купить билет

ЗМЕЕНОГАЯ БОГИНЯ БОСПОРА

Скифы населяли земли Северного Причерноморья с VII в. до н. э., ещё до появления здесь первых греческих колонистов. Они были известны своей воинственностью и кочевым образом жизни. Об этом загадочном народе известно довольно мало, поскольку своей письменности у них не было. Некоторые сведения о скифах сообщает древнегреческий историк Геродот, живший в V в. до н. э. Писал он и о религии скифов.


Одним из самых почитаемых у скифов божеств была богиня Апи, которую Геродот отождествлял с греческой Геей — богиней земли. Её имя происходит из иранских языков и означает «вода». Таким образом, Апи является богиней земли и воды и олицетворяет влажную землю, оплодотворённую небом. Небо в скифской религии — это Папай, супруг Апи. Союз неба и земли особенно характерен для шаманских религий.

От этого союза и вели своё происхождение скифы. Геродот приводит в своём сочинении один из трёх вариантов легенды о происхождении скифов, пересказанный эллинами, что живут на Понте. Геракл, гоня быков Гериона, прибыл в эту тогда ещё необитаемую страну. Там его застали непогода и холод. Закутавшись в свиную шкуру, он заснул, а в это время его упряжные кони (он пустил их пастись) чудесным образом исчезли.

Пробудившись, герой исходил всю страну в поисках коней и, наконец, прибыл в землю по имени Гилея. Там в пещере он нашёл существо смешанной природы — полудеву, полузмею. Верхняя часть туловища от ягодиц у нее была женской, а нижняя — змеиной. На вопрос, не видела ли она коней, Змееногая богиня ответила, что они у неё, но отдаст она их лишь в том случае, если Геракл женится на ней. От этого брака родилось три сына — Агафирс, Гелон и Скиф. Геракл повелел устроить сыновьям испытание, когда они вырастут. Остаться на этой земле мог только тот из сыновей, который сумеет натянуть отцовский лук и опоясаться его поясом с золотой чашей. Это удалось лишь Скифу. От него и произошли все скифские цари.

В скифское время были широко распространены, в особенности в Крыму и на Таманском полуострове, изображения женских божеств земли, туловище которых вырастает из растительных побегов или заканчивается несколькими парами голов змей или грифонов, иногда крылатых. В этих образах переплелись древние иранские и греческие представления.

В экспозиции Музея каменных древностей Восточно-Крымского музея-заповедника находится уникальный экспонат. Изначально это был акротерий — навершие надгробной стелы в виде рельефного растительного орнамента, изготовленный в IV–III вв. до н. э. Позднее, в I–II вв. н. э., акротерий в перевёрнутом виде был переделан в статую «прорастающей девы» — разновидность изображения Змееногой богини. Верхняя часть памятника изображает женскую фигуру в хитоне с круглой пластиной на груди, закреплённой с помощью нагрудных лент. Нижняя часть — листья и побеги аканфа, средиземноморского растения, часто изображаемого в античном искусстве. Эта статуя-полуфигура также символизирует древо жизни — символ жизненной силы, возрождения и бессмертия, широко распространённый в искусстве Древнего мира.

Культ Змееногой богини существовал на Боспоре, он впитал в себя некоторые черты культа Деметры и был широко распространён вплоть до IV в. н. э.

 

Владимир Вячеславович Пономарёв,

младший научный сотрудник отдела «Лапидарий»

Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника