купить билет

БОСПОРЯНКА ХРИСИОН

В Музее каменных древностей хранится каменная стела с изображением женщины с плодом граната в руках. Стела обрамлена по периметру гладкой квадратной рамкой, на которой сверху вырезана надпись: «Хрисион, дочь Деметрия». Внутри рамки помещёно рельефное изображение двух женских фигур. Справа представлено поколенное изображение женщины. Она одета в хитон, подпоясанный широким поясом, концы которого завязаны спереди. Поверх хитона — короткое покрывало, накинутое на голову. Край покрывала женщина придерживает на груди правой рукой. В левой руке она держит гранат. Слева — фигурка служанки (голова отбита).


Изображение на стеле отличается от других многочисленных памятников тем, что представляет не идеализированный женский образ, а реальную «земную» женщину. Рельеф передает характерный этнический облик представительницы местного населения Боспора. Для боспорского искусства первых веков нашей эры характерны изображения негреческого типа лица и этнографических деталей.

Мягкие черты полного лица, обрамлённые волнистыми прядями волос, кажутся смутно знакомыми: настолько они натуралистичны. Платье женщины выглядит вязаным изделием: от скрученного валиком ворота спускаются «дорожки» полотна. Платье подпоясано широким ремнём с бахромой на конце имассивной круглой пряжкой. Плащ плотно окутывает голову, плечи и руки, облегая фигуру до середины бедёр.

Примечательно и имя женщины — Хрисион, что можно перевести как «золотко» или «золотце». Вероятно, незамужняя девушка Хрисион (поскольку в эпитафии указано имя отца, но не мужа) была любима отцом, со всеми достоинствами и недостатками.

Слева от Хрисион стоит служанка, держащая в руках некий круглый предмет — ещё один плод гранатового дерева? Фигурка служанки показана маленькой, по сравнению с изображением госпожи, но выполнена с большим мастерством, чему способствуют правильные пропорции фигуры и поза, создающая иллюзию свободы движения— вес тела перенесён на левую ногу, в то время как правая свободно отставлена назад.

Плод граната в руках Хрисион — обращение к культу Деметры. Согласно мифу, бог подземного царства Аид коварно похитил Персефону, дочь Деметры, и сделал её своей супругой. Пока Деметра скорбела о дочери и разыскивала её всюду, природа перестала плодоносить. Тогда боги, боясь остаться без жертвоприношений, упросили Аида вернуть Деметре дочь. Но коварный Аид дал вкусить Персефоне перед расставанием зёрнышко граната, и Персефона с тех пор вынуждена две трети года жить с матерью, тогда вся земля цветёт и плодоносит, и одну треть — находиться в подземном царстве Аида. В это время вся природа увядает. Таким образом древние греки объясняли смену времен года.

Есть сведения, что боспорские греки принимали участие в элевсинских мистериях — тайных ритуалах в честь Деметры и Персефоны. Во время мистерий разыгрывался миф о похищении Плутоном Персефоны и о долгих и бесплодных поисках дочери Деметрой. Возможно, юная Хрисион была посвящена в эти великие таинства. С культом Деметры связаны и надежды на воскрешение Хрисион, дочери Деметрия, по аналогии с растительным миром — с зерном, которое, попадая в землю, вновь прорастает.

 

Текст, фото: Н.Л. Кучеревская., кандидат культурологии, заведующая отделом «Лапидарий»  ВКИКМЗ

Размещение: О.В. Решетникова, ВКИКМЗ