Коллекция «Русский исход» Натальи Шевченко

Осенью 1920 произошел Русский исход, положивший конец Гражданской войне, открывший эпоху русской эмиграции и окончательно завершивший историю Российской империи. Так закончилась Гражданская война в России, по крайней мере в открытом ее проявлении. Многие художники в своих работах обращались к теме Русского исхода. Эта страница истории не оставила равнодушной и Наталью Шевченко.


Художница Наталья Николаевна Шевченко (Лебедева), коренная Ленинградка, родилась 4 декабря 1974 года. Творческий псевдоним Натан. Среди наград - лауреат премии IV и V Международного конкурса художников в Астане.

Искусствоведы называют её творчество концентрированной экспрессией: сочный колорит, широкие мазки и смелая цветовая гамма полотен художницы Натан способны зацепить внимание любого зрителя, даже если тот торопится или устал. Её картины – не из числа пасторалей, ласкающих взор: порой они взывают в человеке внутренний дисбаланс, но в этом и заключается истинный смысл настоящего искусства – заставить задуматься не столько о персонажах полотен, сколько о своей собственной жизни.

Шевченко мыслит не одним полотном, но коллекциями, которые порой включают в себя десятки картин, и пока её творческая жажда не утолится образами, линиями и цветовыми решениями, пока не будут выражены в полной мере восторг и трагизм жизни, художница снова и снова будет вставать к мольберту.

Гигантская работоспособность Шевченко, создавшей более 600 произведений, её узнаваемый стиль с характерной фрагментарностью изображения и необычные композиционные ходы снискали внимание и любовь зрителей: картины Натан находятся в 36 государственных и частных коллекциях России и зарубежья.

Коллекция «Русский исход 1920» начиналась с картины «Молитва священника», которую художница написала после поездки в Пекин, где проходила её выставка, посвященная Русскому балету. В столице Китая Наталья узнала о святителе Иоанне Шанхайском и Сан-Францисском, эмигрировавшем из России в 1920 году. История его жизни побудила написать картину в 2017 году, на которой изображён священник, бьющий в набат и смиренно молящийся за свою паству.

Два года спустя художница вновь вернулась к теме Русского исхода. Желание развить эту тему подкрепил Крымский Форум «Нюрнбергский процесс», когда в неформальной обстановке участники форума вспоминали события эмиграции из Крыма. Около миллиона людей вынужденно покидали Родину навсегда. Плыли от берегов Крыма в неизвестность, что автор и изобразила на картине «От родных берегов».

Мотивом создания коллекции «Русский исход 1920» послужил интерес к жизни российского дворянства в эмиграции.

Коллекция начала складываться из воспоминаний, заложенных в школьные годы: Революция, Красные, Белые. Поэтому первые картины виделись плакатными, черно-красными.

Погружаясь все глубже в эту тему, слушая Анастасию Ширинскую-Манштейн, читая дневники Тенишевой, романы Ильиной-Боратынской и Ивана Шмелева, представление о ней становилось многообразнее. Осознание невероятной сложности и непостижимости мира, изменило живописный стиль полотен.

Захотелось писать без границ, без цвета, без шва. Коллекция была продолжена серией сцен – от безмятежной жизни дворянства до трагических событий Гражданской войны. В них словно отражается свет, где все соединено в единое целое. Об этом в своих романах писала Ольга Ильина-Боратынская:

«Я интенсивнее жила в сложном брожении светотеней, я с ними сливалась в одно, ощущала их ритм и чувствовала, как из него рождалась мысль и расцветала в слова… Когда вещи были неопределенны и туманны, я чувствовала себя более дома, более свободной, чем когда они имели окоченевшие очертания…»

«Ольга Александровна Романова» – последняя картина в коллекции. Она написана в начале ковидной самоизоляции 2020 года. Это – диалог автора с мемуарами последней Великой княгини «25 глав моей жизни» и картинами, нарисованными ею в эмиграции.

 

 

Текст, фото: Художница Натан

Видео предоставлено Натальей Николаевной Шевченко (Натан)

Размещение: Е.С. Жеманова, специалист по связям с общественностью ВКИКМЗ