купить билет

Боевые вылеты с прифронтового аэродрома

Советским лётчикам-истребителям,

участникам боёв за город Керчь, посвящается…


На Мемориальной стене в музее истории Керченско-Эльтигенского десанта есть фотографии прославленных лётчиков 88-го истребительного авиаполка 229-й истребительной авиадивизии 4-й воздушной армии, сражавшихся в керченском небе в ходе десантной операции, ставшей прологом освобождения Керчи и Керченского полуострова от немецко-фашистских захватчиков.

88-й истребительный авиационный полк, согласно документам, был сформирован 13 апреля 1940 г. в г. Виннице Киевского особого военного округа на базе 4-й отдельной истребительной авиаэскадрильи (материальная часть — самолёты И-16). 16 мая 1941 г. командиром части был назначен опытный боевой лётчик майор Андрей Гаврилович Маркелов. В Великой Отечественной войне полк участвовал с первого её дня, первая воздушная победа была одержана 23 июня 1941 г., когда младший лейтенант Василий Александрович Князев в районе г. Жмеринки Винницкой области сбил немецкий бомбардировщик Ju-88 («юнкерс»).

С 25 июля 1942 г. 88-й авиаполк участвовал в долгой и тяжёлой битве за Кавказ. Боевые вылеты с лета 1943 г. лётчики совершали на истребителях ЛаГГ-3, 9 августа командиром полка был назначен Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 ноября 1942 г.) майор Василий Иванович Максименко. Полк особо отличился в Новороссийской десантной операции, проводимой 9–16 сентября 1943 г. войсками Северо-Кавказского фронта во взаимодействии с Черноморским флотом, и приказом Верховного Главнокомандующего ему было присвоено почётное наименование «Новороссийский», а за освобождение Таманского полуострова всему личному составу объявлена благодарность.

В Научном архиве Восточно-Крымского музея-заповедника хранятся воспоминания ветерана 4-й воздушной армии генерал-майора авиации Георгия Андреевича Пшеняника, возглавлявшего штаб полка в 1942–1943 гг. В них он повествует о боевых буднях и героизме своих однополчан.

На Керченский полуостров лётчики 4-й воздушной армии совершали боевые вылеты с нескольких аэродромов. Единственный прифронтовой аэродром находился на небольшой площадке северо-восточного плацдарма, захваченного оперативным десантом 56-й армии Северо-Кавказского фронта в ноябре 1943 г. Площадка получила название «Опасная» по расположенному вблизи посёлку, с трёх сторон она была окружена холмами, располагалась почти у уреза воды, в 3–4 км от переднего края советских войск. Г. А. Пшеняник вспоминал: «Со стороны Керченского пролива она была похожа на небольшое ущелье. Взлетать и садиться на неё могли только отлично подготовленные лётчики, а от Большой земли её отделял пролив».

Командование 4-й воздушной армией «посадило» на эту взлётную площадку, а она действовала с первых чисел декабря 1943 г., группу лётчиков-асов под командованием штурмана 88-го истребительного авиаполка Героя Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 г.) капитана В. А. Князева, на счету которого, согласно данным на середину июля 1943 г., было 576 боевых вылетов, 122 воздушных боя, 11 лично сбитых самолётов противника и 9 — в группе.

Георгий Пшеняник в своих воспоминаниях отмечал, что «группа Князева» была единственным авиационным подразделением, базировавшемся на Керченском полуострове до освобождения г. Керчи. Лётчики выполняли распоряжения главной радиостанции наведения и управления на передовом командном пункте 4-й воздушной армии, располагавшемся в крепости Ени-Кале, а с расширением плацдарма перешедшим на г. Хрони (выс. 175,0) и находившемся там до полного освобождения Керчи 11 апреля 1944 г. Возглавлял его заместитель командующего 4-й воздушной армией, Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 г.), генерал-майор авиации Сидор Васильевич Слюсарев, который «непосредственно руководил действиями истребителей над полем боя, и эскадрилья на площадке “Опасная” являлась его резервом».

В составе группы капитана Князева была и 3-я авиаэскадрилья 88-го авиаполка, комэска — лейтенант Василий Васильевич Собина́. В Научном архиве музея-заповедника хранится копия его наградного листа от 11 февраля 1944 г. на представление к званию Героя Советского Союза. На счету В. В. Собина было 379 боевых вылетов, 9 лично сбитых самолётов противника, 1 — в паре и 5 — в группе. Майор В. И. Максименко в представлении отметил: «В проведённых воздушных боях он всегда проявлял мужество, храбрость и дерзость в сочетании с мастерством ведения воздушного боя. В его стиле борьбы с врагом советского народа был лозунг: “Сам погибай, но товарища выручай”».

4 декабря 1943 г., вылетев на перехват в район Эльтигена, Василий Собина на пути к цели заметил воздушный бой двух «аэрокобр» с «мессершмиттами». Одна «аэрокобра» была подбита. Не раздумывая ни секунды, он ринулся на выручку — советский лётчик был спасён, но в завязавшемся бою с подошедшими ещё двумя Ме-109 самолёт лейтенанта Собина подбили. Полуослепший от дыма и огня, он сумел «перетянуть» территорию противника и произвести посадку в Керченском проливе. Около двух часов лётчик пробыл в холодной зимней воде, он плыл к таманскому берегу без спасательного пояса, с обожжёнными руками, и только исключительная сила воли и неудержимая страсть к борьбе с ненавистным врагом поддерживали его. На исходе второго часа Василия Собина подобрала спасательная лодка, и вскоре он снова был в строю.

В воздушных боях над Керченским полуостровом лейтенант Собина на своём истребителе ЛаГГ-3 сбил 6 самолётов противника: 5 лично и 1 в составе группы. Его успехи подтверждены данными радиостанции наблюдения и ведения, а также представителями наземных частей, наблюдавших за ходом боёв. 21 ноября 1943 г. В. В. Собина сбил самолёт Ju-87 в районе пос. Аджимушкай, 26 декабря 1943 г. — ещё один Ju-87 в районе Аджимушкая; 12 января 1944 г. — Ju-87 в районе с. Булганак (ныне Бондаренково) в 2 км юго-восточнее выс. 164,5; 23 января 1944 г. — Ju-87 северо-западнее Керчи; 25 января 1944 г. — Ме-109 в 4 км восточнее с. Катерлез; 7 февраля 1944 г. — Ju-87 в районе Керчи.

Из воспоминаний Георгия Андреевича Пшеняника известно и о последнем дне жизни героя: «7 февраля 1944 г. В. В. Собина произвёл свой последний вылет. Четвёрка истребителей под его командованием, прикрывая наземные войска в районе Керчи, вступила в бой с большой группой истребителей противника. В этом бою он получил девять ранений: в голову, руки, бёдра и ногу, но продолжал вести бой, отдавая необходимые команды своим лётчикам, пока не пришли на помощь другие истребители… Теряя последние силы, он вышел из боя и, будучи не в состоянии дотянуть до аэродрома в станице Фонталовской, решил садиться на площадку «Опасная». Лётчику удалось, действуя только одной рукой и ногой, посадить самолёт на одно колесо на небольшую полосу прифронтового аэродрома. Он успел спросить подбежавших к самолёту товарищей: “Машина цела?” Это были его последние слова».

8 февраля 1944 г. в час ночи Василий Собина — ему шёл всего 21-й год — умер от ран. Его похоронили на площади станицы Фонталовской Темрюкского района, а в 1946 г. прах перевезли в пос. Алексеевку (с 1954 г. город) Белгородской области откуда он был родом, и перезахоронили на площади III Интернационала.

14 апреля 1944 г., через два дня после полного освобождения г. Керчи, 88-й Новороссийский истребительный авиаполк за образцовое выполнение боевых задач и проявленные при этом мужество и героизм на основании приказа Народного комиссариата обороны СССР был переименован в 159-й гвардейский Новороссийский истребительный авиационный полк.

Лейтенант В. В. Собина 19 августа 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР был удостоен звания Героя Советского Союза (посмертно). 27 июня 1965 г. приказом министра обороны СССР он навечно зачислен в состав своей лётной части.

 

Текст: Н. Н. Непомнящая, С. П. Литвинова

Размещение: Е. С. Жеманова

Аннотации к фотографиям:

Фото 1 (титульное). Истребитель ЛаГГ-3 заходит на посадку на фоне вершин Кавказа. 1943 г.  https://warspot.ru

Фото 2. Георгий Андреевич Пшеняник. Учётно-послужная картотека, ЦАМО РФ.

Фото 3. Андрей Гаврилович Маркелов. УПК, ЦАМО РФ.

Фото 4. Герой Советского Союза Василий Иванович Максименко. УПК, ЦАМО РФ.

Фото 5. Герой Советского Союза Василий Александрович Князев. УПК ЦАМО РФ.

Фото 6. Герой Советского Союза Сидор Васильевич Слюсарев. УПК, ЦАМО РФ.

Фото 7. Лейтенант В. Собина́ у своего самолёта ЛаГГ-3 на аэродроме в станице Фонталовской, 1943 г. На хвосте боевой машины изображён якорь. Эту эмблему на самолёты полка нанесла делегация моряков Черноморского флота в знак особой благодарности за боевые успехи лётчиков при освобождении г. Новороссийска.  http://airaces.narod.ru/all12/sobin.htm

Фото 8. Герой Советского Союза (посмертно) Василий Васильевич Собина́. УПК ЦАМО РФ.

Фото 9. Карта-схема. Отмечены: передовой командный пункт генерал-майора авиации С. В. Слюсарева на г. Хрони (слева), аэродром в станице Фонталовской, где базировался 88-й Новороссийский истребительный авиаполк (вверху). Из книги А. Я. Кузнецова «Большой десант». https://libmir.com/book/119783/image