купить билет

Лекифы со святыми

В Керченском историко-культурном заповеднике хранится пять лекифообразных сосудов с изображением мужского лица в нимбе.

Один лекиф находится в Одесском археологическом музее. Он был найден в Керчи и в 1896г. поступил в Одесский музей из Мелек – Чесменского музее Керчи. Его очень подробно описали В.Ф.Гайдукевич и Т.Н. Книпович.
Глиняный одноручный сосуд, почти вся поверхность покрыта красной краской, исключая переднюю часть, где в цвете глины оставлен овальный участок. На нем с большой выразительностью написана красками голова бородатого мужчины. Наложением светлых бликов на некоторые части лица (блики на лбу и на носу), иными словами, путем передачи светотени, художник живописно его моделировал. Вместе с тем контуры головы, шеи и плеч
смело очерчены черной широкой линией, благодаря чему изображение головы особенно рельефно выступает из общего фона. Такими же линиями нанесены брови и верхние веки глаз.
В 1957г. в фонды Керченского музея поступило два лекифа. По форме они ничем не отличаются от лекифа, хранящегося в Одессе. Лекиф (КМАК – 852) имеет плоское дно, тулово яйцевидной формы, высокое тонкое горло, раструбом расширяющееся к венчику. На горле – три рельефные ободка. Венчик широкий прямой, край плоско срезан. Ручка широкая плоская, нижний корень крепится на тулове под плечиками, верхний – на горле под раструбом. По центру ручки проходит едва заметная рельефная полоса. Изображение, практически, утрачено, на белом ( осыпавшемся) фоне угадывается в виде размытого пятна черной краски в области волос и контурных красных линий, окаймлявших голову. Боковые стороны покрыты красной краской, задняя сторона, ручка и плечи - синей. Лекиф ( КМАК – 1828) имеет такое же тулово, узкое высокое горло, по центру которого проходит тонкое ребро, таким же ребром подчеркнуто и основание горла.Венчик широкий прямой, край слегка заовален. Широкая плоская ручка начинается от середины тулова и крепится на раструбе горла под венчиком. По центру ручки проходит рельефная полоса. На лицевой стороне тулова помещено погрудное изображение святого. Изображение плохо читается, выполнено черной краской. Угадывается мужской лик ( читается удлиненный овал лица, один глаз, губы, черные волосы, возможно до плеч, маленькая бородка). Лик выполнен был на белом фоне. Черными и красными линиями подчеркнуты одежды святого. Боковые стороны тулова окрашены в красный цвет. Задняя сторона, ручка и горло – в голубой цвет, венчик – в красный.
КМАК – 852 КМАК – 1828
Условия обнаружения одного из этих лекифов позволяют уточнить их датировку. Найден сосуд был в плитовой могиле № 25, это погребение было впущено в слой III века и перекрыто могилой № 23, в которой были обнаружены железный перстень и золотая серьга в виде цилиндрического стержня с округлыми концами и петелькой сбоку. Погребение № 25, несомненно, христианское. Костяк лежал на спине, головой на запад, лицом вверх, руки вдоль туловища, кисть правой на тазовых костях. Лицо, очевидно, было прикрыто какой – то одеждой, т.к. в районе глазниц была обнаружена железная пряжка. Близки к этому времени стеклянные сосуды V – VI веках, найденные в Керчи.
В 2005г. Керченскому заповеднику киевскими коллекционерами – меценатами Шереметьевыми был подарен лекиф ( КМАК – 16822) очень хорошей сохранности. Такое же плоское дно, узкое высокое с горизонтальным рифлением горло, раструбом расширяющееся к венчику. Венчик широкий вертикальный с заоваленным верхним краем. Плоская ручка, профилированная широкой бороздкой в центре. Венчик с внешней стороны, горло под верхним корнем ручки, нижняя часть ручки и часть тулова со стороны ручки от плеч до дна окрашены темно – зеленой краской. На лицевой стороне тулова нанесено изображение Святого, выполненное черной краской. Короткие волосы, зачесанные на косой пробор, открывают невысокий лоб. Большие, круглые, глубоко посаженные глаза; низкие, дугообразные брови. Прямой, тонкий нос; плотно сжатые тонкие губы, небольшие усы и окладистая борода. Виден ворот красной рубахи, на плечах зеленый плащ. Лик окаймляет большой желтый нимб, с двух сторон подчеркнутый широкими красными полосами, острыми клиньями заходящими на плечи святого. По плечам под ручкой на зеленом фоне нанесена горизонтальная надпись в технике граффито: ФWКІС [Χ]ΡO. Но о надписи чуть позже.
КМАК - 16822
В 2006г. этими же меценатами заповеднику был подарен еще один лекиф ( КМАК – 163307). Дно плоское. Тулово вытянутое яйцевидной формы. Покатые плечи переходят в узкое, высокое, профилированное горизонтальным рифлением горло, которое раструбом расширяется к венчику. Плоская широкая ручка начинается от середины тулова и крепится на горле под раструбом. По центру ручки проходит едва заметное ребро. Ручка, часть тулова со стороны ручки от плеч до дна окрашены зеленой краской. По горлу проходит широкая красная полоса. Лицевая сторона орнаментирована ликом Святого. Краска облупилась, сохранился контур головы с волосами по плечи, окрашенный черной краской и длинная шея, подчеркнутая красной краской. Лик окаймляет желтый нимб, с двух сторон подчеркнутый широкими красными полосами, заходящими острыми клиньями к шее Святого.
КМАК – 17344
В том же 2006г. в связи со 180-летием Керченского музея генеральным директором национального культурного наследия «Платар» Жпутко М.К. был подарен заповеднику пятый лекиф с ликом Святого. Дно плоское. Тулово яйцевидной формы. Узкое высокое горло, раструбом расходящееся к венчику. Венчик прямой с заоваленным краем.
Плоская широкая ручка профилирована в центре едва заметным ребром. Раструб с внешней стороны, ручка и часть тулова со стороны ручки от плеч до дна окрашены зеленой краской, подчеркнутой на плечах широкой красной полосой. Лицевая сторона орнаментирована ликом Святого. Краска облупилась, сохранился контур головы с удлиненным овалом лица. Длинные волосы, зачесанные за уши, опускаются на плечи.
Ворот рубахи украшен неясным орнаментом из линий красного цвета. Лик с широким нимбом, который с двух сторон окантован широкими красными полосами, заходящими зубцами к шее Святого.
КМАК - 17361
Помимо керченских лекифов аналогичные по форме сосуды с росписью были найдены близ Гурзуфа и в районе пещерного города Бакла вместе с предметами и украшениями второй половины VI – начала VII веков.
Итак, время бытования этих лекифов VI – VII века.
В.Ф.Гайдукевич на примере лекифа, хранящегося в Одесском музее, предположил, что эти сосуды являются разновидностью акварельных пелик и они были произведены в местной мастерской. « Приведенный пример убеждает в том, что над изготовлением акварельных полихромных ваз в боспорских городах работали весьма незаурядные местные мастера. Боспорские полихромные вазы, безусловно, могут быть причислены к значительным явлениям местного художественного ремесла эллинистической эпохи».
Однако все сосуды с ликами изготовлены из глины, которая имеет включения мелкого черного кварца, типичной керамическому производству города Синопы. В этих местах христианские общины сложились очень рано, уже во II веке многие города имели своих епископов.
Теперь обратимся к надписи на лекифе ( КМАК – 16822).
Полностью восстановить надпись сложно из-за плохой сохранности ( краска отслоилась). В начале надписи, безусловно, стоит имя Фоки. В Крыму почитали Святого Фоку по прозвищу Вертоградарь ( Садовник). Уроженец Синопы он пострадал от язычников в начале IV века. Перед усекновением мечом святой Фока сам приготовил себе могилу, на месте которой позднее был воздвигнут храм, а мощи святого прославились чудотворениями. Святой Астерий пишет: « Почитание его проникло и к варварам: все крайне дикие скифы, владеющие материком за Евксинским Понтом, обитатели стран, соседних Меотийскому озеру и реке Танаиду, а также живущие по Боспору и простирающиеся до реки Фасиса – все они чтут Садовника».
Итак, принимая во внимание синопское происхождение лекифообразных сосудов, их датировку, а также надпись, можно достаточно уверенно предположить, что на сосудах изображен Фока Садовник.
Конечно, такая посуда в повседневном быту не употреблялась. Скорее всего у нее было ретуальное предназначение. Нахождение одного из лекифов в погребении свидетельствует о том, что они использовались в погребальной церемонии. В православной традиции большое значение предавалось омовению тела усопшего водой, после чего на него возливался елей. Такое или близкое назначение могли иметь рассматриваемые здесь сосуды с помещенными на них образами Святого Фоки.
Эти памятники бытовали в доиконоборческую эпоху христианства и поэтому вызывают большой интерес
© Младший научный сотрудник
отдела фондов КИКЗ О.А. Иванина