купить билет

НЕЗЕМНОЕ ПРИТЯЖЕНИЕ

По традиции на Пасху, в праздник Светлого Христова Воскресения, керчане за благословением и молитвой придут в один из старейших действующих православных храмов на территории современной России — церковь Иоанна Предтечи.


В планах древнего храма на 2024 год — помолодеть и похорошеть. Его реконструкция предусматривает восстановление восточного алтаря, укрепление фундамента и колонн, обновление стен.

Церковь Иоанна Предтечи — удивительный памятник, которому посвящено множество стихотворений и живописных произведений. Ему уделили внимание десятки учёных, архитекторов, искусствоведов, историков. Существует обширная библиография, имеющая отношение к его истории. В Крыму нет другого храма, которому было бы уделено такое же пристальное внимание исследователей!

До революции по имени главной церкви города центральная площадь Керчи носила название Предтеченской. После смерти великого русского писателя Льва Толстого площадь назвали его именем, в советское время, как и во многих других городах, она получила название «площадь Ленина».

У каменных сводов храма Иоанна Предтечи мы встретились со старшим научным сотрудником историко-археологического отдела Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Владимиром Санжаровцем.

— Владимир Филиппович, надеюсь услышать о храме много интересного, в том числе и городские легенды, куда же без них? Но сначала, конечно, хотелось бы узнать последние научные сведения о времени сооружения церкви, ведь у историков нет единого мнения на этот счёт…

— Храм Иоанна Предтечи — один из самых древних на территории бывшего СССР памятников византийского зодчества периода раннего христианства. Самым древним гордится абхазская Пицунда. О времени сооружения нашей церкви действительно нет единого мнения. Одни историки называют VIII век, другие — X век или даже XIV век. Храм в Пицунде датируют VI столетием.

Довольно долго церковь носила имя Святого Георгия, затем в XVIII веке была переименована в церковь Иоанна Предтечи. Это имя дорого Керчи, ведь многие полагали, что Иоанн Креститель оставил здесь свой след, который хранился на камне. Другие считали, что это след стопы другого святого — апостола Андрея, который бывал в Керчи…

Церковь, в том числе, построили и благодаря тому, что были использованы очень важные детали из более раннего храма — колонны. Эти колонны датируют VIII веком, на одной из них сохранилась надпись 757 года. Мы с вами можем не просто обойти вокруг храма, но и спуститься по ступенькам и увидеть фундамент церкви, который относят к X веку.

Отреставрированные части церкви, которые выглядят, как византийский храм, несомненно, принадлежат к его ранней истории. Здесь мы видим следы реставрации, очень явные — реставрация проходила в 1970-х годах. Но рядом соседствует век девятнадцатый — большое пространство занимает западная пристройка того периода. Обратите внимание на детали фасада, которые относятся к 1801 году, когда появился западный притвор церкви. Во время его сооружения в стены были вмонтированы античные стелы. Так строители решили подчеркнуть древнюю историю Керчи от времён города Пантикапея, ведь на руинах этой древней столицы формировались все другие эпохи городской застройки.

Археологи предполагают, что церковь была возведена на культурном слое античности, что ранее на этом месте возвышался храм Асклепия (Эскулапа). В буквальном смысле этот слой очень глубок — уходит в некоторых кварталах города на много метров под землю, порой до десяти метров.

Сейчас мы с вами находимся на уровне X столетия. Это время существования нашего древнерусского государства, когда город стал частью Тмутараканского княжества.

— Расскажите известные Вам городские легенды, связанные с историей храма Иоанна Предтечи…

— При его строительстве был использован камень-ракушечник, что послужило в дальнейшем рождению легенды о том, что эту церковь с пористым, изъеденным камнем нашли на дне моря, подняли и поместили на этом месте… (Во время реставрации применили другой камень — инкерманский, более гладкий.)

Есть и другая легенда. 200-300 лет назад с моря поднялись большие волны, и горожане, кто успел, смогли спастись только в этом храме, но от последствий того наводнения церковь просела на много метров в землю. Отсюда пошла традиция в Керчи поминать усопших в сентябре, в день Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — тогда, когда произошло наводнение. Традиция жива по сей день.

— А как складывалась судьба храма в более поздние эпохи?

— На протяжении столетий храм оставался совсем небольшим по размерам и принадлежал немногочисленной греческой общине, и только в российский период появилась потребность его расширить, сначала к западу. А со временем произошло дальнейшее расширение храма уже с северной стороны, и была сделана пристройка в виде северного придела. Потребовалось также продолжить притвор на месте звонницы и впервые возвести колокольню, ибо храм не имел подобного сооружения. Городской архитектор Александр Дигби спроектировал колокольню в начале 1840-х годов. Вместе с продолжением притвора колокольня смотрится весьма гармонично.

— Интересно, что происходило в окружающем храм пространстве?

— Пространство вокруг храма занимал некрополь, который появился здесь в X веке. На этом месте обнаружено множество могил, которые позволили датировать слой, на котором стоит фундамент церкви. Здесь найдены различные предметы, в том числе украшения, имеющие отношение к тому периоду. Мы не знаем точных границ кладбища, но известно, что оно было достаточно обширным и сохранялось до 1930–1940 годов. В последующие годы разрушено. В ходе работ по благоустройству территории вокруг храма было обнаружено надгробие в виде саркофага из известняка и мрамора на могиле керченского чиновника Луки Посполитаки. Надгробие повествует о годах его жизни (1769–1852), о том, что он был участником Отечественной войны 1812 года. На мраморной плите изображены награды героя, свидетельствующие о правительственном признании его заслуг. Это если не типовой, то достаточно распространённый и, увы, уничтоженный вид художественно-оформленного надгробия.

— А что происходило в других частях храма?

— Достойно внимания сооружение, примыкающее к храму с севера. Изначально вход в церковь был с северной стороны. Здесь было небольшое крыльцо. На одном из старых рисунков церкви видны ступени, ведущие вниз, потому что уже в XIX веке церковь, что называется, вросла в землю. Уже тогда это было хорошо заметно, и сейчас, заходя в храм, мы это ощущаем. Северный придел появился на месте более раннего сооружения — притвора 1834 года времён градоначальника Захара Херхеулидзе.

Северный притвор — небольшое помещение, которое расширяло храм. В 1893 г. в притворе был освящён придел в честь Святой Екатерины и Николая Угодника, затем на этом месте сооружён новый, большой по площади, придел (по чертежам архитектора А. Карапетова). Эта часть храма сохранила свой облик, в том числе благодаря реставрации, которая была проведена в 1980-х годах. Я помню, как сооружали эту колоколенку! Северный придел преобразился, и теперь это основной зал для проведения церковной службы.

— Весьма необычен, эклектичен и даже асимметричен — я бы так охарактеризовала общий вид храма…

— Что касается внешнего облика храма, это действительно так: он очень необычен! Планировался и южный придел для того, чтобы строение приобрело симметричный вид. В нём предполагалось создать усыпальницу семьи керченского фабриканта и мецената греческого происхождения Константина Месаксуди. Но этого не произошло. Сейчас мы наблюдаем асимметрию. Она не особо украшает храм, но зато в большей мере сохранён облик старой постройки. Иначе мы бы его почти потеряли, осталась бы только небольшая восточная часть храма.

— Владимир Филиппович, мы с Вами уже обошли вокруг нашей прекрасной церкви. Эту импровизированную экскурсию вы решили красиво завершить у входа в храм…

— Да. У входа мы видим мемориальную доску, посвящённую уроженцу Керчи архиепископу Луке, в миру Валентину Феликсовичу Войно-Ясенецкому, родившемуся в 1877 г. в Керчи — российскому религиозному деятелю, врачу-хирургу, учёному, доктору медицины и богословия, лауреату Сталинской премии первой степени. Валентин Войно-Ясенецкий не был крещён в храме Иоанна Предтечи. Таинство крещения произошло в Свято-Троицком соборе Керчи, который, увы, впоследствии разрушен. Но память о Святителе Луке должна была быть увековечена, и для этого выбран храм, который в детстве не мог не видеть В. Ф. Войно-Ясенецкий.

У входа в храм находилось деревянное крыльцо, и под специальным деревянным колпаком помещался камень со следами ступни Святого Апостола Андрея Первозванного. Это была святыня. Освящённая вода, которую наливали в углубление, служила, по свидетельству верующих, прекрасным средством для исцеления зрения. Но в 1937 году храм Иоанна Предтечи был закрыт.

Стены этого одного из старейших действующих православных храмов Российской Федерации украшены плинфой — плоским кирпичом. В своё время архитектор Керчи Анатолий Сальников, создавая флаг города-героя, как одну из идей использовал сочетание красного и белого цветов, которое мы наблюдаем, глядя на эту церковь.

Храм Иоанна Предтечи свят для жителей и гостей города, независимо от национальности и вероисповедания. Потому что существует нечто, что заставляет нас по-особому смотреть на мир и относиться к его ценностям, а религия — одна из величайших ценностей.

— Владимир Филиппович, большое спасибо за интересный рассказ о церкви, которая для керчан и жителей всего Крыма служит местом притяжения, местом силы!

Для керчан и многочисленных туристов прогулки по древней и молодой Керчи окутаны ореолом романтики и путешествий во времени. О храме Иоанна Предтечи люди, видевшие его, говорят, как о вечно живом и служащем людям, и надеются, что так будет всегда.

 

Текст: Наталья Новикова

Фото: Анатолий Щербак