купить билет

Библиотека Керченской Александровской гимназии к 160-летию со дня основания учебного заведения

История среднего образования в Керчи началась без малого 200 лет назад в далёком 1830 г., когда благодаря усилиям Керчь-Еникальского градоначальника Ивана Алексеевича Стемпковского было открыто первое учебное заведение — уездное училище для мальчиков. При училище существовала библиотека, некогда достаточно богатая, но сильно пострадавшая в период Крымской войны.


Именно на базе училища 6 декабря 1863 г. и была открыта Керченская Александровская гимназия, а основу фонда гимназической библиотеки составили малочисленные издания из библиотеки уездного училища: 68 наименований книг и несколько разрозненных журналов.

Здание гимназии, к сожалению, не сохранившееся до нашего времени, располагалось на Строгановской улице, на месте, где в настоящее время находится сквер Воссоединения (между улицей Кирова и Адмиралтейским проездом). Библиотека наряду с квартирой помощника классных наставников и помещением для швейцара размещалась на первом этаже здания. В 1870 г. к зданию были пристроены дополнительные классы и библиотеке отвели новое помещение.

Средства на содержание учебного заведения выделялись как из государственной казны, так и из городских доходов. Обучение было платным, однако по решению педагогического совета способные гимназисты от платы освобождались. Так же, как и в современных школах, ученикам преподавали обязательные дисциплины: математику, физику, химию, историю, географию, русский и иностранные языки. Кроме того, приходилось изучать латынь и древнегреческий язык. Серьёзное внимание уделялось физическому и эстетическому воспитанию, чему способствовали гимнастика, морской спорт, пение и музыка. Очень строгими были требования к дисциплине. О духовном развитии заботились служители домовой церкви, устроенной при гимназии и освящённой во имя свт. Николая Чудотворца.

К началу XX в. гимназия представляла собой 8-классное учебное заведение с хорошо оборудованными учебными аудиториями, собственной фотолабораторией и библиотекой, насчитывавшей почти 9400 экз. книг. В 1913 г. здание было подключено к телефонной сети. К этому времени в заведении обучалось свыше 300 учеников.

Фонд библиотеки Керченской Александровской гимназии, как и любого другого среднего учебного заведения, делился на фундаментальную и ученическую библиотеку. Издания фундаментальной библиотеки непосредственно использовались в учебном процессе, а книги ученической библиотеки предназначались для внеклассного чтения. Литература строго делилась на три категории: для младшего, среднего и старшего школьного возраста. Но в виде исключения по решению библиотекаря, классного наставника или лица, наблюдающего за внеклассным чтением учеников, книги для младшего возраста могли выдаваться учащимся старшего возраста.

Должность библиотекаря была выборной и утверждалась на 3-летний период педагогическим советом гимназии. Продолжительное время библиотекарем был В. В. Шкорпил, преподаватель древних языков в гимназии, а в 1901–1918 гг. — руководитель Керченского музея древностей. Владислав Вячеславович совмещал должность преподавателя и библиотекаря. В Формулярном списке о службе члена Императорской Археологической комиссии статского советника В. В. Шкорпила отмечается, что библиотекарем он избирался 4 раза.

Революционные события 1917 г. и последовавшая затем Гражданская война далеко не лучшим образом отразились на всех сферах общественной жизни. Образование не стало исключением. Керченская Александровская гимназия прекратила своё существование в конце 1920 г., а часть книг гимназической библиотеки была передана в Керченский музей древностей.

В настоящее время в фондах Научной библиотеки Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника насчитывается свыше 2000 экз. изданий, составлявших некогда собрание библиотеки гимназии. Среди них учебники, словари, хрестоматии, художественная литература, продолжающиеся издания, главным образом, по истории, педагогике и филологии.

В числе коллекции — шестой том десятитомного сочинения Василия Христофоровича Кондараки «В память столетия Крыма». Этот известный краеведческий труд был издан в московской типографии Владимира Чичерина в 1883 г. Издание, написанное в жанре путевых заметок, освещает события, происходившие на полуострове в конце XVIII в., знакомит с этнографией крымских татар, включает тексты легенд Крыма. Книга была оцифрована в 2019 г. в ходе реализации совместного проекта Научной библиотеки музея-заповедника и Президентской библиотеки им. Б. Н. Ельцина.

Некоторые издания, принадлежавшие Александровской гимназии, обладают особым историческим, научным, культурным значением и являются книжными памятниками. Например, «Словарь минералогический», изданный Императорским Вольным экономическим обществом в Санкт-Петербурге в 1790 г., и «Месяцеслов с росписью чиновных особ, или Общий штат Российской империи, на лето от Рождества Христова 1828», подготовленный Императорской академией наук и также опубликованный в Санкт-Петербурге.

Всем известный литературный и общественно-политический журнал «Современник» представлен в библиотеке томами, изданными в 1863 г. в Санкт-Петербурге в типографии Карла Вульфа. Журнал был основан А. С. Пушкиным и выходил в 1836–1866 гг. В имеющихся номерах опубликованы стихотворения Н. А. Некрасова и А. Н. Плещеева, роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», рассказ М. Е. Салтыкова-Щедрина «После обеда в гостях».

Имеются отдельные выпуски журнала «Гермес» — первого в России периодического издания по истории и культуре Древнего мира, рассчитанного на широкий круг читателей. Журнал издавался с 1907 по 1917 гг. и содержал статьи по истории, археологии, искусству, языкознанию, философии, методике преподавания указанных дисциплин в гимназиях, рецензии на вновь изданные книги, переводы античных авторов.

Сохранившаяся часть фонда библиотеки Керченской Александровской гимназии свидетельствует о том, что выпускники действительно получали блестящее образование и имели возможность пользоваться лучшими образцами классической и научной литературы в процессе освоения учебных дисциплин. Учениками гимназии были будущие учёные с мировым именем, известные общественные деятели: геологпалеонтолог, стратиграф Николай Иванович Андрусов; философ и общественный деятель Лев Александрович Тихомиров; учёный-физик, академик АН СССР Сергей Аркадьевич Векшинский; литературные деятели, переводчики, критики Юрий Константинович Терапиано и Георгий Аркадьевич Шенгели; революционеры, советские политические деятели Пётр Лазаревич Войков и Андрей Иванович Желябов.

Преподавательский состав гимназии отличался высоким образовательным уровнем. В частности, директор гимназии Пётр Самуилович Яблонский, преподаватель русского языка и словесности Иван Михайлович Доладугин, преподаватель латинского языка, а впоследствии директор Керченского музея древностей Юлий Юльевич Марти были выпускниками Императорского историко-филологического института.

И в завершение хотелось бы перейти от строгого изложения к занимательным эпизодам. Известно, что ученики во все времена остаются учениками. Их литературные таланты и способности к изобразительному искусству почему-то особенно ярко проявляются на страницах учебников. «Я Вас люблю, люблю безбрежно │ Без Вас не мыслю дня прожить…», — такие лирические строки в сопровождении рисунка женской туфельки выразили нежные чувства юного гимназиста, доверенные бумаге. И более приземлённое: «Мир праху твоему, захудалая латынь» — гласит одна из надписей, оставленная, по-видимому, учеником после успешной сдачи экзамена (в данном случае автор эпитафии не пожелал оставить рисунок).

И хотя мы, библиотекари, не приветствуем подобные проявления, но, как оказалось, спустя столетие «шедевры» графики и эпиграфики обретают в некоторых случаях смысловую нагрузку и выступают свидетелями ушедшей в прошлое эпохи.

О. В. Нарижная,

зав. Научной библиотекой Восточно-Крымского ИКМЗ