Восстанавливая по крупицам
10 сентября в Керченский историко-культурный заповедник поступил звонок о случайной находке остатков самолёта в районе горы Ташкелак. На место оперативно выехали сотрудники отдела охранно-археологических исследований.
У подошвы склона горы зияла недавно вырытая грабительская яма, из которой торчали обрывки проводов и обломки алюминия. По мере того как сотрудники выбирали грунт, картина становилось яснее. Была зачищена небольшая часть обшивки самолёта, на которой сохранилась красная краска. В восточном углу разведочного шурфа были обнаружены бедренные кости и кости таза одного из членов экипажа, а также покрытый слоем ржавчины пулемёт ШКАС калибра 7,62 мм (он находился поверх человеческих останков). После расчистки костных останков представилась ужасающая картина гибели лётчика.
Отдельные находки деталей самолёта, вернее, его корпуса, позволяют говорить о том, что машина во время падения либо после него была объята пламенем. Детали обшивки оплавлены. На обнаруженных костных останках сильнейшие следы термического воздействия, особенно костях черепа. Какие-либо фрагменты обмундирования или экипировки отсутствуют. Не было обнаружено и предметов, которые бы указывали на личность пострадавшего члена экипажа.
Все находки, собранные археологами, были сразу переданы в заповедник, и в настоящее время ведётся работа по расчистке и консервации артефактов.
Рядом с районом крушения самолёта обнаружено возможное место его удара о землю и основное направление движения обломков. Делать какие-либо выводы относительно причин гибели машины преждевременно. Однако, вполне возможно, что самолёт был подбит в районе Чокракского озера и затем шёл в восточном направлении. Обнаруженные костные останки, судя по всему, принадлежат стрелку-радисту. Место гибели пилота не известно.
Администрация заповедника и сотрудники примут все возможные меры по идентификации найденного самолёта и тем более по установлению имён членов экипажа.
Наш долг — восстановить имена пропавших без вести «воздушных рабочих войны».
Мы призываем всех, кому дорога светлая память героев-освободителей, принять посильное участие в идентификации как самолёта, так и его экипажа.