. Старообрядцы, прибывшие с Поволжья, выбрали побережье Азовского моря для основания своего села.

Старообрядцы создавали в своих домах Красный угол, с трисоставным восьмиконечным крестом. Нательные крестики у мужчин более прямые, у женщин — выпуклые и имеют форму Вифлеемской звезды.

Следует сказать, что литые кресты, складни и иконы, изготовленные в старообрядческих «медницах» Поморья и Поволжья, расходились по всей России и бытовали не только у старообрядцев, но и у представителей официальной церкви. Особое внимание старообрядцы уделяли меднолитым изображениям Креста Господня, на котором был распят Христос. На Кресте читалась надпись: «ЦАРЬ СЛАВЫ ИСУС ХРИСТОС СЫН БОЖИЙ», вверху обязательным было изображение Спаса Нерукотворного и слетающих плачущих Ангелов Господних. По сторонам Распятия Христова изображались орудия страстей — копье и трость, на концах средней перекладины — изображения Солнца и Луны, за Распятием — панорама города Иерусалима. Крест изображался обязательно утверждённым на горе Голгофе с главой Адама в сопровождении соответствующих традиционных букв. Особую красоту литым изделиям придавало эмалевое покрытие, и эту традицию неповторимого украшения многотиражной продукции разноцветными эмалями поддержали в XIX веке многие литейные мастерские, создав свои замечательные произведения. Выставка «Христианские древности Керчи» будет работать до начала января 2014 г., предоставив посетителям музея возможность ознакомиться с настоящими произведениями христианского искусства разных эпох.