ВЫЧИСЛИТЬ ПУТЬ ЗВЕЗДЫ
Культурная жизнь города во время Международного фестиваля античного искусства «Боспорские агоны» — это незабываемые встречи с актёрами, режиссёрами, музыкантами, поэтами, писателями. На творческие вечера зрители приходят, чтобы получить ответы на свои непростые вопросы: «Как достичь успеха?», «Где черпать творческую энергию?» «Как не остановиться на полпути?»
Формула успеха от покорителей вершины творческого Олимпа всегда примерно одинакова: «Начинай с малого и работай на свою мечту, чтобы в будущем мечта работала на тебя», но каждое новое поколение всякий раз заново пытается вычислить формулу успеха, соответствующую запросам своего времени. А наше время уж очень помножено на скорость.
Успех состоявшихся в профессии людей даёт нам мотивацию и ведёт в верном направлении. Ярким примером может послужить творчество заслуженного артиста РСФСР, народного артиста России, актёра театра, кино и дубляжа, режиссёра, телеведущего и педагога Ю. Б. Васильева. Юрий Борисович приезжает в Керчь на Боспорские агоны с 2017 года, а с 2020-го возглавляет работу жюри фестиваля.
Родился будущий актёр в 1954 году в Новосибирске. В средней школе занимался в студии при новосибирском театре юного зрителя. Как у каждого человека, у Юрия были свои образцы для подражания, кумиры и мотиваторы. Когда в подростковом возрасте он увидел фильм «Фанфан-тюльпан», воплощением настоящего артиста для него стал французский актёр Жерар Филип. С его портретом он сдавал вступительные экзамены в Высшее театральное училище им. Щукина. Впоследствии в жизни Юрия Васильева было много Франции: играл в спектаклях «Три мушкетёра», «Молодость Людовика XIV», участвовал в международных театральных фестивалях, выступал с гастролями и концертами.
Когда на своих мастер-классах Юрий Васильев делится опытом, он особо подчёркивает, что быстрого успеха не бывает. Актёр рассказывает, что по окончании учёбы в театральном вузе играл в массовке Театра сатиры. Он уверен, что настоящая школа мастерства приходит в театре, когда каждый день начинающий актёр играет в массовых сценах и стоит за кулисами, наблюдая за работой коллег.
Через годы Юрий Васильев сыграет множество театральных ролей, снимется в кинокартинах «Соловей», «4:0 в пользу Танечки», «Балерина», «Козлёнок в молоке», «Времена не выбирают», «Город над головой», «Среди тысячи дорог», сериале «Салон красоты». За роль Луки в фильме «Лиза и Элиза» его признают лучшим актёром пятого Международного фестиваля кино для детей. Проявит себя и на телевидении — в качестве ведущего передач «Семь бед — один ответ» и «Сами с усами».
В настоящее время он актёр и режиссер-постановщик Московского академического театра сатиры, художественный руководитель мастерской на факультете эстрадного искусства ГИТИС. Юрий Васильев знает, как даже за сравнительно небольшое время обучить своих студентов и участников многочисленных мастер-классов. На творческой встрече «Есть только миг» в рамках фестиваля «Боспорские агоны» народный артист России рассказывал о своём пути в кино и театре, а ещё, к восторгу публики, прекрасно пел.
— Юрий Борисович, у Вас богатая актёрская биография, о ней снят документальный фильм, который смотрели керчане на творческой встрече с Вами. Не секрет, что большинство людей в наше время едва справляются с небольшими насущными задачами, ведь сейчас нужно бежать со всех ног, чтобы оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть — в два раза быстрее... Где Вы берете столько энергии для своих свершений: второе, третье, пятое дыхание?..
— Энергия артиста — вот в таких встречах со зрителями! Керчь уникальна своими зрителями! Я сужу по тому, как принимают нас, артистов, — как добрых друзей! Меня очень радует атмосфера сотворчества зрителя и театральных коллективов на конкурсных спектаклях и после них. Жители вашего гостеприимного города подходят, благодарят, высказывают своё мнение, интересуются нашими впечатлениями, желают дальнейших успехов, дарят цветы актёрам, берут автографы, фотографируются. На моём творческом вечере потрясло то, что, когда я вошёл в зал после показа фильма обо мне, моей судьбе, керчане встали и долго аплодировали. У меня перехватило горло. Я такого не ожидал, просил: «Дорогие мои, пожалуйста, присаживайтесь…» На этой встрече у нас состоялся честный открытый диалог с керчанами о театре, кино, России, о месте каждого в жизни и о шансе, который может выпасть один-единственный раз.
— На церемониях открытия и закрытия фестиваля Вы со сцены произносите полюбившуюся организаторам и зрителям фразу «Агонам на Боспоре быть!». В чём, на Ваш взгляд, особенность этого международного творческого форума?
— В том, что он проходит в одном из самых древних городов России. Керчь всегда была оплотом русской культуры. Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник выступает организатором фестиваля «Боспорские агоны» и курирует его научную составляющую под девизом «Почитая деяния и традиции отцов наших – прадедов, надо жить на земле, свершая добро и храня истину». Фестиваль проходит при поддержке всей России, история которой подтверждает и убеждает в том, что Крым со времен Екатерины II был и остаётся российским.
— Вы принимали участие в открытии Аллеи звёзд в центре Керчи. Первыми во время юбилейного XXV фестиваля были увековечены имена трёх артистов — участников и членов жюри прошлых фестивалей, ушедших из жизни, — Донатаса Баниониса, Кирилла Лаврова, Владимира Коренева. Как Вы оцениваете эту инициативу?
— Я считаю это ключевым событием XХV фестиваля! То, что происходит в вашем городе, достойно восхищения! В то время, как недружественные элиты европейских стран и бывших советских республик разрывают связи с Россией и ведут борьбу с собственной исторической памятью, здесь открывают звезду на Аллее звёзд Боспорских агонов в честь литовского актёра Донатаса Баниониса, подавая пример нормальных человеческих взаимоотношений и возводя в абсолют вечные ценности! Когда недружественные страны пытаются запретить всё русское, в городе 26-ти веков проходит Международный фестиваль «Боспорские агоны» различных направлений искусства. Пока определённая часть мира наживается на русофобии и сжигает книги русских классиков, Керчь даёт достойный ответ оппонентам, стоя на защите ценностей, которым присягали наши предки.
— Каждый год мероприятия фестиваля собирают тысячи участников, гостей и зрителей. Центральное событие — театральный конкурс «От античности до современности». В силу происходящих событий в стране даже юбилейный XХV фестиваль пришлось провести с более скромной географией театральных коллективов, от этого фестиваль не стал менее ярким?
— Не стал. Отличительная черта XХV фестиваля античного искусства «Боспорские агоны» в том, что в этом году мы особо внимательно рассмотрели творчество крымских театров. Много интересных актёров и режиссёрских находок! Но всё же как председатель жюри хочу подсказать конкурсантам: это фестиваль античного искусства, рекомендую больше попадания в заявленную тему.
— Спектакль «Алые паруса» Севастопольского театра юного зрителя взял приз «За лучшую режиссуру». Почему?
— Этот спектакль — крепкая режиссёрская работа с хорошими актёрами и замечательной музыкой. По режиссуре спектакль цельный и яркий. Эффектно подано повествование с помощью барда. В какой-то степени эта постановка напомнила мне спектакль «Юнона и Авось» Марка Захарова. В ней есть очень достойные актёрские работы, и арии спеты достойно. Поэтому жюри единодушно удостоило спектакль Севастопольского театра юного зрителя приза «За лучшую режиссуру».
— Боспорские агоны всегда совпадают с празднованием Дня России, и Вы отмечаете его на сцене концертной программой. А удаётся ли Вам отдохнуть в городе двух морей?
— Я сибиряк, жару и солнце не очень хорошо переношу, морем люблю любоваться, но не загорать. А вот городскую и творческую суету, содержательное общение, смену событий люблю! Всё это даёт фестиваль «Боспорские агоны»!
— Вы часто бываете в Крыму, представляли в Артеке художественный фильм «Герой», режиссёром-постановщиком которого выступили. Как восприняли фильм юные зрители-артековцы?
— У меня за плечами два художественных фильма, поставленных мною как режиссёром, — «Продавец игрушек» с Пьером Ришаром и «Герой». На показе фильма «Герой» в Артеке увидел, что молодое поколение с живым интересом воспринимает эту тему трагедии Гражданской войны и белой эмиграции первой волны. А в отношении кинорежиссуры могу сказать, что пренебрегать своим шансом нельзя, особенно, когда ты к нему морально готов. Возможно, я больше не буду снимать кино, но никогда не говори «никогда».
— Юрий Борисович, большое спасибо за интервью!
Как режиссёр, Юрий Васильев поднял не только тему братоубийственной Гражданской войны, но и ещё один пласт самоистребления человечества — тему самоубийства, поставив спектакль «Вероника решает умереть» по роману Пауло Коэльо. Он со своими коллегами написал письмо автору книги и получил разрешение поставить спектакль и выступать с ним три года. Таким образом, Ю. Б. Васильев в своих режиссёрских работах поднимает важнейшие вопросы человеческой жизни: истребление нации в недавнем прошлом и психологическое состояние новых поколений, приоткрывает истины, определяющие нравственные ориентиры, ставит человека перед ключевыми вопросами жизни и смерти.
Многогранность личности Юрия Васильева и кипучая творческая энергия побеждают время — он выглядит намного моложе своего паспортного возраста. Большая радость встретиться с ним хотя бы на экране или на сцене. А личное общение с артистом, его внутренняя наполненность, открытость, обаяние и дружелюбие оставляют неизгладимый след в душе. Неспроста 40-летие бессменной работы актёра и режиссёра Юрия Васильева на сцене прославленного Театра сатиры было отмечено государственной наградой — орденом Дружбы.
За время общения с артистом получить прямолинейный ответ на непростой вопрос, как достичь успеха, мне не удалось, но из услышанного в интервью вывожу «формулу успеха Юрия Васильева» — Упорно работать, кропотливо накапливать опыт и наблюдать за старшими коллегами. Пробовать себя в смежных профессиях. Никогда не говорить «никогда». Всю жизнь учиться, а затем учить других. Не пропустить свой шанс, быть готовым к встрече с ним.
Наталья Новикова