купить билет

ФИЛОСОФЫ ДРЕВНЕГО БОСПОРА

Одним из главных достижений древнегреческой цивилизации стало развитие науки. Знаменитый римский оратор Цицерон справедливо отметил, что прародительницей всех наук является философия. Первые греческие философы уделяли внимание вопросам мироздания и мироустройства. Кроме того, они интересовались различными областями научного знания и сделали немало открытий в области математики, астрономии, физики, биологии и других наук. То есть, философия с VII по V век до н. э. — это наука в самом широком смысле слова. Сам же термин «философия» (в переводе с греческого — «любовь к мудрости») придумал Пифагор. По его мнению, человек не может овладеть мудростью из-за своего несовершенства. Мудрость доступна лишь богам. Люди же могут только стремиться к ней. Таких искателей Пифагор и называл философами.


Классическая философия формируется в V–IV вв. до н. э. Cамые известные философы той эпохи: Сократ, Платон и Аристотель. В это время появляются основные философские школы. Расцвет философии наступает в IV–III вв. до н. э. Это период эллинизма, когда греческая цивилизация распространяется далеко за пределы окрестностей Эллады.

На это же время приходится расцвет Боспорского царства — крупного по тем временам государства на берегах Боспора Киммерийского (Керченского пролива). Хотя оно и находилось на окраине античного мира, но активно торговало со многими греческими государствами, с некоторыми из них заключались союзы. Начиная со времён правления царя Сатира I (433–389 гг. до н. э.), знатные боспоряне отправляют своих детей учиться в Афины. Известно, что у знаменитого ритора Исократа обучались ораторскому искусству богатые боспорские юноши. Были на Боспоре и свои философы.

Первым известным боспорским философом был Дифил, сын Эвфанта. Его упоминает Диоген Лаэртский как одного из оппонентов Стильпона из Мегар, впоследствии ставшего его приверженцем. Дифил Боспорский жил во второй половине IV – начале III в. до н. э. Он происходил из знатного боспорского семейства и по традиции был отправлен на обучение в Афины, где стал известным философом. Вряд ли он вернулся на Боспор, хотя не скрывал своего происхождения и, скорее всего, поддерживал родственные связи. Произведения Дифила не сохранились. Может быть, он, как и его учитель Стильпон, принадлежал к мегарской школе, представителей которой называли также эристиками и диалектиками. Этих философов интересовали в основном вопросы логики и диалектики как искусства рассуждения и ведения дискуссии.

К тому же времени относится эпитафия другого боспорского философа, Смикра, «который велик был (внушаемым к себе) доверием и у которого справедливость внедрена была в уме природою от рождения. Его воспитали Музы, а учил он на распутьях (дорог) и дал согражданам наилучший образ мыслей». Судя по этой надгробной надписи, Смикр был знаком с философией и излагал свои мысли в местах большого скопления людей, в отличие от учителей, слушателями которых были небольшие группы учеников. Можно лишь догадываться о философских идеях Смикра. В эпитафии упоминается справедливость — одна из главных составляющих блага в философии ранних стоиков.

Основоположником стоицизма был Зенон из Кития (336–264 гг. до н. э.). Своим названием это учение обязано Расписной стое — одной из самых знаменитых построек древних Афин. Она представляла собой крытую колоннаду с росписью, выполненной на деревянных панелях на стенах. Именно здесь излагал свои суждения философ Зенон. Поэтому его слушателей и учеников прозвали стоиками.

Учеником Зенона был самый известный философ Северного Причерноморья — Сфер Боспорский (около 281 – после 221 г. до н. э.). Отрывочные сведения о нём встречаются у ряда античных авторов: Диогена Лаэртского, Плутарха, Афинея и Цицерона. Начальное образование Сфер получил у себя на родине (возможно, в Пантикапее), затем переехал в Афины, где продолжил обучение. Впоследствии он написал около сорока книг, многие из которых посвящены разделам стоического учения: этике («О построении этики», «О страстях»), физике («Об атомах и образах», «О мире») и логике («Об органах чувств», «Пособие по диалектике»). Его перу принадлежат также исторические и политические труды («О царской власти», «О спартанском государственном устройстве», «О Ликурге и Сократе»). Политическая деятельность Сфера связана со Спартой, где он воспитывал молодого царя Клеомена III и других спартанских юношей. Плутарх считал, что под влиянием стоических идей Сфера Клеомен планировал возродить Спарту на основе традиций скромности, равенства, дисциплины и регулярных упражнений. В 221 г. до н. э. Сфер жил в Александрии Египетской при дворе царя Птолемея IV Филопатора. Возможно, он прибыл туда вместе с Клеоменом, чтобы поддержать своего воспитанника в трудное время. Однако сведения о контактах Сфера Боспорского со своей родиной отсутствуют. Вряд ли он непосредственно влиял на местные философские идеи. Но то, что этот учёный был известен во многих греческих центрах, могло влиять на интерес к его произведениям среди образованных боспорян.

Были на Боспоре и свои историки. «Историческая библиотека» Диодора Сицилийского содержит рассказ о борьбе за власть сыновей царя Перисада I: Сатира, Притана и Евмела. Диодор использовал в качестве источника труд боспорского автора III в. до н. э., имя которого до нас не дошло. Возможно, Диодор изменил первоначальный текст, сохранив в нём некоторые стоические идеи, сторонником которых сам являлся. Так, например, в произведении звучит тема судьбы, которой не удалось избежать ни Сатиру, ни Евмелу. Идея высшей добродетели выражается в прославлении деятельности Евмела, ставшего царём.

В экспозиции Музея каменных древностей находятся два надгробия боспорских философов.

Одно из них было найдено в окрестностях Керчи, в районе завода стеклоизделий, где в древности находился один из участков обширного некрополя Пантикапея. От памятника сохранилась лишь нижняя часть со следами рельефа и надгробной эпитафией. Вот её перевод:

Ты запечатлел славу мудрости не словом,

а жизнью, познав сам священные решения.

Итак, Гекатей, покоясь во цвете лет, знай,

что ты сам избежал круга мучительных страданий.

По характеру письма надгробие относят ко второй половине I в. до н. э. Юлий Юльевич Марти, один из директоров Керченского музея древностей, издавший надпись, заключил, что Гекатей был философом. До сих пор нет единого мнения насчёт принадлежности его к тому или иному философскому течению. Некоторые исследователи считают, что Гекатей был выходцем из «низких» слоёв общества, поскольку на надгробии не указано имя его отца, так же, как и на надгробии Смикра. Возможно, он был талантливым самоучкой вне философских школ. Другие учёные считают его стоиком. Возможно, в то время сложилась ситуация, когда многие злоупотребляли репутацией философа. В данном случае надпись гласит, что мудрость Гекатея была подлинной, поскольку её источником были не слова, а сама жизнь. Ю. Ю. Марти считал, что Гекатей добровольно ушёл из жизни перед лицом неминуемой и мучительной смерти. В эпитафии звучит покорность неотвратимой судьбе и равнодушие к земным благам.

Второе надгробие сохранилось практически полностью. Эта надгробная стела была обнаружена в 1913 году во дворе Керченской станции Индоевропейского телеграфа (в начале современной улицы им. Кирова). Надгробная надпись гласит:

Стратоник, сын Зенона, прощай.

Хранивший разумность и славные нравы,

погиб ты, Стратоник, оставив слёзы печальному отцу.

Божественный друг, причисленный к прежним великим людям,

твою прелестную мудрость узнают из книг бесчисленные века.

Стратонику, сыну Зенона, своему господину, воздвиг стелу Сосий, вольноотпущенник, памяти ради.

На верхнем рельефе Стратоник изображён облачённым в плащ-гиматий. Так изображали знатных людей. В его руке свиток, на столе рядом лежат ещё четыре таких же свитка, по другую сторону — слуга. На нижнем рельефе Стратоник представлен в образе вооружённого всадника в сопровождении слуги.

Возможно, в виде свитков на рельефе изображены его труды, к сожалению, до нас не дошедшие. Благодаря им, Стратоник заслужил, судя по надписи, честь быть причисленным к «прежним великим людям», среди которых, несомненно, были и боспорские философы. Военная служба могла не входить в обязанности учёного, но герой эпитафии всё же считал своим долгом выступить на защиту отечества в трудное время. Известно о войнах Боспорского царства со скифами и таврами в начале II в. н. э. Может быть, в одной из них и нашёл свою гибель Стратоник. Именно поэтому он изображён на рельефе в виде конного воина.

Примечательно, что надгробный памятник философу поставили не родственники, друзья или ученики, а его вольноотпущенник (то есть бывший раб) Сосий. В Римской империи существовала практика дарования рабам свободы. Такой же обычай получил распространение и на Боспоре. Известны случаи, когда вольноотпущенники становились друзьями и помощниками своих бывших хозяев. Можно предположить, что Сосий, поставивший стелу своему господину, был его другом и учеником, а возможно, и автором эпитафии.

Высокие нравственные качества Стратоника («разумность и славные нравы»), его благотворительная деятельность (освобождение раба), следование гражданскому долгу, гибель в бою за Отчизну — всё это даёт основания предположить, что Стратоник исповедовал идеи стоицизма.

Ещё одним боспорским философом, чьё имя дошло до нас, был Авл Ситесий. Его надгробная стела, происходящая из Пантикапея, датирована II в. н. э. Рельеф изображает мужчину в плаще-гиматии со свитком в руке у алтаря, обвитого змеёй. Под рельефом — краткая надпись: «Авл Ситесий, эмпирик, прощай». Змея, символ бога врачевания Асклепия, свидетельствует о том, что погребённый был медиком. Известно несколько эпитафий римского времени с указанием философской школы, к которой принадлежал врач.

В античное время медицина была тесно связана с философией. Философию сравнивали с медицинским искусством, поскольку она исцеляет душу. Вместе с тем к врачам предъявлялись такие же требования, как и к философам, в частности, разностороннее образование и высокие нравственные качества.

Представители школы эмпириков считали бесполезной теоретическую медицину, основываясь только на практике. Они считали, что главное — знать не причину болезни, а способ излечения, который можно установить лишь опытным путём. Скрытые же причины болезней, по их мнению, непостижимы. Такие философы были прагматиками и применяли данные, основанные на опыте, не уделяя внимания пространным рассуждениям о поиске истины.

Судя по имени, Авл Ситесий происходил из малоазийских греков, получивших римское гражданство. Поскольку в эпитафии указана его принадлежность к эмпирикам, можно предположить, что стела была поставлена его учениками.

Таким образом, даже в таком отдалённом уголке античного мира, как Боспор, почиталась философия. Некоторые местные философы стали известны далеко за пределами своей родины, а иные получали от своих соотечественников уважение и божественные почести. Их произведения пользовались любовью у местных читателей, а идеи служили нравственными ориентирами.

 

Владимир Вячеславович Пономарев,

младший научный сотрудник отдела «Лапидарий»

ГБУ РК «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник»