ПО БОЕВОМУ ЗАДАНИЮ КОМАНДОВАНИЯ

Авиация была единственной силой способной содействовать десантникам Эльтигена в отражении атак противника и в доставке на плацдарм боеприпасов и продовольствия. А.С. Мирский, полковник, старший офицер оперативного отдела штаба 4-й Воздушной армии.


В фондах и архиве Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника хранится большой комплекс документов ветерана 4-й Воздушной армии, старшего  парашютоукладчика 622 ШАП 214-й штурмовой авиадивизии Геннадия Петровича Безносова. В январе 1974 г. и апреле 1985 г. им были заполнены анкеты участника Великой Отечественной войны, написаны автобиография и воспоминания. В ноябре 1988 г. на встрече ветеранов Великой Отечественной войны, посвященной 45-летию Керченско-Эльтигенской десантной операции, переданы в музей реликвии, которые он хранил в личном архиве долгие годы после войны. В их числе – комсомольский билет, красноармейская книжка, книжка инструктора парашютной подготовки ВВС Красной Армии, фронтовые письма, фотографии.

   Геннадий Петрович Безносов родился в 1923 г. в Ростовской области, станица Тоцинская (ныне пос. Тоцинский). Из автобиографии: «В октябре 1941года добровольцем ушел в Красную армию. С 11.10 по 15.11. 1941 г. обучался в Краснодарском авиаучилище на ускоренных курсах инструкторов парашютно-десантной службы Красной армии…воинское звание: старший сержант; воинская специальность: инструктор парашютно-десантной службы Красной армии… направлен в г. Орджоникидзе во 2й воздушно-десантный корпус 3-й десантной бригады инструктором парашютно-десантной бригады. С мая 1942 г. - командир роты автоматчиков 82 гв. СП 32 гвардейской стрелковой дивизии, участвовал в боях на Северном Кавказе в районе Туапсе.

…В октябре 1942 г. командир отделения взвода пешей разведки. Участвовал в боях за освобождения Кубани, Краснодара, Крымской и др.

   1 июня 1943 года во время разведки в районе станицы Крымской на высоте «Героев» был тяжело ранен…

   С августа 1943 г. по ноябрь 1945 г. старший укладчик парашютов 622 ШАП 214 ШАД 4-й Воздушной арми

По воспоминаниям ветерана Г.П. Безносова, 20 ноября 1943 г. с ним встретился командующий 4-й Воздушной армии генерал К.А. Вершинин. К.А. Вершинин заметил, «что в районе поселка Эльтиген десантники испытывают недостаток в продовольствии и боеприпасах, ведут тяжелые бои с превосходящими силами противника, у них осталась одна дорога - воздушная, по которой они снабжаются необходимыми боеприпасами, медикаментами и продовольствием. Но беда в том, что прием грузов с воздуха организован неумело, часть сброшенных грузов с самолетов попадает в море или к противнику. Поручаю осуществить координацию действий авиации с действиями наземных подразделений по отражению атак противника и организовать квалифицированный прием грузов с воздуха».

    Морская блокада Эльтигенского плацдарма с западной стороны Керченского пролива позволила противнику отрезать десант от коммуникаций, связывавших его с Северо- Кавказким фронтом ( с 20 ноября Отдельная Приморская Армия). Небольшие размеры Эльтигенского плацдарма (3 км по фронту и 1,5 км в глубину) позволяли противнику держать его под беспрерывным  наблюдением  и обстреливать подходы к берегу.

   В связи с ежедневными морскими боями в Керченском проливе доставка питания десантникам морским путем прекратилась. С 10.11.1943 г. начались регулярные «грузовые» полеты авиации. В документах 214-й ШАД архива МО России отмечено, что доставка груза путем сбрасывания на самолетах Ил-2 штурмовиками производилась впервые и опыта в этом части дивизии не имели.

10 ноября 1943 г. в ст. Старотиторовской, где размещался штаб 4-й Воздушной армии, были организованы однодневные курсы по обучению солдат умению укладывать грузовые парашюты. Занятия проводили инструктора парашютно-десантной службы 622 ШАП 214-й штурмовой авиа дивизии гв. старший сержант Г.П. Безносов и старшина П.М. Матвеев. Они придумали способ упаковки грузов, не боящихся ударов, для сбрасывания их с низко летящего самолета без парашюта.

Г.П. Безносов после войны вспоминал: «Конструкция была простой: в хлопчатобумажный мешок укладывались сухофрукты, крупы, хлеб или сухари и другие грузы, в том числе перевязочные материалы, вата, далее – мешок с грузом обвязывался веревкой, сверху на упакованный в мешок груз натягивали второй мешок, открытый конец крепко завязывали. Груз паковался так, чтобы его центр тяжести был смещен в одну какую-нибудь сторону. На все это накладывались три доски на 30-40 см длиннее упакованного груза. Доски обвязывались вокруг проволокой, за которую груз крепился под плоскостями самолета.

По два мешка под каждой плоскостью самолета (всего 4). При падении груз ударялся выступающими концами досок о землю, что являлось хорошим амортизатором, доски, ломались, а груз, в подавляющем большинстве сохранялся».

  В течении девяти дней с 10 по 19 ноября 1943 г. группа занималась укладкой парашютов и необходимых десантникам грузов в мешки для отправки воздушным путем. Мешки были отправлены для выгрузки частями 214-й  ШАД и другими частями 4-й Воздушной армии». Для учета сброшенных авиацией грузов в ночь на 21 .11.1943 г. на плацдарм был отправлен на парашюте инструктор парашютно-десантной службы гв. старший сержант Безносов. Сопровождал его до места десантирования начальник парашютно-десантной службы 4-й Воздушной армии майор М.И. Шолохов, на него было возложено руководство выброской грузов.

   Воздушный перелет Г.Н.Безносов описал так: «Была темная, темная ночь, от земли поднималась туманная дымка, самолет набирал высоту, чтобы лететь выше тумана, а вот и звезды – стало прохладно. Через некоторое время показался Керченский пролив. На том берегу, в одном из прибрежных районов видны вспышки разрывов снарядов, трассы светящихся пуль – это Эльтиген. Самолет набирает высоту. Пролетаем расположение десантников слева, затем разворачиваемся и со стороны противника с выключенным двигателем и резким снижением планируем к поселку Эльтиген. Команда «Приготовиться» – вылезаю на плоскость самолета, так страшно – внизу сплошное море огня от взрывов, воздух пропитывается трассами пуль. Подумал, что не могу пробиться через завесу пуль и снарядов, команда «Пошел» и я ринулся вниз. Резкий рывок – открылся купол парашюта, рядом сноп огня, меня подбросило, удар и я потерял сознание. Через некоторое время очнулся, почувствовал, что ранен в правую руку, но не тяжело. Услышал частые взрывы, автоматные и пулеметные очереди. Я опустился прямо на виноградник, который был на южной окраине поселка и входил в нейтральную зону. Справа от меня послышались, сквозь гул взрывов и стрельбы голоса, прислушался, разговаривают по-русски. Незаметно подполз к траншее, внезапно свалился в нее, прямо на головы десантников. Затем был препровожден к командиру 318-й горнострелковой дивизии полковнику В.Ф. Гладкову».

  Разговор между командиром десанта полковником В.Ф. Гладковым и Г.П. Безносовым, по его свидетельству, состоялся следующий: «Сейчас, ст. сержант, нет более важной задачи, чем наладить организационный сбор грузов, которые поступают с воздуха, а то сбором занимаются все, что ведет к анархии в снабжении подразделений десанта. У нас в десанте майор Дудкин, который занимается приемом грузов с моря, присоединяйтесь к нему и организуйте с ним все работы по приему грузов с моря и воздуха».

По воспоминаниям Г.П. Безносова блиндаж, в котором находился майор Дудкин (он был ранен, контужен, с трудом ходил, плохо слышал), располагался « в районе виноградника», на южной окраине поселка под длинным каменным сараем-складом. О работах по сбору грузов с моря и воздуха Г.П. Безносов написал следующее: «Недалеко от блиндажа – в метрах 50-ти было место на берегу пролива, куда приставали катера, изредка прорывавшиеся к нам через морские заслоны немцев, с необходимым десантникам грузами. Для ускорения грузы сбрасывались у прибрежной полосы, а затем катера быстро отчаливали. Специальная группа быстро убирала грузы из воды и с  берега на сушу, под стены сарая-склада. Для сбора грузов, поступающих с моря и воздуха, в нашу объединенную с майором группу, входили остатки саперного батальона (7 человек во главе с капитаном, фамилию не помню, помню, что ему было 19 лет) и 17 человек моряков-катерников с потопленных немцами катеров во главе с мичманом (фамилию не помню).

   О приеме грузов воздушным путем Г.П. Безносов написал следующее: «Для ориентировки самолетов ночью, на площади поселка у школы, была вырыта круглой формы яма глубиной примерно 1,5 и в диаметре 3 м. На дне ее располагались в виде треугольника три ведра, в которых постоянно поддерживался огонь, с суши немцы его не просматривали. Днем ориентиром для сбрасывания парашютов служила сама площадь, куда по возможности с небольшой высоты, прицельно сбрасывали штурмовики свой груз – по два грузовых парашюта со 100 кг груза».

   По воспоминаниям Г.П. Безносова, «Ночью груз доставлялся полками ночных бомбардировщиков. Большинство грузов ночью сбрасывали без парашютов с очень маленькой высоты – до 15 метров. Круглые сутки наша группа собирала грузы, несмотря на охоту за нами немецких снайперов. Часть парашютов падала на нейтральную зону или у берега, в воду пролива.

Задача: все грузы необходимо было собрать. Из строп парашютов связывались длинные веревки, на конце которых привязывалась металлическая кошка или крючок, устроенные так, как для вытаскивания утонувшего ведра из колодца. При помощи кошек утягивали парашюты под обстрелом из-под носа немцев, набрасывая их из окопа как аркан. Кошки цеплялись за купол или мешок, затем груз быстро попадал к нашей группе, командование десанта распределяло собранные грузы по подразделениям десантников.

   С помощью самолетов 622-й ШАП только в дневное время десантникам было сброшено более двух тысяч парашютов с грузами, а ночными бомбардировщиками еще больше было сброшено грузов без парашютов, а также и на парашютах».

  9 декабря 1943 г. командующий 4-й Воздушной армии генерал К.А. Вершинин докладывал об итогах боевой работы авиации по обеспечению 318-й Новороссийской горнострелковой дивизии за период с 1 по 8.12.1943 г. командующему Отдельной Приморской Армии генералу армии И.Е. Петрову: «Всего сделано 4314 самолетовылетов, проведено 116 воздушных боев, сбито 74 самолета противника, сброшено 97680 кг груза». Особенно много летал 889-й  ночной легкобомбардировочный полк, за ночь он делал по 120-140 вылетов, отдельные экипажи ходили на задания по 7-8 раз.

  Командующим Отдельной Приморской Армии И.Е. Петровым была дана высокая оценка 4-й Воздушной армии по обеспечению десантников Эльтигена: «Особенно велика роль 4-й Воздушной армии в оказании поддержки десантному отряду полковника Гладкова блокированному противником с суши и с моря в районе Эльтигена. Только непреклонная воля и высокий патриотический дух самих десантников, а так же непрерывная помощь, мастерство, безупречное боевое упорство и храбрость летчиков 4-й Воздушной армии и меткий огонь артиллерии обеспечили десанту возможность отразить все атаки врага, нанести ему огромные потери, прорвать тяжелую блокаду и овладеть более выгодным тактическим рубежом в р-не горы Митридат, южной окраины Керчи, тем самым сняв блокаду противника с моря…».

     Г.П. Безносов был в числе тех десантников, кто в ночь с 6 на 7 ноября 1943 г. прорвался из Эльтигена в Керчь на г. Митридат.

  Вновь приведу воспоминания Г.П. Безносова: «8.12.1943 г. при отражении очередной контратаки на горе Митридат был ранен пулей в правую ногу, а майор Дудкин получил множественные осколочные ранения от разорвавшейся гранаты, был вторично контужен и окончательно оглох. Закон десантников, когда получал кто-то тяжелое ранение, он сдавал свое оружие тем, кто оставался на переднем крае. Я сдал свой автомат ППШ, который меня никогда не подводил и вместе с майором Дудкиным спустились по южному склону на окраину города. В одном из подвалов жилого дома располагался медсанбат, нам оказали первичную обработку ран, и мы отправились на берег Керченского пролива. Поздно ночью подошли катера… Катер, на который мы погрузились, получив серьезные повреждения, начал гореть, и мы выгрузились с катера, затем соорудили небольшой плот…и отчалили от берега. На расстоянии примерно 1 км от причала нас подобрал бронекатер и доставил в порт Сенная. Попал в полевой госпиталь г. Темрюк, позже в г. Дербент, где лечился до 23 февраля 1944 г., возвратился в 622 ШАП в станицу Вышестеблеевская». Г.П.Безносов  был награжден орденом Отечественной войны  II-й степени и получил отпуск домой сроком на 30 суток за успешное выполнение задания.

 Таким образом, в условиях блокады Эльтигенского плацдарма немецко-фашистскими войсками, единственной возможностью организовать эффективное снабжение войск боеприпасами и продовольствием была переброска грузов воздушным путем. На решение этой задачи работал ряд подразделений  4-й воздушной армии. Кроме документов, хранящихся в центральных архивах России, об этих событиях рассказывают воспоминания участников десанта, хранящиеся в архиве заповедника.

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ (фонды ГБУ РК "ВКИКМЗ"):

1. Фото. Г.П. Безносов, ветеран 214-й Керченской штурмовой дивизии. 1973 г.

2.Фото. Г.П. Безносов, старший парашюта укладчик 622 ШАП 214-й ШАД.

3.Письмо фронтовое. 07.12.1943 г.

4. Письмо фронтовое. 01.10.1943 г.

5. Комсомольский билет. 1939 г.

6. Книжка инструктора парашютной подготовки ВВС Красной армии.

 

Текст: Шепель Н.К., старший научный сотрудник ГБУ РК "ВКИКМЗ"

Фото: фонды ГБУ РК "ВКИКМЗ"

Размещено: Решетникова О.В., научный сотрудник ГБУ РК "ВКИКМЗ"