- / XXII
- / Новости
- / Театральный конкурс профессиональных коллективов "От античности до современности" 2020
АГОНАМ НА БОСПОРЕ БЫТЬ! НАРОДНЫЙ ТЕАТР ГОРОДА ПРИШТИНЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СПЕКТАКЛЬ «ЖЕНЩИНЫ ИЗ ТРОИ»
Народный театр города Приштины с временным месторасположением в г. Грачанице. Директор Предраг Радонич. Спектакль «Женщины из Трои» («Троянки») по мотивам трагедии Еврипида в адаптации Небойши Брадича. Сопродюсер спектакля – Народный театр «Зоран Радмилович», г. Заечар.
Режиссёр Небойша Брадич
Обладатель наиболее значимых театральных наград в Сербии. Первый обладатель приза Николы Пеци Петрович как лучший югославский театральный менеджер. Девять наград за лучшую современную сценическую адаптацию и режиссуру на фестивале театров Сербии «Иоаким Вуич». Призы за режиссуру и инсценировку на театральных фестивалях в Боснии и Герцеговине (г. Брчко, Зеница, Добой). Награды за лучшую режиссуру на «Иоаким Интерфесту» и Международном фестивале классики Вршац.
Обладатель приза «Перстень с изображением Иоакима Вуича» за исключительный вклад в развитие Сербского княжеского театра и утверждение его авторитета в Сербии и за рубежом.
В Москве режиссёр завоевал награду «Золотой витязь» за спектакль «Золотое руно Борислава Пекича». В Стамбуле получил приз за инсценировку спектакля «Дервиш и смерть» писателя Меши Селимовича. Получил признание «Стефан Первовенчанный», провозглашённое в ходе торжеств, организованных Рашко-Призренской епархией в 2019 году.
Зоран Эрич (музыкальное оформление спектакля)
Зоран Эрич родился 6 октября 1950 года в г. Белграде. Композитор современной классической музыки, профессор кафедры композиции и оркестра на факультете музыкального искусства Белградского университета.
Организатор международных профессиональных курсов к «Гилдхоллской школе музыки и театра» (Лондон) и «Иресиа» в Афинах. Проректор Университета искусств в Белграде в 2000–2004 гг.
Двукратный Лауреат Мокраничевской награды, Октябрьская награда города Белграда, двукратный обладатель «Золотой мимозы» за музыку в кино, Гран-при «YUSTAT» за музыку в театре, Стериина награда, Большая золотая медаль Университета искусств в Белграде, Конёвичевская награда. Обладатель награды «Город театр» за сценическое творчество.
«ЖЕНЩИНЫ ИЗ ТРОИ» («Троянки»)
по трагедии Еврипида
Перевод: Данило Киш
Адаптация, режиссура, сценография: Небойша Брадич
Помощник режиссера: Зорица Граховац
Костюмер: Марина Вукасович Меденица
Художественная доработка костюмов: Ольга Мрдженович
Ассистент сценографа: Славица Маркович
Композитор: Зоран Эрич
Сценическое движение: Вера Обрадович
Сценическая речь: Владо Керошевич
Администратор: Марија Батиница
Действующие лица и исполнители ролей:
Гекуба – Ивана Ковачевич
Кассандра – Ана Бретшнайдер
Андромаха – Милена Якшия
Елена – Исидора Граджанин
Талфибий, Феакс и Эрис – Игор Дамнянович, Небойша Джорджевич, Милош Джуричич, МилошТанаскович
Троянки – Виктория Арсич, Ирена Станкович, Елена Орлович, Тамара Томанович, Оливера Бацич, Катарина Еличич
Трагедия Еврипида посвящена событиям, произошедшим после падения античной Трои, когда победители-ахейцы поделили между собой троянок как рабынь с помощью жребия. Это история о последствиях войны, которая одну культуру уничтожила и другой нанесла невосполнимый ущерб.
Спектакль «Женщины из Трои» («Троянки») – элегия о судьбе побеждённых, о пролитой напрасно крови, о боли, которая захватила не только проигравших, но и победителей. Это обвинение в бесчеловечности и противоестественности войны, осуждение разрушительных инстинктов, чьими жертвами являются гуманность и человеческий разум…
Современная Троя близка к античной, и беженцы, приезжающие с Ближнего Востока, свидетельствуют о равнодушии, с которым западный мир относится к человеческим чувствам, будь то глубокое страдание или беспомощный гнев из-за потери близких. Глухи и немы те, кто начинают современные войны, к этим чувствам и страданиям людей.
Адаптацией текста Еврипида, архитектурой сцены, костюмами и музыкальной композицией мы хотим показать, что эта драма может произойти в любом месте и в любое время. Таким образом, подтверждается факт, что в цикличном круговороте истории драматические события повторяются: в античной Греции, Второй мировой войне, в Боснии, Косове, в Ираке или Сирии, а потенциально и опять – в будущем.
Небойша Брадич, режиссёр
Премьера спектакля состоялась 25 июня 2019 года в Грачанице. Спектакль был представлен на фестивалях «Виминациум фест», «Новая Крепость Театр-Чортановци», «Театр в Крепости Смедерево», на Международном театральном фестивале в г. Нише и Античном фестивале в г. Заечаре.
Награда в номинации «За лучшее использование музыки» на фестивале в Нише; специальная награда «За сценическую речь» на фестивале в Чортановцах.
Театральная критика:
Одной из ценностей адаптации Брадича «Троянок» Еврипида (выполненной с учётом ранней версии Сартра, в переводе Данила Киша) является тесная взаимосвязь с современным миром и доходчивость в обращении к сегодняшнему зрителю.
Античную трагедию, которая, по сути, герметична, со сжатым и сухим текстом, трудным для восприятия широкой аудиторией, режиссёр смог сделать актуальной – в той мере, что её содержание можно соотнести с событиями в Сирии, Афганистане, Ираке и, конечно же, в Боснии или Косове (где и состоялась премьера его постановки – в Доме культуры в г. Грачанице).
Редко, когда в театре – в процессе, всегда неизвестном и рискованном, создания одной постановки – превзойдён порог мастерства и профессионального умения и достигнут высокохудожественный уровень. Похоже, что такое «маленькое чудо» произошло в постановке Брадича, свидетелями чему совсем скоро станет публика большинства летних фестивалей в Виминациуме, Чортановцах, Смедереве, Нише и Ромулиане.
Живоин Ракочевич, «Политика»
Танец пленных женщин прерывают периодические выкрики оратора – бюрократа, который из своих списков будет называть имена троянок и зачитывать решение о будущей судьбе. Некоторые останутся наложницами греков-военно-начальников, другие будут их служанками, судьбу третьих решит фишка, а кто-то погибнет. И вот именно в этой ситуации Брадич распознаёт суть драмы Еврипида, на которой основывает свою постановку. Это дилемма вокруг женщин из разрушенной Трои, вопросы – есть ли для них место в этой жизни и неужели жизнь в унижении и рабстве, лишённом всякого сопереживания, – это лучше, чем смерть?!
Александр Милосавлевич, радио Белграда
На фестивале был показан спектакль «Женщины из Трои» режиссёра Небойши Брадича, совместное продюсирование Народного театра Приштины с временным месторасположением в Грачанице и Народного театра «Зоран Радмилович» из Заечара.
Он демонстрирует, к сожалению, вечно актуальный протест против безумных разрушений войны и всегда важное напоминание, что ни одной войне нет оправдания. Троянки оказались в мрачном и расточительном окружении, на свалке истории, которая немилостиво вращается, показывая непогрешимую цикличность и повторение человеческой разрушительной силы.
Музыка в этой постановке создаёт значительный и ключевой трагический дух игры. Временами она тонка и ненавязчива, тихонько предлагает тёмные клаустрофобные тона игры. В другие моменты – она приглушённо радостная, волшебная и завораживающая.
Ана Тасич, «Политика»
Размещение: Е.С. Жеманова, специалист по связям с общественностью ВКИКМЗ