купить билет

Народный художник Украины Яков Александрович Басов (1914 – 2004)

Народный художник Украины Я. А. Басов родился в Симферополе 2 февраля 1914 года. Его творческий путь начался в студии, организованной Н. С. Самокишем и устроенной чуть ли не в коммунальной квартире.

К известному живописцу Яков Басов пришёл в возрасте восьми лет и «под его крылом» находился до 17-ти: Николай Семёнович Самокиш предоставил студийцу полную самостоятельность, учитель только наблюдал за работой своего ученика и хвалил.

«Цыганка», написанная 17-летним юношей, поразила Николая Семёновича, посчитавшим его «живописцем от Бога», который «видит предмет в пятне». Яков Александрович вспоминал, что любил писать цыган на базарах (крымские цыгане, как он выражался, «были его страстью»), портреты, колоритные фигуры, его всегда тянуло в гущу людей.

В 1931 году, получив в Симферополе бесплатный билет «туда и обратно», он поехал в Ленинград. Осуществлялась «пролетаризация» вузов, условия были ужасными — голод, бедность; и если бы не отдал обратный билет товарищу, то вернулся бы в Крым. Но вынужден был остаться и 2 года провёл на рабфаке при Академии художеств. В 1933 г. вернулся в Симферополь «как бы на каникулы», но возвращаться в Ленинград не хотел. Н. С. Самокиш настаивал на возвращении, даже денег дал, хотя лишних денег у него и не было. В конце 1933 г. Яков Басов всё-таки вернулся в Академию и привёз с собой работы, которые выставил в вестибюле. Преподаватели останавливались, смотрели, обсуждали, говорили о «пьянстве красок». В ноябре этого же года он был восстановлен и определён в класс П. С. Наумова. В Академии учился до 1938 года и, как сам выразился, «начал хиреть, как растение, попавшее не в свою почву». Студентом Академии участвовал в поездках по Средней Азии.

Завершив учёбу, Яков Басов работал в Ленинграде. В 1941 г. ушёл на фронт и, демобилизовавшись только в 1946 г., вернулся в Симферополь. Во время войны «не сделал ни единого мазка» — считал кощунством писать ярко и красочно. Вскоре поселился на Южном берегу (кто-то подсказал, что там можно найти полуразрушенный опустевший дом).

Когда в 1962 г. он выезжал в Ленинград, то не взял с собой этюдник. Купил уценённую бумагу и стал работать акварелью. Сначала писал портреты (человек всегда интересовал художника). В Ленинграде пошел писать на кладбище. Почему? Объяснил тем, что на кладбище люди другие — более искренние, прошедшие через страдание и скорбь, утраты. Портрет – портрет на фоне пейзажа – пейзаж — так пришёл к пейзажу «безлюдному», позволявшему тоньше, нежели даже в портрете, выразить чувства человека и собственное душевное состояние. Думал об отработке такой техники, «чтобы, когда писал, думал только о человеке, а не о том, как его написать», чтобы все усилия были направлены на выражение сущности человека и его мира. Так вызревало творчество художника, в котором проявились его искренняя душа, открытое сердце, исключительная доброта, благородство и обаяние, тонкие лирические и оптимистические эмоции, передающиеся зрителю.

В год своего 85-летия Яков Александрович подарил всем музеям Крыма серии акварелей, в том числе и галерее Керченского Заповедника. Чем наш город привлекал мастера? Ответ был дан самим художником: «Город Керчь — это особая страна. Всё в ней говорит о древности, о пережитом. Здесь люди одержимы рыбацкими буднями. Всё имеет цвет, запах, удивительное настроение и одну общую всему фактуру. Керчь заворожила меня стихией рыбацкого труда, продиктованной морем. Там, где сталкивается природа и человек, — это мужественно и красиво. Жизнь в этом городе едина в характере работы зависимостью от моря и бессрочностью пребывания на этой земле. Я навсегда благодарен городу Керчи за образы и восторг перед виденным…».

Это признание — строки из дарственного письма Якова Александровича. 46 работ, созданных в 1973–1988 годы, были подарены художником 25 августа 1999 г. и составили выставку «Керчь — город у двух морей». Всего в фондах Заповедника хранится 54 произведения этого замечательного крымского художника и удивительного человека.

В работах о Керчи запечатлён не только неповторимый естественный ландшафт — раскинувшийся на десятки километров город, окаймляющий пролив, гора Митридат, курганы на горизонте, уходящие в степь как в бесконечность. Цветовое восприятие города — это постижение его сути — необычайно достоверно. В своей книге «Творчество – это судьба» Я. А. Басов пишет: «Когда я думаю о Керчи, невольно переполняюсь долгими представлениями об этой земле. И, пожалуй, ни одно место так отчётливо во мне не сплавлено в цвет обожжённой глины, как Керчь. Холмы, нагорья, глинистые обрывы берега, вода — жёлто-зеленая, мутная от близкого дна, по виду напоминающая рассол. Белёсое небо, блёклая зелень. Всё говорит о древности, о пережитом, о судьбе, уготованной этому месту…».

Керченские пейзажи создавались в разное время, они не являются художественным повествованием его истории, не дублируют время. Живопись Якова Александровича — эмоциональное и философское осмысление сущности и значимости города у двух морей, глубинное постижение натуры, где человек и море взаимосвязаны: море — среда обитания, как и суша, море — это жизнь города, это судьба его жителей. 

«Смешение души с водой и краской» — вот формула творчества художника по его же выражению. И ещё несколько «рецептов» Мастера, понимание которых облегчает зрителю общение с его искусством: художник должен быть «1. Добрый человек. 2. Любить всё, что создала природа. Удивляться этому, удивляться постоянно, беспрерывно». И ещё: «Я не могу соперничать с живым: живее живого и совершеннее его нет ничего. Я могу только привлечь внимание к живому, объяснить, как оно прекрасно, и петь гимн ему».

Выставка «Керчь — город у двух морей» — гимн величию человека, отстоявшего вечный город у истории и стихии и продолжающего его жизнь. Выставка — всего лишь небольшая часть творческого наследия большого художника, щедрого, доброжелательного и жизнерадостного, с которым мне посчастливилось познакомиться. Эта выставка — память и о нём самом.

 

Текст: Л. М. Лазенкова, зав. Картинной галереей КРУ «КИКЗ»

Корр.: Н. Н. Непомнящая, лит. редактор