купить билет

В Симферополе представлена выставка «Соединяем берега»

Сегодня, 12 марта, в Музее истории города Симферополя состоялось открытие выставки «Соединяем берега», в экспозиции которой представлены предметы из фондов Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника.


Сегодня, 12 марта, в Музее истории города Симферополя состоялось открытие выставки «Соединяем берега», в экспозиции которой представлены предметы из фондов Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника.

Берега Керченского пролива с глубокой древности были связаны морским сообщением, в редкие суровые зимы появлялась кратковременно возможность преодолевать его по льду. Проблему надежной и постоянной переправы через эту водную преграду могло решить только сооружение моста. Идея соединения Керченского и Таманского полуострова мостовым переходом впервые возникла более века тому назад.

Идеей строительства моста через пролив заинтересовался император Николай II. Прорабатывались два варианта перехода железнодорожных путей на противоположный берег: Чушкинский (северный), ориентированный на Темрюк, и Тузлинский (южный) – в направлении станции Абинская вблизи Екатеринодара. Лучшие российские инженеры к 1910 году разработали проект Керченского переезда. Однако проектные и изыскательские работы (в том числе и по строительству моста) были прерваны начавшейся Первой мировой войной, а затем и Гражданской войной. В 1930 годы советские учёные спроектировали железнодорожную линию от Херсона до Поти через Керченский пролив. Проект не был реализован в связи с началом Второй мировой войны.

В годы Великой Отечественной войны немецкие оккупанты намеревались возвести переправу к августу 1944 года. Весной 1943 года в Керчь были доставлены необходимые материалы для моста. Наступлением Красной Армии эти работы были сорваны.   После освобождения Крыма в 1944 году Правительство приняло решение начать строительство железнодорожного моста через пролив, запланированное еще до войны. При проектировании моста в 1944 г. был выбран вариант трассы: от косы Чушка к посёлку Опасное.  Руководителем строительства был назначен начальник Управления военно-восстановительных работ П.М. Зернов, главным инженером – И.И. Цюрупа.

В экспозиции выставки представлены натурные рисунки строительства в 1944 г. временного стратегического моста через Керченский пролив, выполненные Б. М. Надёжиным – одним из участников проекта «2К» (Крым – Кавказ). В составе группы  Народного комиссариата путей сообщения Б. М. Надёжин участвовал весной 1944 г. в разработке проекта железнодорожного моста  через Керченский пролив. Б. М. Надёжин проектировал все части моста от общей композиции до деталей опор, ограждений и въездов, одновременно по поручению командования выполнял натурные рисунки строительства.

Мостовой переход и подходные пути от Керчи до станции Сенная общей протяженность более шестидесяти километров были построены в течение семи месяцев с апреля по октябрь 1944 г.   Общая протяженность сооружения составляла 4452 м. Сооружение состояло из 2 дамб со стороны крымского и кавказского берегов; 63 пролетов по 27,3 м, двух разводных пролетов по 55 м, двух разводных пролетов по 27 м; 48 пролетов по 27,3 м; деревянной эстакады протяженностью 812 м. 18 февраля 1945 г. под напором ледохода из Азовского моря опоры моста стали разрушаться. Восстановление моста оказалось невозможным.

После возвращения Крыма в состав Российской Федерации в 2014 г. вопрос создании постоянной железнодорожной и автомобильной переправы приобрёл особую актуальность. Органами власти было принято решение о строительстве мостового перехода между Крымом и Таманским полуостровом. Проект, по которому был возведён мост через Керченский пролив, был выбран из 74 вариантов. Строительных проектов такого масштаба и с такими высокими темпами строительства в современной истории строительства в России еще не было. Грандиозное строительство мостового перехода, для которого использовались самые передовые отечественные технологии, велось с соблюдением всех экологических норм.    На строительстве моста трудились лучшие мостостроители страны - несколько тысяч рабочих самой высокой квалификации.

Выставка «Соединяем берега» рассказывает о том, как в наши дни в ходе строительства Крымского моста стала реальностью вековая мечта о соединении Крыма с материковой Россией.