ВАШЕ БЛАГОРОДИЕ, ГОСПОЖА ПОБЕДА
9 мая 1945 года Юрий Левитан зачитал в эфире текст приказа Верховного главнокомандующего о победе над Германией: «8 мая 1945 года в Берлине представителями германского верховного командования подписан акт о безоговорочной капитуляции германских вооружённых сил. Великая Отечественная война, которую вёл советский народ против немецко фашистских захватчиков, победоносно завершена, Германия полностью разгромлена!»
Жители Керчи встречали Победный май 1945 года с воодушевлением и восторгом! Город жил предчувствием скорой победы, и 9 Мая стало самым великим и радостным днём, всенародным праздником!
Город всё ещё «залечивал раны», продолжалось восстановление разрушенного войной хозяйства. Керчане вместе с севастопольцами организовали всекрымское социалистическое соревнование местных советов Крыма по восстановлению городов. Когда в город пришла долгожданная Победная весна 1945 года, в Керчи продолжалось обучение черкасовских бригад строительным специальностям. Трудящиеся получали нужные для восстановления хозяйства навыки во внеурочное время. Они делали всё возможное, чтобы как можно быстрее возродить родной город (инициатором массового движения, распространившегося по всей стране, стала жительница Сталинграда работница детского сада Александра Черкасова в 1943 году).
Восстановительные работы были сопряжены с многочисленными социалистическими соревнованиями, в том числе между керчанами и жителями других городов полуострова. Первое соцсоревнование между Керчью и Севастополем началось зимой 1945 года. Кроме того, керчане соревновались с жителями соседней Феодосии. Соцсоревнования, как ничто иное, способствовали скорейшему возрождению предприятий, жилого фонда, позволили восстановить Керчь в кратчайшие сроки. Была проделана колоссальная работа по благоустройству и озеленению районов, выпуску разнообразной продукции, разминированию керченской земли, вылову рыбы, выборам в органы власти.
Керчь заметно преображалась благодаря самоотверженному, ежедневному труду её жителей. Жизнь уверенно возвращалась в счастливое мирное русло.
Генеральный план Керчи, определяющий будущие контуры города, составляла бригада московских архитекторов во главе с А. Зубиным:
«При составлении ориентировочных наметок, которые будут использованы для схемы генерального плана Керчи, в основу была взята большая металлургия, судостроение, железнодорожный и морской транспорт. Мы считаем целесообразным перенесение судоремонтного завода в район Камыш-Буруна и концентрацию рыбной промышленности в районе Еникале, где должен быть выстроен специальный рыбный порт. Чтобы объединить в одном месте все сооружения морского порта, ему, кроме Широкого мола, намечается отвести прилегающую сюда территорию вдоль берега до льдозавода. Чрезвычайно важным для развития экономики города является максимальное приближение одного к другому железнодорожного и морского вокзалов или даже расположение их в одном здании.
Всю пищевую промышленность намечается разместить в районе бывшего хлопкозавода и станции Керчь-II. Большое место в контурах генерального плана города уделено жилищному строительству. В различных местах речки Мелек-Чесме намечается построить заградительные плотины для сбора поверхностных загрязненных вод, а в центральной части города проложить канализацию.
Керчь не имеет нужного выхода к берегу моря. Этот большой недостаток будет устранен при новой планировке города. От начала Широкого мола до бочарного завода намечается разбить приморский бульвар. Вдоль широкой набережной, которая получит наиболее интересное архитектурное оформление, будут расположены Дом Советов, Дом Красной Армии и Флота, театр, гостиница и др. В различных частях города (в районе Соляной слободы и других) будут разбиты парки культуры и отдыха.
В старой части города в основу схемы магистралей будет положена почти существующая сеть улиц. Главными магистралями останутся улицы имени Свердлова и имени Энгельса. Первая, пересекая город, соединит Орджоникидзевский район с Ени-Кале. Улица имени Ленина, берущая начало у Таманской площади, пересечёт город с востока на запад, связывая его с тем же районом. Транспортная связь между ними проектируется в виде мощной шоссейной автомагистрали. Параллельно с ней будут проложены трамвайный и троллейбусный пути. Всю эту трассу предположено украсить малыми архитектурными формами. Кроме того, транспортная связь будет поддерживаться и по морю глиссерами, катерами и морским трамваем.
Новые улицы будут расположены так, чтобы между районами города, предприятиями, центральным парком культуры и отдыха, а также центральными площадями существовала бы самая короткая связь. Административно-культурным центром Керчи останется исторически сложившаяся Таманская площадь, а общегородским центром, очевидно, будет нынешняя базарная площадь. Обе объединённые площади станут осью всей архитектурной композиции города. Они явятся местом торжественных собраний и демонстраций. Здесь предполагается сооружение Дома Красной Армии и Флота, Дома Советов, Дворца культуры, а в самом центре площади установить монумент в честь славных побед Красной Армии.
Основным видом строительства будут трёхэтажные здания, а главным фасадом города явится прибрежный бульвар. К нему примкнёт общегородской парк культуры и отдыха со стадионом и физкультурной базой у южного склона горы Митридат.
Каждый город имеет своё лицо, силуэт, свой характер. Лицом же Керчи, как приморского города, его парадной стороной является вид с моря. В настоящее время вид этот очень невзрачен. Вся набережная представляет собою место, густо застроенное преимущественно одноэтажными жилыми домами, почти вплотную прилегающими к морю. При этом, естественно, и сам город не имеет широкого доступа к нему. Керчане не видят во всей полноте величественной красоты моря, широкий обзор водной поверхности. Вот почему одной из основных задач архитекторов, работающих над реконструкцией Керчи, является пробить ей окна на море, открыть простор вод, сделать так, чтобы со всех точек города водное зеркало было бы доступным и легко обозреваемым.
Немаловажное значение приобретает поэтому архитектурное оформление набережной. Её предполагается обрамить камнем и декоративной зеленью, морским вокзалом, гидроаэропортом и яхт-клубом. Набережную будут также украшать водноспортивные архитектурные формы. В различных местах берега намечается создать художественно оформленные остановки для морского трамвая».
Всего за пять лет, прошедших со дня освобождения Керчи, городской жилой фонд увеличился на 115788 квадратных метров, в том числе ведомственный на 61782 кв. м. Число больничных коек увеличилось с 44 до 370, врачей было всего трое, а стало 76. Число мест в яслях увеличилось с 20 до 450. За пять лет восстановлено 23 школы, в которых учились 10 тысяч детей. За этот период трудящиеся Керчи отработали на возрождении города 2173700 человеко-часов. Всё только начиналось!
Наталья Новикова