Анонс: выставка "Керчь на перекрестке двух эпох"

Выставка из фондовых коллекций

ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник»

 

04 июня — 01 августа 2021г.


04 июня в 15.00 в залах ГБУ РК «Симферопольский художественный музей» откроется выставка «Керчь на перекрестке двух эпох». В экспозиции будут представлены античные памятники культуры, археологические древности, живописные произведения, а также графика из фондовых коллекций ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник».

Экспозиция первого зала посвящена археологическим изысканиям в Северном Причерноморье, представлены произведения художников Ф.И. Гросса и Д.В. Шибнева, благодаря деятельности которых стало возможным сохранение в графике античных памятников археологии, найденных исследователями в XIX – нач. XX вв.

Имя Ф.И. Гросса (1822 – 1897) тесно связано с историей керченского Музея Древностей. Живописец, педагог Керченского Кушниковского девичьего института, был назначен директором музея в 1884 г. и работал на этом посту до 1894 г. Его главная заслуга – графическая фиксация практически всех археологических находок за тридцатилетний период раскопок на юге России. Во многих случаях и для многих памятников рисунки Гросса есть единственное, что от них осталось.

В собрании музея-заповедника имеется карандашный набросок Ф.И. Гросса – изображение Царского кургана от 1866 г.

Продолжил традицию сохранения археологических памятников и художник Д.В. Шибнев (1881-1930), который работал в Музее Древностей в 20-е годы XX века. Художник выполнял экспозиционные зарисовки, которые дают и сейчас представление об уникальных памятниках античности, находках скифских курганов. В немалой степени его трудами в 1922 г. при археологическом музее впервые была создана картинная галерея, которой он и заведовал.

В 1968 г. из Одесского художественного музея поступила уникальная работа Ивана Константиновича Айвазовского (1817–1900) – первого представителя полуострова в русском искусстве, давшего толчок развитию искусства в Крыму. В составе Императорской Археологической комиссии живописец участвовал в открытии и изучении древностей, занимался вопросами охраны памятников Тавриды. Своей громкой славой он создал особую атмосферу любви к искусству, природе и истории Крыма и Керчи. Цветная литография «Vue de Kertck» с видом на город со стороны бухты – жемчужина коллекции Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника.

Экспозиция зала, посвященного современному искусству, обращает взгляд на живописное наследие, которое объединяет в одну историческую, культурную линию знаковые события и памятные места города Керчи. В творчестве таких художников, как Ж.И. Матрунецкий, А.Г. Андрющенко, И.П. Олишевич, И.Я. Гринчук, Д.Я. Черкес отображены не только сохранившиеся памятники истории и археологии: Мирмекий, Пантикапей, Царский курган, но и несуществующие, «призрачные» строения, например, «Гефестион», разрушенное, бывшее здание Керченского музея древностей.

Сюжетами для работ художников многих поколений стали многоликость и своеобразие ландшафта, богатое историческое прошлое, достопримечательности Керчи, считающейся в ХIХ в. одним из красивейших южнорусских городов, «маленькой Одессой» и сохранившей память о прошлом в своих улочках и строениях.