Дар Бориса Бабича библиотеке Заповедника

Дар краеведа, бывшего Председателя Греческого культурного общества Бориса Ильича Бабича (1954 – 10 февраля 2013 г.) научной библиотеке Керченского историко-культурного заповедника Керчи.

1. Народные художественные промыслы России. М. Интербук, 1998. 216 с.
Народные художественные промыслы России – неотъемлемая часть отечественной культуры. Художественные промыслы являются одновременно и отраслью промышленности, и областью народного творчества. Характерные черты творческого труда мастеров и художников промыслов – сочетание традиций и новаторства, стилевых особенностей и творческой импровизации.

В них воплощён многовековый опыт эстетического восприятия мира, обращённый в будущее.
Неповторимые художественные изделия народных промыслов любимы и широко известны и в России, и за рубежом. Они стали символами отечественной культуры, вкладом России во всемирное культурное наследие.

2. Дулево / Серия «Секреты старых мастеров»; на русском, англ. яз. М.: 2006. 96 с.
Дулевский фарфоровый завод возведён среди болот и лесов в Гуслице, всего в 74 километрах от Москвы. Сюда, во время церковного раскола бежали от царя Алексея Михайловича, от императора Петра Великого ревнители старой веры. Год рождения завода 1832 год. В том месте, где строил Кузнецов завод, стояла сторожка лесника Дулева, по чьей фамилии и назвали место фарфорового производства.

Осевшие здесь старообрядцы положили начало производству фарфора, они были сметливы и талантливы, умели трудиться.
На фабриках самого знаменитого из фарфоровых фабрикантов Кузнецова Матвея Сидоровича, коммерции советника и кавалера, трудились 7 - 8 тысяч рабочих. Его фарфор был знаменит не только в России, но и в Персии, и в Афганистане. На Дулевском фарфоровом заводе работало много знаменитых художников: Врубель, Мухина, Кончаловский, Павел Кузнецов и др. В наши дни «кузнецовский» фарфор дорогая редкость. За долгие годы уже современной истории накопился бесценный опыт художественного мастерства. Дулево и по сей день – город сказочников. На дулевских тарелках, чашках, блюдах, на чайниках цветы цветут «несказанные», птицы порхают «незнаемы», звери таятся «невиданные». Стоит переступить порог живописного цеха, как оказываешься в стране вечной весны.

3. Хохлома / Серия «Секреты старых мастеров»; на русском, англ. яз.. М.: 2004. 80 с.
Всемирно известная хохломская роспись родилась в крестьянском быту лесных деревень Заволжья. Именно здесь во второй половине 17 века в деревнях близ торгового села Хохлома возник один из замечательных русских народных промыслов – изготовление деревянной токарной посуды с декоративной росписью, получившей название «хохломской». Красная киноварь и чёрная сажа в сочетании с золотом дают знаменитую хохломскую гамму. Основу колорита хохломских изделий мастера тактично дополняют коричневым, жёлтым и зелёным цветами.

Художники промысла используют кистевые приёмы письма без применения трафарета или предварительного нанесения рисунка. Наиболее характерным для хохломской росписи является тонкое «травное письмо». Ассортимент изделий насчитывает более 140 наименований: чаши, резные ковши, наборы для супа, салатов, а также - расписная мебель: журнальные столики, табуреты.

4. Федоскино / Серия «Секреты старых мастеров»; на русском, англ. яз. М.: 2003. 80 с.
История промысла началась ещё в 1795 году с фабрики купца Петра Ивановича Коробова, изготавливающей поначалу лаковые козырьки для армии и табакерки. После смерти Коробова его зять, купец Пётр Васильевич Лукутин, технически усовершенствовал производство, организовал учёбу местных мастеров, которые прославили промысел. Разнообразные табакерки, кошелёчки, спичечницы, папиросники и шкатулки, чайницы, дорожные стаканы, письменные приборы, шахматные столики и подносы - таков был ассортимент фабрики. Более века развивался и поддерживался Федоскинский промысел. 1 сентября 1931 года здесь было основано Федоскинское художественно-промышленное училище миниатюрной живописи. С 1986 года училище является средним специальным учебным заведением со сроком обучения 5 лет. В 1940 году было создано отделение жостовской декоративной росписи, а в 1960 – отделение миниатюрной живописи по эмали – финифти. Более 2500 художников было подготовлено в училище для промыслов Федоскина, Жостова и Ростова Великого [Серия «Секреты старых мастеров». выпущена при поддержке Правительства Москвы в рамках программы «Патриотическое воспитание молодёжи Москвы» ]

5. Холуй. Школа искусства и дружбы./ На русском, англ, франц., нем. языках. М.: 2006. 72 с.
Холуй – всемирно известный центр иконописи и лаковой миниатюры на папье-маше. В 1943 году здесь была открыта художественная профессионально-техническая школа, в настоящее время Холуйское художественное училище миниатюрной живописи.

Талантливые мастера Холуя создают уникальные произведения исторического, фольклорного и религиозного содержания, используя разные композиционные решения – от простых орнаментальных до сложных многофигурных. Училище также готовит специалистов для строчевышивальных промыслов Ивановской области. Выпускники отделения «Вышивка» владеют всеми традиционными видами швов и приёмами строчевышивки.

6. Дулькина Т.И., Григорьева Н.С. Керамика гжели XIII-XX веков / Посвящается памяти Александра Борисовича Салтыкова. Л.: 1988. 216 с., ил.
Краткое географическое название Гжель неизменно ассоциируется с русской национальной керамикой. Здесь сформировались её лучшие черты: начав с глиняной бытовой посуды, известной с 17 века, перейдя к произведениям художественной майолики во второй половине 18 века, Гжель становится в 19 столетии средоточием фарфорово –фаянсовых и полуфаянсовых производств. Огромная заслуга в изучении Гжели принадлежит А.Б. Салтыкову. Он открыл Гжель как явление художественной жизни, как очаг народного искусства. Данная книга представляет собой продолжение исследования художественной керамики на основе методики анализа гжельских произведений, выработанной Салтыковым.

7. Григорьева Н.С. Художественная керамика Гжели и Скопина в собрании. Государственного Русского музея. Каталог. Л.: Искусство, 1987. 150 с.
Гжель и Скопин – два уникальных центра русского народного гончарства. Гжель – старинный гончарный район Подмосковья. Город Скопин Рязанской области сформировался как центр промысла в последней трети 19 века.

Настоящее издание – первый опыт научного каталога коллекций гжельской и скопинской художественной керамики в собрании Русского музея. Каталог состоит из двух разделов, каждый из которых имеет свою структуру и особенности, отражая специфику искусства этих промыслов и состав музейной коллекции.

8. Хохлова Е.Н. Керамика Скопина. Рязань: Приз, 2000. 128 с., ил.
Скопинские гончары делали посуду, игрушки, печные трубы, черепицу, кирпич.
В процессе производства массовой утилитарной продукции постепенно проявлялось своеобразное дарование гончаров, имевших явное влечение к пластике; - производство декоративной керамики в Скопине развивалось наряду с посудным гончарным промыслом. Во второй половине 19 века Скопин стал широко известен как центр производства оригинальных декоративных изделий, отличающихся от привычной гончарной бытовой утвари. Керамика Скопина имеет особый стиль и характер изделий, своеобразие форм и декора. Книга кандидата искусствоведения Е.Н. Хохловой наиболее полно раскрывает особенности уникального искусства народной керамики Скопина.

9. Логинов В., Скальский Ю.. Эта звонкая сказка Гжель. М.: «Сварог», 1994. 194 с.
Книга знакомит с летописью народного промысла и его нынешним днём, с художниками и мастерами, по крупицам создававшими славу этого древнейшего промысла на подмосковной земле.