I Вселенский собор или истоки христианства на Руси
В 2025 году исполняется 1 700 лет со времени созыва I Вселенского собора. Инициированный римским императором Константином I 14 июня 325 года в Никее собор длился более двух месяцев. Христианство лишь недавно было уравнено в правах с другими религиями, благодаря принятому в 313 году Миланскому эдикту, установившему свободу вероисповедания. Становление нового вероучения проходило в жёстких спорах между различными религиозными течениями, среди которых преобладали православное и арианствующее направления. Для разрешения противоречий между ними и установления догматов веры и был созван собор, ставший первым в истории христианства.
Среди участников собора, которых по разным сведениям насчитывают от 250 до 318, упоминается боспорский епископ Кадм. Позже в работе II Вселенского собора в 381 году принял участие епископ Эферий, глава созданной к этому времени Херсонесской епархии. Всего к концу IV века в Таврике существовало три христианские епархии: Боспорская, Херсонесская и Готская.
Для Керчи, преемницы античного Пантикапея и византийского Боспора, факт участия епископа Кадма в работе I Вселенского собора не менее важен, чем принятые положения собора, ознаменовавшего начало новой эпохи в истории Церкви. Он утверждает её первенство в становлении христианской веры на территории России.
Официальной датой крещения Руси считается 988 год — время крещения киевского князя Владимира Святославовича, его окружения и населения крупных городов. Но адепты христианства появились в Крыму несколькими веками ранее. Зарождение учения Христа в Северном Причерноморье связывают с путешествием Святого апостола Андрея Первозванного в середине I века через Кавказ, Боспор и Феодосию в Херсонес и Скифию. На Боспоре христианство получает распространение с конца II века. Способствовали этому и пленники из Малой Азии, которых с середины III века привозили сюда готы, совершавшие на боспорских судах набеги на провинции Римской империи.
Первый памятник раннего христианства — Царский курган в Керчи, возведённый в 344/343—311/310 гг. до н. э. На стенах дромоса и погребальной камеры открыты надписи и кресты, оставленные первыми христианами, проникавшими в гробницу через лаз в насыпи кургана для тайных богослужений. Палеография надписей дала основания датировать символы рубежом II — первой половиной III века.
В Лапидарии Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника хранятся несколько десятков христианских надгробий. Самый ранний — надгробие Евтропия. На нём читается дата — 601 год по боспорскому летосчислению, что в переводе на нашу эру означает 304 год. Существование церковной организации на Боспоре в V веке подтверждает надгробный камень Евсевия, где указаны его сан — диакон и год смерти — 436.
Христианские памятники аскетичны, они содержат лишь изображения крестов, порой — имя умершего (Абика, Платон, Евтихиан, Генней…), изредка — греческие буквы «альфа» и «омега», их начертание восходит к тексту Апокалипсиса: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядёт, Вседержитель». На сохранение античных пережитков указывают упоминания деталей личной жизни умерших в эпитафиях на памятнике Филоксена, меховщика, или надгробии Никианы, младенца.
Присоединение территории бывшего Боспорского царства к Византийской империи произошло при императоре Юстиниане І. В конце V — первой трети VI века Византия начинает активную экспансию на территорию Таврики, здесь начинается масштабное строительство христианских базилик. Старое название города «Пантикапей» исчезает из оборота. Прежняя планировка и границы города, именуемого «Боспор» сохраняются в пределах приморской части и горы Митридат. Здесь и в Тиритаке найдены детали декора христианских базилик. На Тамани открыта строительная надпись, датированная 533 г., с именем и частью титула императора Юстиниана I и именем трибуна Ангулата — «отца этого города».
Боспор, бывший византийской крепостью, контролирующей пролив и переправу на Северный Кавказ, стал проводником христианского вероучения, распространившегося со временем по всей Руси.
Кучеревская Нина Львовна,
кандидат культурологии, заведующий отделом «Лапидарий»
Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника
Аннотация к фотографиям
- Царский курган
- Надгробие Евтропия - самый ранний лапидарный памятник на Боспоре
- Надгробны камень Евсевия, диакона.
- Надгробие Сотереса
- Памятник Филоксена, меховщика
- Надгробие Никианы, младенца
- Строительная надпись с упоминанием Юстиниана I