купить билет

Вы не ушли безвестными с земли…

«Вы не ушли безвестными с земли…» - под таким названием 7 мая состоялась тематическая встреча в «Гостиной на Дворянской». Она была посвящена  70-летию Великой Победы и 30-летию создания в Керчи Картинной галереи.


«Вы не ушли безвестными с земли…» - под таким названием 7 мая состоялась тематическая встреча в «Гостиной на Дворянской». Она была посвящена  70-летию Великой Победы и 30-летию создания в Керчи Картинной галереи.
         Перед экраном  на мраморном блюде была представлена композиция из пилотки, гюйса, гвардейской ленты, альбома «Аджимушкай. 1942 г.»,  алых тюльпанов, а также  подарочного набора Президента  Российской Федерации  Путина В.В.  «Памятные медали и награды Великой Отечественной войны».  До начала встречи гости познакомились с фотовыставкой  «Великая Победа» в объективе  Е.Халдея, прослушали песни военных лет и посмотрели слайды, на которых были показаны  работы победителей детского конкурса рисунка «Открытка ветерану».

Начальник Картинной галереи Лазенкова Л.М. рассказала о том, как открывалась Картинная галерея: «В Советском Союзе к 40-летию Победы было создано немало мемориалов и памятников, но только Картинная галерея в городе-герое Керчи была открыта одна на весь Советский Союз. Самим фактом создания Галереи было обозначено ее высокое предназначение, которое заключалось, в том, чтобы защитники Отечества, победители фашизма «не ушли безвестными с земли».       
Генеральный директор Музея-заповедника Т.В. Умрихина обратилась к гостям с приветственным словом и вручила Золотую медаль  «Духовность. Традиции. Мастерство» старейшему художнику города Евгению Александровичу Карцыганову. Она также рассказала о высоте военного подвига, увековечении его в военно-патриотической работе Заповедника, а также о заслуженной награде – вручении Памятного набора   уменьшенных копий наград нам как одному из четырех музейных учреждений Крыма.
Далее, Лазенкова Л.М. прокомментировала слайд-фильм, который представлял своеобразный отчет за 30 лет работы объекта. Она рассказала о том, что здание  Картинной галереи, выстроенное  до Крымской войны,  сохранялось от разрушений, несмотря на последующие войны. Именно в этом сказался особый знак судьбы Галереи: выстоять и победить, и в экспозициях сохраняться память о истории, войнах и победителях. В свою очередь, само здание, выстроенное в комплексе Большой Митридатской лестницы,  ведущее на гору Митридат, со временем оказалось на одной оси с обелиском Славы, сооруженным в 1944 г., когда шла война, в память о защитниках Отечества и в этом сказалось еще одно подтверждение ее предназначения. 
          При открытии, на фронтоне здания Картинной галереи – в венке латинскими литерами обозначено ее посвящение 40-летию Победы.  Тогда в 1985 году  открытие галереи было праздничным, зрелищным, настоящим бытием в жизни города. Неслучайно Картинную галерею до сих пор называют городской, хотя она значится в структуре заповедника. Тогда, в 1985 году в залах звучала музыка. Прозвучала она и сейчас ровно через 30 лет,  Н.А. Батищевой, ансамбль   «Корчев - Виолино», дети и  педагоги Музыкальной школы №1.
Имя Н.Я. Бута неразрывно связано с Керчью, и в создании Картинной галереи его роль невозможно переоценить. Николай Яковлевич -  необычайно творческая личность, ему было свойственно особое восприятие слова (в преддверии Московского фестиваля молодежи он участвовал в конкурсах чтецов: читал произведения Шевченко и Гоголя, учился одновременно в Художественном институте им. Сурикова и Театральном,  был приглашен в Киев в театр им. Франко). Поэтому стихотворение И. Сельвинского произвело на будущего художника мощное впечатление, что  и явилось толчком к творческому порыву -   создание цикла «Аджимушкай. 1942 г.».
Высокое предназначение галереи - развиваться в русле патриотичности и гражданственности, было определено с момента ее создания. И в числе значимых событий – являлось спасение коллекции  ветеранов войны Л.М. и Ю.И. Гончаровых. Тогда в Баку,  разгул антифады, в опасности  оказались не только наши земляки (Л.М.Гончарова – родом из Керчи), но и коллекция живописи и графики. Мало кто из музейных учреждений по предложению  Советского Фонда культуры Заповедником ринулся спасать коллекции, были – мы, но в последствие супруги Гончаровы в благодарность передали в дар Заповеднику более 1300 произведений живописи, графики, скульптуры и мелкой пластики.
В дальнейшем Фонд передавал   подароки -  мозаику Христос Пантократор и целый ряд произведений живописи и графики московских художников сер. - 2-й пол. ХХ в., экспонировал ряд выставок (возможно, кто-то из керчан старших поколений помнят выставку янтаря  и  выставку графика Нади Рушевой). 
Галерея направляла свою деятельность на  сохранение творчества художников – ветеранов войны, особенно керчан. Тогда в фонды поступили работы Н.И. Ксандопуло, И.П. Олишевича, Народного художника Украины, нашего земляка П.К. Столяренко, Народного художника Украины Я.А. Басова. Был получен очень интересный дар ветерана из Феодосии И. Ф. Баранова, почитателя творчества художника, - републицированный на собственные средства альбом  К. Богаевского 1923г. «Пейзажи Киммерии» (в начале прошлого века художник два года прослужил в Керченской крепости). 

С самого начала создания у галереи выстроились дружеские отношения с музеями Крыма  (СХМ, Ливадийский дворец, Музей А.П. Чехова в Ялте, Дома-Музей М. Волошина в Коктебеле, Картинная галерея и Музей Грина в Феодосии) и Украины - Художественный музей Украины в Киеве, Львовский музей истории религии.  Первая художественная выставка в Керчи была получена именно из Феодосии – «Айвазовский и его внуки (Латри, Ганзен и Арцеулов)». Затем неоднократно демонстрировалось творчество М. Волошина, Н. Богаевского, Н. Барсамова, современных художников Феодосии.
Галерея стала многофункциональным и интерактивным объектом культуры.
В галерее школьники вступали в пионеры, в комсомол. Картинная галерея принимала участие в патриотическом  воспитании керченской молодежи. Наглядное тому подтверждение: керчане - курсанты военного училища  России -   участники  парада Великой Победы:  Александр Микула и Дмитрий Навроцкий.   Такова  преемственность – даритель Ю.И. Гончаров – участник – Парада Победы, Е.А. Халдей – участник Победы (фотокорреспондент), большинство дарителей – участники Великой Отечественной войны и воспитанники Картинной Галереи и города - героя Керчи – сегодня – на Параде Победы в Москве.
В галерее поздравляли художников с юбилеями, отмечался профессиональный праздник - Международный день музеев. Галерея  сотрудничала с музеями, Дирекциями выставок, контактировала с художниками, коллекционерами, принимала любые творческие предложениями,  иногда являлась их инициатором. В Картинной галерее состоялась презентация Керченского клуба «Ротари» и первая Музейная страница Международного фестиваля «Боспорские агоны» как и большинство страниц фестиваля были проведены именно  здесь.
В Картинной галерее устраивались разноплановые выставки, вот некоторые из них:  «Традиционное искусство Китая», предоставленная Союзом кинематографистов СССР;   «Скульптура и гобелен Советской Латвии», организованная дирекцией художественных выставок СССР (в том числе, экспонировались работы сестры Раймонда Паулса - Эдит Паулы). Музей г. Днепродзержинска предоставлял  выставку «Подарки Сталину». Экспонировались выставки из частных коллекций: выставка «Орудия наказания средневековья (Симферополь); выставки декоративно-прикладного искусства; выставки мастеров народного творчества «Мир самоцветов» (их прошло более  20); выставки восковых фигур из СПб музея (их было 4); даже выставка моделей парусных судов - работы морских офицеров Керченского гарнизона, которая  экспонировалась как новый вид сотрудничества.
Галерея способствовала развитию талантов керченских художников, поддерживала их в демонстрации своих работ, выпускала их в плавание по широким творческим просторам. Так Ж. Матрунецкий, А. Спольский, каждый в свое время, были удостоены звания Заслуженного художника Украины после выставок в Картинной галерее. На наших глазах выросла замечательная художница Настя Калюжная. Трудно назвать какого-либо керченского художника, чьи работы  не  экспонировались в галерее. Напомним некоторые имена ушедших из жизни, и чье творчество Галерея  сберегла: художники И. Гринчук, В. Никулов.  Демонстрировались  персональные выставки: скульпторов  Р.В. Сердюк и З. И. Береговой. Демонстрировались  персональные выставки художников Е.  Карцыганова, Н. Королева и Т. Павловой-Королевой, Р. Третьякова, И. и О. Каракуль, В. Щесняка, О. Иванова, А. Химий, Ю. Шадрина, Н. Гаркуши, Б. Васильева, А. Дегтярука, А. Денисенко, П. Киреева и многих других. 
Галерея поддерживала выставки детского творчества в самых разных форматах. В том числе в овладении навыками ведения экскурсий. Пример: выставка «Истоки толерантности», предоставленная Институтом иудаики и музеем Анны Франк /Нидерланды/, которая была организована таким образом, что по итогам выставки участники получали дипломы экскурсовода. 
Выставки последнего времени не требуют перечисления – их знают многие. Всего, если говорить о количестве выставок, - то за 30 лет их  проведено более 350.
Музей был закрыт в 1985 году. И тогда  Картинная Галерея стала основной экспозиционной площадкой Музея, а  историко-археологические выставки – являлись  частью экспозиционной работы.   Картинная галерея время от времени становилась то музеем Великой Отечественной войны, то Крымской, то гражданской, то Музеем истории Керчи, поскольку стационарной экспозиции по военной истории и краеведению Керчи в городе не было.
В галерее и сейчас экспонируются артефакты военного времени – как фронта, так и тыла. В галерее проходил ряд юбилейных выставок Керченского музея древностей, военно-исторических выставок, этнографических и  знаменательных дат в истории города.
Галерея стала своего рода полигоном, где отрабатывалась методика экспозиционной работы музеев на основе частных коллекций, которые в последствие стали самостоятельными: Музей семьи Шереметьевых, открыт в Севастополе, Этнографический музей, открыт  в Новониколаевке   (Юрий и Валентина Клименко - 1991 г.), музей Веры Роик, открыт в  г. Симферополе.
В  2016 году Восточно-Крымский историко-культурный музей-заповедник – преемник Керченского Музея Древностей  отмечает  свое 200-летие. Так слову вот к слову о преемственности,  все знают, что КМД был тесно связан с Эрмитажем, но не все знают, что первая выставка Эрмитажа сотоялась здесь, в Картинной Галерее. Это была выставка «Шедевры античного искусства из раскопок Пантикапея», подаренная Эрмитажем, где в голограммах были показаны все золотые находки из Керчи – вошедшие в коллекцию «Древности Боспора Киммерийского» и составляющую ныне славу Золотой кладовой Эрмитажа.
По завершению творческого отчета Генеральный директор Музея-заповедника Умрихина Т.В. поздравила  коллектив Картинной галереи с 30-летием  и вручила начальнику отдела Лазенковой Л.М. букет цветов,  как награду.
Впервые гостям были продемонстрированы кадры военной хроники Керчи, подаренные в дни Международной военной конференции Заповеднику - Московским архивным учреждением.
Это материал отснятый в 1941-1942 гг при освобождении Керчи где присутствуют непосредственные участники тех событий, но дальше – была война – и монтажных листов – не приложено. А вот теперь – вдруг  - кто- то увидит знакомые лица и неизвестных героев -  станет хоть на одно меньше.
По окончании демонстрации все присутствующие почтили память погибших минутой молчания.
По традиции каждая Гостинная открывается встречей с новой выставкой. Гости оззнакомились с новой выставкой -  керченской  художницы Евгении Тулей под названием «Во дни торжеств и бед народных».  Евгения Тулей принадлежит к числу первых послевоенных поколений, дочь ветерана ВОВ. Это разноплановая художница, которой под силу жанровая картина, натюрморт, портрет и пейзаж, иконопись. Особенно сильна ее гражданская позиция в звучании работ героико-патриотической тематики. Это работы, посвященные становлению Советского государства, теме Великой Отечественной войны. Она предпочитает работать с натуры, осмысливая и шлифуя в мастерской свои наблюдения, выверяя их с законами классической живописи.
В завершении встречи художница передала в дар заповеднику 7 живописных произведений, принятых Заповедником с благодарностью.