купить билет

Через сердце — к разуму

Международный день театра — не просто праздник служителей сцены, но и прекрасная возможность для зрителей приобщиться к сокровенному миру, таящемуся за театральным занавесом. А для журналиста это повод побывать на репетиции, где проходит предварительная работа по созданию спектакля: от зарождения идеи до раскрытия режиссёрского замысла через актёрскую игру.


В Керчи, самом древнем городе России, на горе Митридат, на раскопках античного Пантикапея, нашли в своё время мраморный рельеф с изображением актёра в образе Силена — спутника бога Диониса, покровителя театральных действ, а также почти целое театральное мраморное кресло. А в дореволюционные годы публика рукоплескала здесь артистам драматических и оперных театров из Италии, Греции, Франции, Англии, выступали Владимир Маяковский, Игорь Северянин, Фаина Раневская. В наши дни служителей Мельпомены собирает в Керчи Международный фестиваль античного искусства «Боспорские агоны». Поэтому кажется закономерным, что экскурсоводы, научные сотрудники, заведующие отделами Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника, помимо своей основной работы, стали ещё и актёрами и успешно осуществляют эту творческую деятельность!

Интересно, кто же был идейным вдохновителем создания театрального коллектива? Какова миссия Музейного театра? Есть ли на сцене место импровизации?

— Уважаемые господа актёры, вечер пятницы, керчане спешат с работы домой, а у вас за «круглым столом» кипит работа над новой постановкой… Расскажите, как создавался Музейный театр?

Артём Шевкопляс, заведующий отделом истории Великой Отечественной войны:

— У генерального директора нашего историко-культурного музея-заповедника — Татьяны Викторовны Умрихиной — идея создать музейный театр зрела давно. Когда мы представили керчанам и гостям города череду театральных представлений, Татьяна Викторовна увидела, что мы готовы к созданию театрального коллектива. Она сказала: «Я на вас давно смотрела и предлагаю вам стать ещё и актёрами Музейного театра».

Татьяна Шевкопляс, заведующая историко-археологическим отделом:

— В начале ноября 2019 года к Всероссийской акции «Ночь искусств» мы подготовили для посетителей особняка Месаксуди костюмированную экскурсию. Мероприятие получилось настолько успешным, что уже 13 ноября 2019 года был создан Музейный театр. А первая постановка «Нам нужна одна Победа» состоялась в рамках конференции «Военно-исторические чтения» в пороховом погребе Керченской крепости.

— Стать актёром Музейного театра — это значить что-то в себе преодолеть?

Надежда Макарова, заведующая отделом научно-просветительской работы:

— Я историк, и всю жизнь была далека от театрального ремесла. Но с появлением Музейного театра вдруг захотелось выйти на сцену, начать создавать образы, облачаться в костюмы, проживать роли, стать частью театрального действа. Мне это очень интересно, много общаешься и многое познаёшь!

Артём Шевкопляс:

— Быть актёром Музейного театра — значит постоянно балансировать между необходимостью сохранять историческую достоверность и возможностью сотворить театральное зрелище. Здесь лучше сделать выбор в направлении театральной скромности, чем погрешить против истины, исторических фактов.

— В чём вы видите миссию Музейного театра?

Анастасия Кузнецова, младший научный сотрудник отдела «Картинная галерея»:

— Театр задумывался не только как зрелище для развлечения публики, хотя в проведении экскурсий мы также иногда отходим от обычного рассказа. Главная задача Музейного театра — продемонстрировать исторические события. Зрелищными театральными методами сотрудники музея-заповедника рассказывают об удивительных событиях и личностях — от античности до современности.

— То есть, миссия театра — просвещая, развлекать, а развлекая, просвещать? В какой атмосфере проходят репетиции?

Татьяна Шевколпяс:

— Наши репетиции проходят в тёплой, дружеской атмосфере, часто весёлой. Бываем друг с другом не согласны и нередко спорим. Первый первый спектакль «Эзоп» по пьесе Гильерме Фигейредо «Лиса и виноград» поставил Артём Шевкопляс, профессиональный актёр, окончивший Крымский республиканский вуз «Школа-студия при Крымском академическом русском драматическом театре имени М. Горького». Сейчас Музейным театром руководит Светлана Горбунова, мы её очень любим, слушаем, с режиссёром почти не спорим.

— В документальном фильме «Дорогой подвига Марии Молчановой» Вы играли роли защитников Аджимушкайских каменоломен, раненых, которым в подземном госпитале катастрофически не хватало воды, и они умирали даже не от потери крови, а от жажды…

Артём Шевкопляс:

— Это уже не первые наши съёмки в подземелье Аджимушкая. Есть опыт участия в игровых эпизодах видеороликов для музейного сайта и телевизионных передач. Холод, подземелье, условия, максимально приближенные к той военной реальности усиливали эмоции, которые мы старались выразить, — страдание от жажды раненых и горячее желание медиков им помочь. Санинструктор Мария Молчанова добывала воду из колодца, рискуя своей жизнью, и героически погибла. Аджимушкай — это место, где, как во время экскурсий, так и во время съёмок напитываешься атмосферой трагедии и подвига.

Надежда Макарова:

— Для нас, сотрудников музея-заповедника, герои Аджимушкая — родные люди. Поэтому играть в фильме «Дорогой подвига Марии Молчановой» участников защиты подземного гарнизона нам было сложно и одновременно легко, потому что нам эти люди близки и дороги.

— Подвиг керченской медсестры будет жить, пока снимают такие фильмы… А если вернуться к театральным постановкам, можно образно сказать, что спектакль — это «минное поле, проверено — мины есть»! Сколько ни репетируй, никто не застрахован от того, чтобы вдруг забыть текст, наступить кому-то на подол, задеть колонну или забыть что-то из реквизита... Как Вы выходите из непредвиденных ситуаций?

Татьяна Шевкопляс:

— Да, всё бывает, и это очень волнительно, боишься сделать ошибку, не справиться с задачей, но у актёров на сцене срабатывает взаимовыручка.

Анастасия Кузнецова:

— Во время спектакля действует поддержка во всём. Если один растерялся, то другой возьмёт инициативу, пауз не возникает. Но за свой реквизит каждый отвечает сам. Если что-то забыл из реквизита, на сцене самостоятельно выходи из ситуации.

— Так и появляется место импровизации… А ещё в каких случаях ей место?

Артём Шевкопляс:

— Некоторым актёрам театра мы запрещаем импровизировать, хотя они об этом мечтают. Им очень хочется сделать что-то особо остроумное, экстравагантное, парадоксальное. Но от этого вся ситуация на сцене может пойти не по плану. Хотя зрители этого могут даже не заметить, мы всё равно сохраним рисунок спектакля. Потом эти случаи становятся для нас «мемами», мы смеёмся, напоминаем друг другу…

— А какие спектакли вы сами смотрите? Где черпаете вдохновение?

Анастасия Кузнецова:

— Смотрим спектакли, которые привозят в Керчь театры нашей большой страны. В Керченском драматическом театре имени Пушкина хорошие постановки, и мы их с интересом посещаем.

— Как Вы считаете, почему зрители до сих пор приходят в театр, если дома доступны лучшие записи мировых постановок, фильмы, сериалы, игры?

Татьяна Шевкопляс:

— Потому что театр — это встреча с живым, неповторимым искусством, возможность выйти из дома и интернет-пространства, общение, обмен энергией, эмоциональный подъём!

— Уважаемые господа актёры, успехов Вашему коллективу, и с Днём театра!

На одном из торжественных мероприятий с участием театрального коллектива генеральный директор Восточно-Крымского музея-заповедника Татьяна Умрихина рассказала об истории его создания:

— Татьяна Викторовна, во время экскурсий, выставок, конференций Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника всегда много посетителей и прессы. Все под большим впечатлением от интерактива и вовлечённости зрителей в «ожившую историю». Как возникли эти идеи?

— Сотрудникам музея-заповедника всегда хочется сделать что-то интересное, чтобы осуществить наш принцип работы «Через сердце — к разуму». Научить людей любить свою историю, свой город, свою Россию можно только так. Человека надо «зацепить», увлечь, заставить думать и сопереживать.

Когда в мире случилась пандемия, у нас «случился», родился Музейный театр, и теперь мы стараемся, чтобы наши мероприятия выходили неординарными, делаем всё, чтобы интересно и творчески приоткрывать исторические тайны.

Мне очень приятно, что наши акции собирают большое количество желающих присоединиться. Керчь, гора Митридат, особняк Месаксуди — особые места силы: на нашей исторической земле театральные, литературные, музыкальные постановки проходят с вдохновением и успехом, затрагивают сердца людей. Я думаю, что решение о создании музейного театра правильное. Отзывы зрителей доказывают то, что мы выбрали верный путь!

В репертуаре Музейного театра Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника эти идеи — спектакли и театрализованные экскурсии на античную тематику «Древний Пантикапей приветствует гостей», «Славные Дионисии», «Эзоп», спектакли о защитниках города-героя «Нам нужна одна Победа» и «Не умирает мужество солдат», театрализованная видеоэкскурсия «Ожившие картины» Николая Бута, постановки о семье фабрикантов Месаксуди. А на торжественной церемонии открытия XII Всероссийской конференции «Военно-исторические чтения» в конференц-зале Судомеханического техникума артисты музейного театра представили трогательную и пронзительную постановку «С “лейкой” и блокнотом» (автор сценария и режиссёр Светлана Горбунова). На сцене предстали образы защитников города и журналистов, фотокорреспондентов, писателей, освещавших военные события в Керчи.

Для научных сотрудников музея-заповедника поистине «Весь мир — театр, и люди в нём — актёры!» Они с удовольствием применяют методы зрительной реконструкции, воссоздают события по первоначальным источникам, используют приёмы локализации — связи действия с конкретным местом — и соучастия экскурсантов.

Красочные и содержательные постановки каждый раз становятся ярким событием в культурной жизни Керчи! Особым воздействием обладают спектакли, в которых сила искусства позволяет взглянуть на себя со стороны, задуматься и сделать выводы, в чём-то измениться. Потом можно долго разгадывать образы и метафоры постановок…

 

Наталья Новикова

Фото Екатерины Жемановой, ВКИКМЗ