АГОНАМ НА БОСПОРЕ БЫТЬ! НАРОДНЫЙ ТЕАТР ГОРОДА ПРИШТИНЫ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СПЕКТАКЛЬ «ЖЕНЩИНЫ ИЗ ТРОИ»

Народный театр города Приштины с временным месторасположением в г. Грачанице. Директор Предраг Радонич. Спектакль «Женщины из Трои» («Троянки») по мотивам трагедии Еврипида в адаптации Небойши Брадича. Сопродюсер спектакля – Народный театр «Зоран Радмилович», г. Заечар.


Режиссёр Небойша Брадич

Обладатель наиболее значимых театральных наград в Сербии. Первый обладатель приза Николы Пеци Петрович как лучший югославский театральный менеджер. Девять наград за лучшую современную сценическую адаптацию и режиссуру на фестивале театров Сербии «Иоаким Вуич». Призы за режиссуру и инсценировку на театральных фестивалях в Боснии и Герцеговине (г. Брчко, Зеница, Добой). Награды за лучшую режиссуру на «Иоаким Интерфесту» и Международном фестивале классики Вршац.

Обладатель приза «Перстень с изображением Иоакима Вуича» за исключительный вклад в развитие Сербского княжеского театра и утверждение его авторитета в Сербии и за рубежом.

В Москве режиссёр завоевал награду «Золотой витязь» за спектакль «Золотое руно Борислава Пекича». В Стамбуле получил приз за инсценировку спектакля «Дервиш и смерть» писателя Меши Селимовича. Получил признание «Стефан Первовенчанный», провозглашённое в ходе торжеств, организованных Рашко-Призренской епархией в 2019 году.

Зоран Эрич (музыкальное оформление спектакля)

Зоран Эрич родился 6 октября 1950 года в г. Белграде. Композитор современной классической музыки, профессор кафедры композиции и оркестра на факультете музыкального искусства Белградского университета.

Организатор международных профессиональных курсов к «Гилдхоллской школе музыки и театра» (Лондон) и «Иресиа» в Афинах. Проректор Университета искусств в Белграде в 2000–2004 гг.

Двукратный Лауреат Мокраничевской награды, Октябрьская награда города Белграда, двукратный обладатель «Золотой мимозы» за музыку в кино, Гран-при «YUSTAT» за музыку в театре, Стериина награда, Большая золотая медаль Университета искусств в Белграде, Конёвичевская награда. Обладатель награды «Город театр» за сценическое творчество.

«ЖЕНЩИНЫ ИЗ ТРОИ» («Троянки»)

по трагедии Еврипида

Перевод: Данило Киш

Адаптация, режиссура, сценография: Небойша Брадич

Помощник режиссера: Зорица Граховац

Костюмер: Марина Вукасович Меденица

Художественная доработка костюмов: Ольга Мрдженович

Ассистент сценографа: Славица Маркович

Композитор: Зоран Эрич

Сценическое движение: Вера Обрадович

Сценическая речь: Владо Керошевич

Администратор: Марија Батиница

 

Действующие лица и исполнители ролей:

Гекуба – Ивана Ковачевич

Кассандра – Ана Бретшнайдер

Андромаха – Милена Якшия

Елена – Исидора Граджанин

Талфибий, Феакс и Эрис – Игор Дамнянович, Небойша Джорджевич, Милош Джуричич, МилошТанаскович

Троянки – Виктория Арсич, Ирена Станкович, Елена Орлович, Тамара Томанович, Оливера Бацич, Катарина Еличич

 

Трагедия Еврипида посвящена событиям, произошедшим после падения античной Трои, когда победители-ахейцы поделили между собой троянок как рабынь с помощью жребия. Это история о последствиях войны, которая одну культуру уничтожила и другой нанесла невосполнимый ущерб.

Спектакль «Женщины из Трои» («Троянки») – элегия о судьбе побеждённых, о пролитой напрасно крови, о боли, которая захватила не только проигравших, но и победителей. Это обвинение в бесчеловечности и противоестественности войны, осуждение разрушительных инстинктов, чьими жертвами являются гуманность и человеческий разум…

Современная Троя близка к античной, и беженцы, приезжающие с Ближнего Востока, свидетельствуют о равнодушии, с которым западный мир относится к человеческим чувствам, будь то глубокое страдание или беспомощный гнев из-за потери близких. Глухи и немы те, кто начинают современные войны, к этим чувствам и страданиям людей.

Адаптацией текста Еврипида, архитектурой сцены, костюмами и музыкальной композицией мы хотим показать, что эта драма может произойти в любом месте и в любое время. Таким образом, подтверждается факт, что в цикличном круговороте истории драматические события повторяются: в античной Греции, Второй мировой войне, в Боснии, Косове, в Ираке или Сирии, а потенциально и опять – в будущем.

Небойша Брадич, режиссёр

Премьера спектакля состоялась 25 июня 2019 года в Грачанице. Спектакль был представлен на фестивалях «Виминациум фест», «Новая Крепость Театр-Чортановци», «Театр в Крепости Смедерево», на Международном театральном фестивале в г. Нише и Античном фестивале в г. Заечаре.

Награда в номинации «За лучшее использование музыки» на фестивале в Нише; специальная награда «За сценическую речь» на фестивале в Чортановцах.

Театральная критика:

Одной из ценностей адаптации Брадича «Троянок» Еврипида (выполненной с учётом ранней версии Сартра, в переводе Данила Киша) является тесная взаимосвязь с современным миром и доходчивость в обращении к сегодняшнему зрителю.

Античную трагедию, которая, по сути, герметична, со сжатым и сухим текстом, трудным для восприятия широкой аудиторией, режиссёр смог сделать актуальной – в той мере, что её содержание можно соотнести с событиями в Сирии, Афганистане, Ираке и, конечно же, в Боснии или Косове (где и состоялась премьера его постановки – в Доме культуры в г. Грачанице).

Редко, когда в театре – в процессе, всегда неизвестном и рискованном, создания одной постановки – превзойдён порог мастерства и профессионального умения и достигнут высокохудожественный уровень. Похоже, что такое «маленькое чудо» произошло в постановке Брадича, свидетелями чему совсем скоро станет публика большинства летних фестивалей в Виминациуме, Чортановцах, Смедереве, Нише и Ромулиане.

Живоин Ракочевич, «Политика»

Танец пленных женщин прерывают периодические выкрики оратора – бюрократа, который из своих списков будет называть имена троянок и зачитывать решение о будущей судьбе. Некоторые останутся наложницами греков-военно-начальников, другие будут их служанками, судьбу третьих решит фишка, а кто-то погибнет. И вот именно в этой ситуации Брадич распознаёт суть драмы Еврипида, на которой основывает свою постановку. Это дилемма вокруг женщин из разрушенной Трои, вопросы – есть ли для них место в этой жизни и неужели жизнь в унижении и рабстве, лишённом всякого сопереживания, – это лучше, чем смерть?!

Александр Милосавлевич, радио Белграда

На фестивале был показан спектакль «Женщины из Трои» режиссёра Небойши Брадича, совместное продюсирование Народного театра Приштины с временным месторасположением в Грачанице и Народного театра «Зоран Радмилович» из Заечара.

Он демонстрирует, к сожалению, вечно актуальный протест против безумных разрушений войны и всегда важное напоминание, что ни одной войне нет оправдания. Троянки оказались в мрачном и расточительном окружении, на свалке истории, которая немилостиво вращается, показывая непогрешимую цикличность и повторение человеческой разрушительной силы.

Музыка в этой постановке создаёт значительный и ключевой трагический дух игры. Временами она тонка и ненавязчива, тихонько предлагает тёмные клаустрофобные тона игры. В другие моменты – она приглушённо радостная, волшебная и завораживающая.

Ана Тасич, «Политика»

 

 

Размещение: Е.С. Жеманова, специалист по связям с общественностью ВКИКМЗ