О надписи на борту самолета

Советский народ оказал огромную материальную поддержку действующей армии во время Великой Отечественной войны. Главным девизом советских людей стал лозунг: «Все для фронта, все - для победы!», для тружеников тыла — девизом был лозунг: «В труде, как в бою». 


Всенародной была инициатива создания фонда обороны страны, в которой за годы войны внесло население 118 млр. Рублей. На добровольные пожертвования советского народа  были  построены тысячи самолетов, танков, артиллерийских орудий. Среди трудящихся широкое распространение получило  приобретение за счет личных средств боевой техники  для фронта.

В научном архиве музея-заповедника хранится текст репортажа, опубликованного в апреле 1944 года, в одной из красноармейских газет Закавказского военного округа под названием: «В знак нерушимой дружбы Герою  Советского Союза В. Максименко вручена боевая машина, построенная на средства его земляка М.Гончаренко». Текст репортажа был передан в архив генерал-лейтенантом авиации Г.А. Пшеняником, бывшим начальником штаба 88-го Новороссийского истребительного авиаполка 229-й Таманской истребительной авиадивизии.

Командир этого полка, Герой Советского Союза В.И. Максименко в боях за освобождение Керченского полуострова и Крыма  выполнял боевые вылеты на своем именном самолете - истребителе ЛАГГ - 3, на борту которого была надпись: «Герою Советского Союза Максименко В. И. от земляка рабочего завода «Главармалит»  Гончаренко М. Н.».

В письме на имя Верховного Главнокомандующего маршала Советского Союза И.В. Сталина  М.М. Гончаренко написал: «Выражая заботу об укреплении доблестной Красной армии, в которой сражается и мой сын, уничтожая немецких оккупантов, я рабочий завода «Главармалиг» Харзызского района Донбасса Гончаренко Михаил Михайлович вношу 100. 000 руб. из своих личных сбережений на постройку самолетов «Освобожденный Донбасс», купленный на мои средства самолет прошу передать нашему земляку, командиру лётной части, майору Герою Советского Союза товарищу Максименко Василию Ивановичу».

Ответ Верховного Главнокомандующего на письмо М.М. Гончаренко был следующий: «Примите мой привет и благодарность Красной армии, Михаил Михайлович, за вашу заботу о воздушных силах Красной армии. Ваше желание будет исполнено».

На авиационном заводе города Тбилиси за счет личных средств Михаила Михайловича был построен самолет и 6 апреля 1944 года в торжественной обстановке его вручили Герою Советского Союза майору В.И. Максименко. На митинге трудящихся завода летчики -  лейтенанты Костенко и Майдан говорили о единстве фронта и тыла, что в этом неразрывном единстве - залог победы над немецко-фашистскими захватчиками.

В своем выступлении летчик Майдан отметил: «Самолет, построенный на трудовые деньги старого рабочего М. Гончаренко, попадет в верные руки. Мы знаем майора Максименко, как одного из лучших воздушных бойцов. На его счету 15 сбитых фашистских самолетов, множество проклятых фашистов и их техники уничтожил этот замечательный советский летчик. Мы уверены, что Максименко намного увеличит свой боевой счет и на борту этой машины появятся звезды, говорящие о новых победах».

Из ответной речи Героя Советского Союза В.И. Максименко, который лично приехал принимать самолет: «... Всю силу этой грозной машины я обрушу на головы фашистских мерзавцев, и буду бить их смертным боем до тех пор, пока не будет отомщена кровь наших людей, руины Донбасса, сожженные города и села Украины и Белоруссии, страдания Ленинграда и Новгорода, пока проклятые гитлеровцы не заплатят сторицей за все злодеяния совершенные ими на нашей земле.

Я буду драться на этой машине с ненавистным врагом не щадя своих сил и жизни, драться умело и беспощадно во имя нашей любимой Родины, во славу нашего непобедимого оружия». На этом самолете Герой Советского Союза В.И. Максименко участвовал в боях за освобождение Керчи и Севастополя.

За высокое мастерство, доблесть и мужество, проявленные в воздушных боях за город – герой Керчь и Керченский полуостров, приказом Верховного Главнокомандующего Советского Союза от 14 апреля 1944 г. 88-й Новороссийский истребительный авиаполк был преобразован в 159-й гвардейский истребительный авиаполк.

За время Великой Отечественной войны полк совершил более 18.000 боевых вылетов, провел более 500 воздушных боев, уничтожил 316 самолетов противника, 16 летчиков удостоены звания Герой Советского Союза. Боевой путь его прошел через Украину, Северный Кавказ, Кубань, Крым, Белоруссию, Польшу и Германию.

Приведенный выше пример является одним из ярких свидетельств единства армии и народа, фронта и тыла в годы войны.

Старший научный сотрудник Н.К. Шепель