купить билет

Связь времен. Большая Митридатская лестница

Пульс учащён, шагомер зашкаливает, солнце не щадит, но керчане и гости города с энтузиазмом раз за разом совершают восхождения на Митридатскую лестницу — сосчитать количество ступеней, оценить панораму современной Керчи, увидеть во всей красоте Крымский мост!


Белоснежная красавица, обнимая небо, радует глаз своим великолепием. Необыкновенно изящно смотрятся балюстрады с резными вазами и статуи белоснежных грифонов.

 

Большая Митридатская лестница — историческая достопримечательность Керчи, настоящая визитная карточка города — была построена в 30-х годах XIX века по проекту русского зодчего итальянского происхождения Александра Дигби-младшего.

Со временем величественное сооружение начало разрушаться. В значительной степени оно было разрушено в годы Крымской войны 1853–1856 годов. Тогда исчезли декоративные элементы — фигуры грифонов, украшавшие её изначально в момент создания. О том, как выглядела лестница на рубеже XIX-XX веков, дают представление почтовые открытки.

Статуи грифонов были вновь установлены на Большой Митридатской лестнице 3 сентября 1987 года. Во время реставрации лестницы под слоем грунта обнаружили каменные туловища прежних грифонов. Известный керченский скульптор Роман Сердюк, изучив документы и чертежи Митридатской лестницы, вместе с молодыми скульпторами художественных мастерских Александром Мельником и Виктором Будиным приступили к работе. И вновь грифоны украсили отреставрированную часть лестницы. Обратив головы в сторону моря, они охраняют древний город...

Во время реставрационных работ второй половины 1980-х годов, замену несущих конструкций лестницы не проводили. Поверх камней XIX века уложили плитку на бетонном растворе, и диссонанс различных составов привёл к тому, что лестница со временем начала разрушаться.

В 2015 году часть лестницы просто рухнула. На ремонтно-восстановительные работы и реставрацию этого сооружения из государственного бюджета было выделено 1,5 млрд рублей. Для строительства решили использовать крымский известняк — альминский или императорский камень. В 2021 году удалось восстановить первоначальный облик Митридатской лестницы — как в середине XIX века.

Изюминкой проекта стали два обновлённых белоснежных грифона, установленных на одном из ярусов. Автор — скульптор Андрей Голубев. Помимо грифонов, лестницу украшают балюстрады с резными вазами, которые выполнены из керамогранита. Стены обработаны специальным раствором для защиты от плесени и грибка.

Жители древнего города и многочисленные туристы загадывают здесь желания, признаются в любви, устраивают свадебные фотосессии и селфи с судьбой.

В поисках очередного ракурса, засмотревшись в видоискатель фотокамеры, слышу за спиной мужской приятный голос: «Девушка, вас сфотографировать?»

— Нет, спасибо. Я сама здесь фотографирую для прессы. Лучше поделитесь своими впечатлениями о посещении Митридатской лестницы.

— Меня зовут Дмитрий Ковтун, я коренной керчанин, совершил множество восхождений на Митридат. После реконструкции — одно удовольствие подниматься и спускаться по лестнице, настолько она прекрасна, свежа и чиста! Главное сейчас, чтобы молодое поколение города не испортило это великолепное наследие.

К разговору подключается стройная, спортивная женщина:

— Меня зовут Карина Войтенко. Обновлённая лестница словно окунает в прошлые века, переносит в другое время! Белоснежным сиянием очень украшает центр города! Её капитальный ремонт обновил, омолодил и освежил весь наш город! Лестница имеет и духовное значение для керчан — ведёт ввысь и поднимает наши взоры к небесам. Гуляю здесь и сама молодею!

Интересными воспоминаниями поделилась керченский художник-график Любава Азимцева:

— Впервые по ступеням Митридатской лестницы я поднялась в шестилетнем возрасте и отчётливо помню впечатления маленькой девочки от такой высоты — дух захватывало! Как художница, у которой большая часть картин посвящена родному городу, люблю изображать ступени Митридатской лестницы. Карандашных набросков сделала очень много, а на холст планирую перенести два из них. Мечтаю сделать творческие работы большого формата и запечатлеть вид обновлённой Митридатской лестницы и новой колоннады с Адмиралтейского проезда. Поиск необычных видов продолжается постоянно, работаю над тем, чтобы коллекция моих картин достопримечательностей Крыма пополнялась новыми работами с изображением Митридатской лестницы. Каждый раз, когда я вижу лестницу, вспоминаю строки из песни Николая Добронравова на музыку Александры Пахмутовой: «Мне с детства снилась высота»:

Пока вершина не взята,
Не смей до страха опускаться.
Она коварна, высота.
Она не любит покоряться...

Митридатская лестница после обновления стала украшением города и одной из самых узнаваемых достопримечательностей Крыма. Все мои друзья и знакомые, которым удалось побывать в Керчи и подняться по ступеням на вершину горы Митридат, восхищаются красотой города и его видами с высоты птичьего полёта!

Поблагодарив замечательного художника за интересный рассказ, спускаюсь к подножию Митридата, где меня ждёт неслучайная встреча со старшим научным сотрудником историко-археологического отдела Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Владимиром Санжаровцем, который ответил на вопрос: кому принадлежала гениальная идея строительства Митридатской лестницы?

 — Идея создания Митридатской лестницы, — рассказывает Владимир Филиппович, — очевидно, принадлежит градоначальнику Керчи рубежа 20–30-х годов XIX века Ивану Стемпковскому. В этой лестнице он усматривал некий символ связи времён, поскольку в те годы создавалась новая Керчь, и эта лестница связала бы её историю с античным прошлым города, ведь результатом одной из инициатив градоначальника, учёного и археолога Ивана Алексеевича Стемпковского было открытие на горе Митридат Керченского музея древностей, ставшего связующим звеном между древним Пантикапеем и русской Керчью.

В наши дни каждый раз, поднимаясь на гору, мы совершаем путешествие во времени. Образно говоря, преодолеваем этот путь как в машине времени, помня о том, что город был создан как творение древних греков, а в XIX столетии русские люди начали его возрождение. Таким образом, идея связи времён от античного Пантикапея к русской Керчи путём возведения лестницы на гору Митридат принадлежит именно градоначальнику Керчи, одному из основателей и организаторов Керченского музея древностей Ивану Стемпковскому.

Митридатская лестница всегда будет символом связи прошлого настоящего и будущего нашего города. В каждом её камне — история, которую ещё предстоит разгадать.

 

Наталья Новикова

Фото автора