"Из первых рук"-продолжение акции "Отцы-основатели"

Продолжаем всероссийскую интернет-акцию «Отцы-основатели» к 195-летию П.В. Алабина – общественного деятеля, писателя, историка, основателя самарского музея. В четвертой теме «Из первых рук» рассказываем об экспонатах, которые подарили музею его основатели.


Основу коллекции Керченского музея древностей составила личная коллекция Павла Алексеевича Дюбрюкса. В честь официального учреждения П.А. Дюбрюкс подарил Керченскому музею мраморную статую «Геракла».

Кладоискательские раскопки предпринимались в Керчи с момента присоединения к России в 1774 году. Заезжие иностранцы и русские путешественники охотно скупали в Керчи мраморные барельефы, монеты, изделия из золота, пополняя частные собрания.

Коллекционеры древностей имели в Керчи агентов для скупки античных монет. П.А. Дюбрюкс признавался, что он сам был таким же порученцем для графа С.О. Потоцкого, обладателя значительного собрания античных монет, но отказался от своих обязательств по этическим соображениям, так как являлся фактическим хранителем еще не открытого официально Керченского музея.

Как вспоминал П.А. Дюбрюкс «Граф Северин Потоцкий в 1820 г. оказал мне честь таким поручением, когда мне было доверено хранение музея – обязанность, которую я исполнял три с половиной года без жалования, и за это время утроил то, чем обладал музей до меня. Я почувствовал, что не могу далее исполнять своих обязательств перед графом, не пренебрегая интересами музея».

П.А. Дюбрюкс также имел собственную коллекцию, которую он начал собирать с 1811 года, осуществляя проведение собственных археологических раскопок. Видимо, первоначально его работы проводились с целью коллекционирования древностей и пополнения не только будущего музея, но и получения личного дохода.

Начиная с 1814 года Павел Алексеевич стал вести дневник, где отмечал ход раскопок и составлял чертежи раскопанных объектов. В 1834 году обращаясь к президенту Академии надписей и изящной словесности в Париже он писал: «Я твердо решил составить чертежи со всей возможной точностью, будучи убеждённым, что это станет единственным достоинством моего труда, коль скоро я отнюдь не учёный и могу лишь предоставлять описания, почти документальные». В тоже время П.А. Дюбрюкс осуществляет зарисовку эпиграфических памятников, монет, ювелирных и ремесленных изделий, но и массового материала, в том числе керамической тары, простой гончарной керамики, стеклянной и лепной посуды.

Отличительной чертой П.А. Дюбрюкса было необыкновенное бескорыстие. Он мог бы продать свою коллекцию за несколько тысяч рублей, но не сделал этого, несмотря на свою бедность. Значительную часть находок он подарил своим покровителям и путешественникам, посещавшим Керчь. Так, вдовствующей императрице Марии Федоровне П.А. Дюбрюкс преподнёс в дар две расписные вазы, женские украшения, изделия из бронзы, керамику, терракотовые статуэтки, пантикапейские монеты. Остальные хранил как экспонаты домашней коллекции для передачи будущему музею древностей в Керчи.

В 1829 году П.А. Дюбрюкс, по просьбе керченского градоначальника Ивана Алексеевича Стемпковского, подарил всю свою коллекцию Керченскому музею.

 

 Список использованной литературы:

  1. Дюбрюкс П. Собрание сочинений: в 2 т. / Поль Дюбрюкс; сост. и отв. ред.: д.и.н. И.В. Тункина. – СПб.: Коло, 2010.
  2.  Марти Ю. Сто лет Керченского музея (исторический очерк). – Керчь: Крымполиграфтрест, 1926.
  3.  Тункина И.В. Русская наука о классических древностях юга России (XVIII – середина XIX в.). – СПб.: Наука, 2002.
  4. Федосеев Н.Ф. Керченский музей древностей // ВДИ. – 2002. – №1 – С. 154-178.

 

Текст, фото: Девятов В.Я., зав. историко-археологическим отделом ВКИКМЗ

Размещено: Решетникова О.В., научный сотрудник ВКИКМЗ