КЕРЧЬ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
В Греции всё есть, а в Керчи есть Греция. Многочисленных туристов особо привлекают древнегреческие городища — Пантикапей, Мирмекий, Нимфей и необычная архитектура — в городе 26-ти веков много домов с элементами украшений в духе Эллады.
Одно из самых романтических зданий Керчи — с колоннами и греческими украшениями в виде завитков женских волос — здание картинной галереи по улице Театральной, бывшей Дворянской. Кто проектировал здание, доподлинно не известно, но строили его в начале девятнадцатого века как жилой дом, возможно, для сдачи квартир в аренду. Керчь, как и многие города России в то время, была городом частных домовладений. Строительство общественных зданий тогда осуществлялось за редким исключением.
Об истории загадочного, притягивающего взоры здания мне интересно расспросить старшего научного сотрудника историко-археологического отдела Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Владимира Санжаровца.
— Владимир Филиппович, к какому периоду строительства относится этот прекрасный дом, к какому стилю?
— Это здание постройки первой половины XIX века, памятник архитектуры стиля классицизма. Да, было частным домовладением. Кто его построил, неизвестно. Но можно с уверенностью сказать, что возведено оно было задолго до Крымской войны 1853–1856 годов, очевидно, ещё в период строительства Митридатской лестницы — сооружения, которое начали строить в 1833 году с первого яруса, а к 1841 году построили ещё два яруса.
То, что мы сегодня называем пропилеями, — парадный проход, проезд, образованный портиками и колоннами, — было удачно вписано в начало лестницы, и левая часть примыкала к зданию будущей картинной галереи. Дом удачно смотрелся в ансамбле с Большой Митридатской лестницей, потому что и тут и там присутствуют элементы классицизма.
На втором этаже дома мы видим традиционный греческий портик, украшающий здание. Много десятилетий этого портика не было, он был разрушен. Интересно, что в 1920-х годах первый этаж этого здания использовали как кофейню. Летом здесь были выносные столики. Очевидно, напитки и еду подавали публике через окно, потому что двери здесь изначально не было. Вход в здание был со двора. НЭП — новая экономическая политика в Советской России, пришедшая на смену военному коммунизму, — дал экономические послабления. Именно в то время в Керчи предприниматель средней руки грек Зигомара арендовал это помещение под кофейню.
— Всё-таки мне кажется, что Вам известно намного больше о том, кто мог проектировать здание. Поделитесь хотя бы предположениями…
Как я уже сказал, нам неизвестно, кем построено здание, но можно предположить, что оно имело отношение к творчеству архитектора Керчи Александра Дигби. Вполне возможно, что, будучи главным архитектором города, он мог спроектировать это здание — настолько удачно оно смотрится в общем ансамбле как украшение площади. На всех старых фотоснимках, где виден Митридат со стороны так называемого нового базара, всегда есть это здание. Выглядит примечательно и задаёт тон всему виду. В особенности это было так до того, как на площади в 1895 году появился сквер, а в начале века — пристройка к зданию женской гимназии. Тогда общий вид площади несколько изменился, и новый корпус гимназии со шпилем и башенкой стал привлекать к себе большее внимание. Но и рядом с гимназией здание нынешней картинной галереи оставалось весьма привлекательным
В начале XX века в этом особняке работала общественная библиотека, носившая с 1908 г. имя Льва Толстого. В советское время это был обычный жилой дом. С 1970-х годов в этом строении какие-то помещения нижнего этажа принадлежали институту АзЧерНИРО.
Когда в 1985 году было решено использовать здание под картинную галерею, на нём восстановили портик. Здание реконструировали, расширили в сторону Митридата и открыли здесь картинную галерею, которую изначально называли именем народного художника РСФСР, одного из ведущих мастеров Студии военных художников им. М. Грекова Николая Бута (1928–1989). Его подаренные городу картины и эскизы по теме «Аджимушкай. 1942» стали экспозиционной основой картинной галереи, торжественно открытой после реставрации здания 7 мая 1985 года в канун 40-летия Победы советского народа над фашистской Германией. Эта юбилейная дата римскими цифрами хорошо видна на фронтоне.
— Владимир Филиппович, большое спасибо за интересный рассказ! До новых встреч на улицах нашего города!
Итак, улица Дворянская, ныне Театральная, сформировалась в Керчи в 20-х годах XIX века. Она стала одной из самых представительных улиц города и своим названием отдавала дань вкладу, который внесло дворянское сословие в облик и экономику города. Это был центр Керчи у подножия горы Митридат, каковым остаётся и по сей день.
Сегодня картинная галерея — объект, входящий в состав Восточно-Крымского музея-заповедника — центр культурной жизни города.
С 1987 года картинная галерея — основной выставочный зал музея-заповедника, и в настоящее время представляет изобразительное искусство Керчи, её культуру от античности до наших дней, иллюстрирующих как прошлое, так и настоящее древнего города. Здесь экспонируют временные художественные выставки из фондов других музеев Крыма, России, персональные и коллективные выставки художников. Особой популярностью у творческой интеллигенции города и любителей искусства пользуются тематические встречи в формате научно-просветительного мероприятия «Гостиная на Дворянской». В них принимают участие представители учреждений образования и культуры города, литературных объединений, общественных организаций.
В последние годы здесь проходят красочные и содержательные постановки музейного театра Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника, ставшие яркими событиями в культурной жизни Керчи. А мы, зрители, получаем не только незабываемые впечатления, но и глиняные жетончики на память, игравшие роль билетов в античный театр.
Согласно журналистским опросам мнения керчан о внешнем облике города 26-ти веков, современным градостроителям стоит учесть, что именно греческую изюминку, а не модерн граждане хотят сделать визитной карточкой города.
Наталья Новикова