ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ
К 80-летию Победы в Великой Отечественной войне одно из крупнейших российских информационных изданий — газета «Известия» отпечатало свой выпуск от 9 мая 1945 года — точную копию номера, который 80 лет назад сообщил советскому народу о безоговорочной капитуляции Германии.
Газета «Известия» от 9 мая 1945 года снова на передовой! Легендарный выпуск уже получили многие бойцы Специальной военной операции. За десятилетия технология печати сильно изменилась, но газету выпустили в том же качестве: вёрстка, шрифт и даже пожелтевшая бумага! Всё как 9 мая 1945-го!
Печатные средства массовой информации и спустя десятилетия могут объединять поколения, потому что несут в себе не просто новости, а хранят живые чувства людей, которые делают события вечными и дают читателям разных поколений «эффект присутствия».
В советское время городскую газету «Керченский рабочий» читали, выписывали и сохраняли во многих семьях. Если заглянуть в архив газеты, который хранится в Научной библиотеке Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника, можно увидеть живую картину жизни города, узнать, как жили и работали наши земляки, как менялись фасоны одежды и школьной формы, совершенствовались технические средства цивилизации, подрастали новые поколения керчан.
40 лет назад — 7 мая 1985 года в Керчи по адресу: улица Театральная, 36 в торжественной обстановке распахнула двери для посетителей картинная галерея «Аджимушкай».
Итак, 1985-ый… У каждого года есть свои неповторимые приметы, свои знаковые события. В 1985 году СССР отмечал 40-ю годовщину Великой Победы. Стремительно расширил границы город-герой Керчь, выросли в нём жилые массивы, радостным теплом светятся окна новых квартир, звенят детские голоса во Дворце пионеров. По проливу бессменно курсируют паромы, соединяя берега — кубанский и крымский. В безбрежных просторах мирового океана несут вахту керченские рыбаки, на судостроительном заводе «Залив» отчётливо вырисовывается силуэт первого в мире атомного транспортного ледокола «Севморпуть». Льётся чугун, спешат тяжеловесные поезда. Чего стоит только опубликованное в газете расписание движения самолётов из Керченского аэропорта по направлениям: Москва, Киев, Запорожье, Днепропетровск, Донецк, Львов, Николаев, Херсон, Одесса, Симферополь, Ленино, Воронеж, Краснодар!
5 мая на легендарной «Огненной земле» Эльтигена открыт мемориальный комплекс. На самом высоком холме западной части микрорайона поднялся величественный памятник Парус, символизирующий устремлённость к Победе. У его основания воздвигнута стена, на которой золотыми буквами горят имена 61 эльтигенца, удостоенного звания Героя Советского Союза. В тот же день первых экскурсантов принял Музей истории Керченско-Эльтигенского десанта, ныне объект Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника.
Накануне 40-летия Победы, 7 мая 1985 года, в Керчи открыли картинную галерею «Аджимушкай». Произведения живописи и графики, побывавшие до этого на выставках в Москве, Одессе, Симферополе и Севастополе, нашли постоянную прописку в нашем городе-герое! Много сил отдали керчане, участвуя в реставрации исторического здания и подготовке помещений и залов, а на открытие приехал автор экспозиционного цикла работ «Аджимушкай. 1942 год» — народный художник РСФСР Николай Бут.
О том, как торжественно и волнующе проходило открытие в Керчи этого храма искусства, рассказывает статья журналиста В. Соломяного «Священная память — навечно» в номере «Керченского рабочего» от 10 мая:
«Если бы под полотнами не было надписей, всё равно каждый керчанин сразу бы догадался, что кисть художника запечатлела героев Аджимушкайского гарнизона, а автор этих работ не кто иной, как Николай Яковлевич Бут. Его картины не спутаешь с другими. Им присущ эффект присутствия. Глядя на полотна, кажется, что известный мастер кисти прожил все 170 труднейших дней в непокорённой цитадели вместе со своими героями.
Большой мастер батальной живописи много сил отдал работе над серией картин об одной из самых героических и вместе с тем трагических страниц Великой Отечественной войны, имя которой —Аджимушкай. Цикл его полотен —это целая поэма в картинах о солдатах подземного гарнизона, которые, находясь в глубоком тылу, изнывая от голода, жажды и ран, задыхаясь от газов, более пяти месяцев наводили страх на фашистов и ушли из жизни, не преклонив колени».
Далее статья повествует о том, что торжественный митинг, посвящённый открытию галереи, открыл первый секретарь горкома партии Керчи В. Н. Марусенко. Выступившие на торжественном митинге участник обороны Центральных Аджимушкайских каменоломен С. Т. Колесников, главный художник города Р. В. Сердюк, рабочий С. И. Надтока, школьница Н. Серякова поблагодарили художника за увековечение великого подвига аджимушкайцев. Николай Бут в свою очередь выразил большую признательность керчанам «за создание такого прекрасного дворца, где будут жить его картины».
В залах галереи керчане с большим интересом знакомятся с выставленными картинами. Перед глазами земляков проходит история борьбы героев гарнизона в серых штольнях подземных каменоломен при тусклом свете коптилок.
Экспозиционные материалы Аджимушкайского цикла, как страницы книги о подвиге советского солдата, объединены по темам: места базирования гарнизона, портреты руководителей обороны, герои Аджимушкая, подземный госпиталь.
В картинах мастера преобладают серые и коричневые тона. Иногда полотна кажутся монохромными, и лишь в некоторых из них палитра оживлена красным цветом жизни и борьбы, придающим оптимистическое звучание. Сдержанность цветовой палитры автор компенсирует интересным композиционным решением и глубиной психологического накала.Избегая многофигурных композиций, автор максимально приближает своих героев к зрителю. Он как бы говорит о том, что эти люди были самыми обыкновенными гражданами, но позвала Родина, и они стали героями.
Драматизмом проникнута картина «Последняя граната»: бой недалеко от каменоломен, закончились патроны, осталась последняя граната. Боец ждёт, когда противник приблизится на расстояние броска, его глаза горят ненавистью к врагу. Остановить героя может только смерть!
На полотне «Аджимушкайская Алёнушка» совсем юная медсестра, разделившая вместе с бойцами все тягости и лишения, на минутку прислонила уставшую голову к автомату, как к плечу любимого человека. Но в то же время девушка готова по первой тревоге броситься вперёд.
А на картине «Священные камни Аджимушкая» изображён один из входов в каменоломни. На первом плане — развороченные взрывом каменные глыбы и закопчённые стены штольни. Но дыхание пробуждающейся весны не касается мёртвых камней — в верхнем углу полотна виднеются небо с лёгкими облаками и первая весенняя трава…
Когда бесстрашный подземный гарнизон сражался с ненавистным врагом, Николай Бут был ещё мальчишкой. После войны он окончил ростовское художественное училище, учился в Московском институте имени В. И. Сурикова, откуда перевёлся в Харьковский художественный институт. Затем были годы упорной работы и становления как художника. В составе авторских коллективов он создавал первую советскую панораму «Разгром немецко-фашистских войск под Сталинградом», «Битва за Днепр», «Бородинская битва». За серию картин «Партизанское движение в Словакии 1944–1945 гг.» он был награждён премией имени Витта Неедлы.
Керчане по праву считают народного художника РСФСР Николая Бута своим земляком, потому что 150 его полотен увековечивают бессмертный подвиг защитников Аджимушкайских каменоломен и служат справедливым свидетельством для осмысления тех трагических событий.
Спустя 40 лет в Картинной галерее Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника при просмотре работ Николая Бута эффект присутствия ощутим настолько, что кажется, будто автор ходил в атаки вместе с аджимушкайцами, принимал клятву на верность Отчизне, передавал в эфир строчки прощания: «Мы, защитники Керчи, задыхаемся от газов, умираем, но в плен не сдаёмся».
Художник провёл мужественных героев сквозь десятилетия, чем совершили свойпрофессиональный подвиг.
Текст: Наталья Новикова
Аннотации к фотографиям
Фото 1. Н. Я. Бут с ученицами художественной школы Ирой Мирошниковой и Нателлой Серяковой. Съёмка В. Печеного // Керченский рабочий. 1985. 10 мая
Фото 2. Митинг, посвящённый открытию картинной галереи. Съёмка Н. Сизоненко // Керченский рабочий. 1985. 10 мая