Народный художник Украины Яков Александрович Басов (1914 – 2004)

Народный художник Украины Я.А. Басов родился в Симферополе 2 февраля 1914 г. Творческий путь Я. А. Басова начался в студии, организованной Н.С. Самокишем, устроенной чуть ли не в коммунальной квартире.

К известному живописцу он пришел в возрасте восьми лет и «под его крылом» находился до 17-ти: Николай Семенович    предоставил студийцу полную самостоятельность, учитель только наблюдал за работой ученика и хвалил. 

«Цыганка», написанная 17-летним юношей, поразила Николая Семеновича, посчитавшим его «живописцем от Бога», который «видит предмет в пятне». Яков Александрович вспоминал, что любил писать цыган на базарах (крымские цыгане, как он выражался, «были его страстью»), портреты, колоритные фигуры, его всегда тянуло в гущу людей.
В 1931 г., получив в Симферополе бесплатный билет «туда и обратно», поехал в Ленинград. Осуществлялась «пролетаризация» вузов, условия были ужасные: голод, бедность; и если бы не отдал обратный билет товарищу, то вернулся бы в Крым. Но вынужден был остаться и 2 года провел на рабфаке при Академии художеств. В 1933 году вернулся в Симферополь «как бы на каникулы», но возвращаться в Ленинград не хотел. Н.С. Самокиш настаивал на возвращении, даже денег дал, хотя лишних денег у него и не было. В конце 1933 г. все-таки вернулся в Академию и привез с собой работы, которые выставил в вестибюле. Преподаватели останавливались, смотрели, обсуждали, говорили о «пьянстве красок». В ноябре этого же года он был восстановлен и определен в класс П.С. Наумова. В Академии учился до 1938 года и, как сам выразился, «начал хиреть, как растение, попавшее не в свою почву». Студентом Академии участвовал в поездках по Средней Азии.
Завершив учебу, работал в Ленинграде. В 1941 г. ушел на фронт и, демобилизовавшись только в 1946 г., вернулся в Симферополь. Во время войны «не сделал ни единого мазка» - считал кощунством писать ярко и красочно. Вскоре поселился на Южном берегу (кто-то подсказал, что там можно найти полуразрушенный опустевший дом).
Когда в 1962 г. выезжал в Ленинград, не взял с собой этюдник. Купил уцененную бумагу и стал работать акварелью. Сначала писал портреты (человек всегда интересовал художника). В Ленинграде пошел писать на кладбище. Почему? Объяснил тем, что на кладбище люди другие – более искренние, прошедшие через страдание и скорбь, утраты. Портрет – портрет на фоне пейзажа - пейзаж --- так пришел к пейзажу, пейзажу «безлюдному», позволявшему тоньше, нежели даже в портрете, выразить чувства человека и собственное душевное состояние. Думал об отработке такой техники, «чтобы, когда писал, думал только о человеке, а не о том, как его написать», чтобы все усилия были направлены на выражение сущности человека и его мира. Так вызревало творчество художника, в котором проявились  его искренняя душа, открытое сердце, исключительная доброта, благородство и обаяние, тонкие лирические и оптимистические эмоции, передающиеся  зрителю.
 В год своего 85-летия Яков Александрович подарил всем музеям Крыма серии акварелей, в том числе и галерее Керченского Заповедника. Чем наш город привлекал мастера? Ответ был дан самим художником:
«Город Керчь – это особая страна. Все в ней говорит о древности, о пережитом. Здесь люди одержимы рыбацкими буднями. Все имеет цвет, запах, удивительное настроение и одну общую всему фактуру.
Керчь заворожила меня стихией рыбацкого труда, продиктованной морем. Там, где сталкивается природа и человек – это мужественно и красиво.
Жизнь в этом городе едина в характере работы зависимостью от моря и бессрочностью пребывания на этой земле.
Я навсегда благодарен городу Керчи за образы и восторг перед виденным…».
Это признание - строки из дарственного письма Якова Александровича. 46 работ, созданных в 1973 - 1988 годы, были подарены художником 25 августа 1999 г. и составили выставку «Керчь – город у двух морей». Всего в фондах Заповедника хранится 54 произведения замечательного крымского художника и удивительного человека.
 В работах о Керчи запечатлен не только неповторимый естественный ландшафт – раскинувшийся на десятки километров город, окаймляющий пролив, гора Митридат, курганы на горизонте, уходящие в степь, как в бесконечность. Цветовое восприятие города – это постижение его сути - необычайно достоверно. В своей книге «Творчество – это судьба» автор пишет: «Когда я думаю о Керчи, невольно переполняюсь долгими представлениями об этой земле. И, пожалуй, ни одно место так отчетливо во мне не сплавлено в цвет обожженной глины, как Керчь. Холмы, нагорья, глинистые обрывы берега, вода – желто-зеленая, мутная от близкого дна, по виду напоминающая рассол. Белесое небо, блеклая зелень. Все говорит о древности, о пережитом, о судьбе, уготованной этому месту <…>  И там, где сталкиваются природа и человек – это мужественно и красиво».
Керченские пейзажи создавались в разное время, они не являются художественным повествованием его истории, не дублируют время. Живопись Якова Александровича – эмоциональное и философское осмысление сущности и значимости  города у двух морей, глубинное постижение натуры, где человек и море взаимосвязаны: море – среда обитания, как и суша, море – это жизнь города, это судьба его жителей.  
«Смешение души с водой и краской» – формула творчества художника по его же выражению. И еще несколько «рецептов» Мастера, понимание которых облегчает зрителю общение с его искусством: художник должен быть «1. Добрый человек. 2. Любить все, что создала природа. Удивляться этому, удивляться постоянно, беспрерывно». И еще: «Я не могу соперничать с живым: живее живого и совершеннее его нет ничего. Я могу только привлечь внимание к живому, объяснить, как оно прекрасно, и петь гимн ему».
 Выставка «Керчь – город у двух морей» - гимн величию человека, отстоявшего вечный город у истории и стихии и продолжающего его жизнь. Выставка - всего лишь небольшая часть творческого наследия большого художника, щедрого, доброжелательного и жизнерадостного, с которым мне посчастливилось познакомиться. Эта выставка – память и о нем самом.
Зав Картинной галереей
КРУ  «Керченский историко-культурный заповедник
Л. Лазенкова