РАСПИСНАЯ КЕРАМИКА БОСПОРА

Важнейшее место в культуре Боспорского царства занимает расписная керамика. Она является отличным историческим источником, так как по ярким сюжетам просматривается быт, религиозные верования и основные занятия греков.


Художественно украшенная посуда производилась на Боспоре на протяжении всей его истории, равно как и в Греции. Местная керамика делалась очень старательно из качественной отмученной1 и промешанной глины, хорошо обожжённой в гончарных печах. Поверхность всех сосудов тщательно заглаживалась и покрывалась дополнительно жидкой глиной. Но, несмотря на это, она значительно уступала привозной.

Керамисты Боспора выделывали и художественную расписную посуду. Роспись наносилась чёрной или красной краской по светлому ангобу2. К такому типу посуды относятся полихромные или акварельные пелики3.

Боспорские полихромные вазы относятся к числу значительных явлений художественного ремесла эллинистической эпохи. Вазы этого периода получили названия керченских, это так называемый «керченский стиль». Керченским стилем украшались наиболее «ходовые» формы ваз, в основном, кратеры4, леканиды5 и пелики. Особенно интересны сосуды с яркой полихромной росписью (так называемые акварельные вазы), производство которых относится, главным образом, к IV–III вв. до н.э.

По сюжетным росписям на местной керамике прослеживается культурная и социально-экономическая жизнь боспорян. К примеру, изображаются мифы и верования, формы одежды, которую носили местные жители, мифологические существа, наиболее почитаемые боги и т.д. Изучая росписи, мы обогащаем наши знания об античной мифологии, литературе, театре, быте, не говоря уже об архитектуре, скульптуре, художественной утвари и т.д.

В IV–III вв. до н.э. распространение на Боспоре получает привозная чернолаковая посуда. Столовую и парадную посуду покрывали плотной блестящей глазурью, условно называемой чёрным лаком, особенность черного лака в том, что он не боится воздействия солей и кислоты. Многие сосуды расписаны талантливыми мастерами. Сюжеты росписи сосудов — богатый источник сведений о жизни древних греков.

На боспорских пеликах очень часто встречается изображение сражающегося конного аримаспа6 с грифоном. Грифон в греческой мифологии — чудовищная птица с орлиным клювом и туловищем льва, «собака Зевса» в стране гипербореев стерегла золото от одноглазых аримаспов.

На вазах представлены разные сюжетные линии из реальной жизни и мифологические сцены. Например, один из самых распространённых сюжетов — это изображение загробной тризны. Темой изображений служат и популярные мифологические персонажи: боги-покровители Боспора, амазонки, сражающиеся с греками. Сцены сражений амазонок с греками на вазах керченского стиля — одни из самых распространённых, но композиционным разнообразием они не отличаются. Это или единоборство конной амазонки с пешим греком, или многофигурные композиции «поверженные у ног сражающихся», «убегающая амазонка», копирующие станковую живопись и восходящие к сценам мифа и эпоса, как греческого, так и варварского.

Керамика Боспора отличается изяществом и разнообразием и, бесспорно, является одним из важнейших источников по изучению культуры Боспорского царства. В залах историко-археологического музея, на выставке «История Боспорского царства» представлены образцы местной посуды, отличающей выполнения с большим мастерством. Боспорская керамика в этом году украсила и выставку «Магия Боспора» из фондов музея-заповедника, открытую 30 марта 2021 г. в Свердловском областном краеведческом музее им. О. Е. Клера.

Примечания к тексту:

1  отмученная глина — очищенная осаждением глина. Смешанная с водой глина осаждается, на дно выпадает наиболее крупные частицы, вода с растительными примесями остаётся на поверхности. Слой посередине даёт глину особого качества.

2 ангоб — цветная обмазка сосуда, изготовленная из красной глины.

3 пелика — двуручный сосуд для вина, с широким устьем и туловом кольцевидной формы.

4 кратер — сосуд для смешивания вина с водой.

5 леканида — маленькая плоская чаша, состоящая из двух частей, сосуд для украшений.

6 аримасп — воин, традиционно-эпический в «варварском» одеянии. По легенде вечно сражаются с грифонами.

 

Текст: Т. В. Трекова, научный сотрудник ВКИКМЗ

Редакция текста: Н. Н. Непомнящая, научный сотрудник ВКИКМЗ 

Фото: Т. В. Трекова и В. Я. Девятов

Размещение: Е. С. Жеманова, специалист по связям с общественностью ВКИКМЗ