купить билет

«Боспорские агоны» – феерия искусств и международное сотрудничество

Экспертно-информационный портал "Ритм Евразии"опубликовал статью известной крымской журналистки Людмилы Обуховской о фестивале "Боспорские агоны".

Предлагаем статью Вашему вниманию.


Неизменный девиз фестиваля – «Почитая деяния и традиции отцов наших – прадедов, надо жить на земле, свершая добро и храня истину». Следуя ему, радушно принимал древний город-герой участников и гостей 24-го форума, собравшего на многочисленных площадках города не только его жителей, но и гостей, приезжающих сюда специально в начале первого летнего месяца, чтобы насладиться общением с представителями разных видов искусств.

В Год народного искусства и нематериального культурного наследия народов России единственный в своём роде фестиваль имеет особое звучание и значение как мультикультурный форум отвечающий идее и сути Года.

Традиционно в первый фестивальный день конференция «Международное сотрудничество Республики Крым в сфере культуры. Историко-культурное наследие как фактор развития античных городов» собрала представителей сфер культуры и образования, общественности, руководителей муниципалитета и национально-культурных организаций республики, а также Греции, Армении и Абхазии. В режиме онлайн к ним присоединились члены Международной ассоциации «Друзья Крыма» из Китая, Турции, Болгарии, Италии.

 «Несмотря на сложную политическую обстановку мы делаем все, чтобы международные связи в области культуры не прерывались, – отметил куратор конференции, заместитель председателя Совета министров РК, постоянный представитель РК при президенте РФ Георгий Мурадов. – В центре внимания – перспективы развития проекта «Города и памятники античного наследия», инициированного Российской ассоциацией античных городов, одна из составных частей которого – сохранение культурного наследия Крыма».

Результаты живого, заинтересованного обсуждения актуальных проблем отражены в резолюции. В ней подчёркнута необходимость противостояния организованному коллективным Западом неприятию России, отмене её культуры, сведению на нет усилий по сохранению единства мировой цивилизации, налаживанию международного сотрудничества, основанного на стремлении к научному, культурному и технологическому прогрессу.

Клятва жюри фестиваля судить честно

 Учредители и организаторы «Боспорских агонов» – Министерство культуры РФ, Российский фонд культуры, постоянное представительство Республики Крым при президенте Российской Федерации, Министерство культуры Крыма, правительство Свердловской области, администрация Керчи, «Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник» и республиканский «Деловой и культурный центр» позаботились о том, чтобы при сохранении традиций многогранный форум искусств был каждый год неповторимым действом с новой сценической образностью.

Впервые открытие фестиваля подготовил творческий коллектив из Екатеринбурга. «Масштабное, красочное представление «Город золотой» у подножия горы Митридат отразило большой временной круг – от зарождения жизни на нашей планете до появления легендарного Пантикапея, – отмечает автор идеи и заместитель председателя оргкомитета фестиваля Татьяна Умрихина. – Увлекательное сценическое действо, разыгранное артистами Уральского государственного театра эстрады, провело зрителей через века к нынешнему дню города-героя. Современные технологии сделали представление поистине уникальным: оно происходило в декорациях, которые при помощи спецэффектов, голографических проекций, для которых установлено более ста приборов, воссоздали центр древнего города и стали своеобразной «машиной времени», переместившей зрителей в стародавние времена. Впервые на традиционной фестивальной площадке, где сохранились остатки делового центра Пантикапея – Пританея, была оборудована сцена со светодиодной подсветкой, фонтан, трибуны на 600 мест. Настоящее воплощение древнегреческого театра, как «места зрелищ».

Открытие фестиваля на Пританее

Сотрудничество Крыма со Свердловской областью началось в первую годовщину Крымской весны. Одним из первых совместных проектов стали «Боспорские агоны». В этом году в фестивале участвовало более 160 человек из Екатеринбурга: музейщики привезли выставки, артисты представили свой город в эстрадной программе и впечатлили музыкальной балладой-исповедью «Героям былых времён», в мастер-классах и концертах приняли участие педагоги и студенты Государственного театрального института.

«Мы надеемся не только на продолжение сотрудничества в культуре, но и на осуществление других совместных проектов, потому что многие крупные предприниматели заинтересованы в этом. В восстановлении Керченской крепости уже принимает участие один из них», – отметил заместитель губернатора Свердловской области Павел Креков.

Одно из центральных событий фестиваля – грандиозный концерт на главной площади города в День России с участием ведущих российских актёров, певцов и музыкантов. Перед городским театром имени А.С. Пушкина в этот праздничный день был открыт памятник почётному керчанину народному артисту СССР, Герою Труда Российской Федерации Василию Лановому, который с самого первого фестиваля был его неизменным участником и членом жюри театрального конкурса. Подаренный городу бронзовый бюст актёра выполнен московским скульптором, народным художником России Салаватом Щербаковым по заказу руководителя Всероссийского патриотического проекта «Аллея Российской славы» Михаила Сердюкова. Созданный образ выдающегося актёра одобрила его вдова, народная артистка РСФСР Ирина Купченко, которая приехала в Керчь из Севастополя, где накануне присутствовала на открытии такого же памятника на плацу филиала Нахимовского военно-морского училища.

Центром притяжения, как всегда, был театральный конкурс профессиональных коллективов «От античности до современности». Оценивало постановки жюри во главе с народным артистом России, режиссёром Московского академического Театра сатиры Юрием Васильевым.

Торжественная церемония, подготовленная творческой группой во главе с режиссёром, заслуженным работником культуры Крыма Светланой Глазуновой, превратила сцену ДК «Корабел» в подмостки античного Пританея, на которых один за другим появлялись великие люди, внёсшие вклад в развитие славного города, среди которых правитель Боспорского и Понтийского царства Митридат VI Евпатор, первый император Всероссийский Петр Первый, самодержица Всероссийская Екатерина Великая, поэты Александр Пушкин и Владимир Маяковский, Керчь-Еникальский градоначальник Иван Стемпковский. Из их рук получили «Боспорские Ники» победители театрального конкурса. А зрители стали участниками увлекательного экскурса в историю.

Лучшим спектаклем признана постановка Национального драматического театра имени Б. Басангова Республики Калмыкия «Я – Будда» режиссёра Бориса Манджиева.

Режиссёр Борис Манджиев с Гран-при

Приза за лучшую режиссуру удостоен Евгений Журавкин, постановщик спектакля по трагедии Еврипида «Троянская война. Начало» Севастопольского Академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского.

Лучшей женской ролью стал образ Электры, созданный Мадленой Барциц в спектакле «Электра» по трагедиям Софокла и Еврипида и философским трактатам Платона Сухумского государственного русского театра драмы им. Ф.А. Искандера.

Актёр театра Милановац Республики Сербия Бранко Кнежевич, исполнивший две роли в спектакле «Лебединая песня» по одноактной пьесе Антона Чехова и «Апология Сократа» Платона, получил «Боспорскую Нику» за лучшую мужскую роль.

Спектакль Юго-Осетинского государственного драматического театра им. К. Хетагурова «Антигона» по пьесам Ж. Ануя и Софокла режиссёра Тамерлана Дзудцова отмечен за современное прочтение античной темы.

 Специальный приз жюри «За самобытное, органичное воплощение народных традиций» присуждён спектаклю Ногайского государственного драматического театра Республики Дагестан «Лавина» по пьесе Тунджера Джюдженоглу режиссёра Байсолтана Джумакаева.

 «Боспорской Никой» – в номинации «Народное признание» – награждён Уральский государственный театр эстрады «за самобытную, яркую, уникальную торжественную церемонию открытия «Город золотой» и за мощные, проникновенные и динамичные спектакли, высокое исполнительское мастерство и значительный вклад в проведение фестиваля» (режиссёры Андрей Кирдаков и Максим Лебедев).

 Дипломами отмечены Керченский драматический театр им. А.С. Пушкина за создание новой страницы фестиваля «Театральный завтрак» и Крымский государственный театр юного зрителя за спектакль «Аз есмь тварь» по пьесе современного украинского драматурга Виктора Понизова.

За 24 года в фестивале приняли участие творческие коллективы из более 30 стран мира, в театральном конкурсе боролись за пальму первенства 114 театров. И в этом году, несмотря ни на какие препоны и санкции, вновь ярко продемонстрировано стремление к международному и межнациональному общению.

Большой интерес, как всегда, вызвал литературный конкурс «На крыльях Грифона», в котором приняли участие около тысячи поэтов и прозаиков из Белоруссии, Израиля, США, Китая, Канады, Польши, Латвии, Франции, Германии, Казахстана, Азербайджана, ДНР и ЛНР.

Жюри в области литературы и искусства присудило «Боспорскую Нику» прозаику Александру Цыбе из ДНР и поэту Марине Крутовой из Твери. Отличились в разных номинациях Мария Смоляр из Ялты, керчане Сергей Белоус, Софья Саламатина, Евгения Калиндеева и Равиль Валеев.

С радостью восприняли керчане и гости города возрождение спортивной страницы – Малых олимпийских игр с зажжением огня на древнем Нимфее. Активно участвовали взрослые и дети в мастер-классах ремесленников на интерактивной площадке «Эмпорий» на руинах некогда величественного дворца боспорских правителей династии Спартокидов. Смотрели на «киностранице» новые российские фильмы и знакомились с их создателями и артистами.

Мастер-классы «Боспорских агонов», которые проводят ведущие российские музыканты, режиссёры, актёры, из года в год дают путёвки в профессию талантливым керчанам – многие из них успешно учатся в ведущих творческих вузах России.

Фестиваль закрывают Татьяна Умрихина и Юрий Васильев

 «Керчане считают своей миссией создание единого культурного пространства поверх барьеров, установленных недальновидными западными политиками, – отмечает генеральный директор Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника Татьяна Умрихина. – Разрушению наследия и традиций противостоит наш международный, многонациональный фестиваль. И способствует тому, чтобы ворота Крыма – город-герой с древнейшей 27-вековой историей стал истинной жемчужиной не только полуострова, но и всей России».

 

Фото: Л. Обуховская и А. Беланов

Источник: Ритм Евразии