Виртуальная выставка "КЕРЧЬ НА ПОЧТОВЫХ ОТКРЫТКАХ конца XIX–начала XX вв."

В фондах Восточно-Крымского музея-заповедника хранится интереснейшая коллекция почтовых открыток, посвященных дореволюционной Керчи. На рубеже XIX–XX веков почтовые открытки среди почтовых отправлений приобрели особую популярность. Следуя вкусам публики, владельцы магазинов, фотографы заказывали в отечественных и иностранных издательствах целые серии почтовых открыток с видами Керчи. 


Открытки издавались в черно-белом варианте, иногда с аннотационным текстом, выполненным в цвете, известны и серии раскрашенных открыток. Несомненная ценность и тех, и других заключается в том, что они помогают воссоздать архитектурный облик Керчи конца XIX – начала XX веков, на сегодняшний день почти полностью утраченный.

Еще в конце XVIII века на месте центральной части Керчи располагалась старая турецкая крепость. Вдоль стен крепости группировались нерегулярные городские кварталы. Узкие кривые улицы сходились к базару у ворот крепости, где застройка была особенно скученной. После присоединения к Российской империи, с 70-х годов XVIII и по 20-е годы XIX века Керчь служила пограничной крепостью, что и определяло ее облик.

К 1827 году с появлением новых русских военно-морских баз на Черном море крепость Керчь окончательно утратила свое значение и была упразднена. В связи с новым положением Керчи и ее предполагаемым развитием в качестве порта, в декабре 1821 года российский император Александр I утвердил новый градостроительный план, составленный одесским архитектором Франсуа Шалем. По этому проекту Керчь должна была иметь регулярную застройку в стиле классицизма. К 1830 году выявились недостатки плана, его несоответствие реальному ландшафту местности. Это сделало невозможным осуществление проекта в полном объеме. В 1834 и 1837 годы генеральный план Керчи был скорректирован, по заложенным в нем основным идеям город развивался вплоть до середины XIX века.

В годы Восточной (Крымской) войны в период оккупации англо-франко-турецкими войсками Керчь сильно пострадала. Большая часть общественных зданий либо получила различной степени повреждения, либо была полностью уничтожена. Среди них – здания городской думы, полиции и тюрьмы, карантина, таможни, адмиралтейства, музея древностей, Кушниковского девичьего института, уездного училища и др. Пострадали также и частные дома. Специальный представитель командующего восточной группой русских войск в Крыму князь Вяземский, который после заключения перемирия весной 1856 года прибыл в Керчь для переговоров с англичанами, отмечал впоследствии в рапорте, что к нему обращались горожане с просьбой остановить союзников, выламывавших для отправки в Англию железные балконы из городских построек. Добытые аналогичным способом строительные материалы союзники использовали при строительстве бараков, а также оборонительных стенок и баррикад в разных частях города.

После Крымской войны Керчь-Еникальское градоначальство переживало экономический подъем, повлекший за собой быстрый рост населения. Это были годы масштабного военного и гражданского строительства. В первые послевоенные десятилетия отстраивается, прежде всего, исторический центр Керчи, ее центральные улицы: Воронцовская, Дворянская, Строгановская и др.

Местоположение главной улицы города было предопределено изначально особенностями рельефа, а также тем, что здесь в 20–30-е годы XIX в. проходила почтовая дорога на Феодосию. Вокруг главной магистрали формировались и первые городские кварталы.

Целый участок на Воронцовской улице занимала одна из крупнейших табачных фабрик Крыма и России, принадлежащая К.И. Месаксуди. На главной улице находились фотоателье известных керченских фотографов, видовые снимки которых использовались для почтовых открыток.

Во второй половине XIX века центральная часть города развивается в северо-западном направлении. В конце Воронцовской улицы перестраивается главный собор города – Троицкий. Улицы обустраиваются газовыми, а затем электрическими фонарями, на тротуары укладываются каменные плиты, булыжники и брусчатка. Устраиваются и перестраиваются общественные заведения, такие как городская больница, грязелечебница, женская гимназия, Кушниковский девичий институт, почта. Реконструируются Фонтанная и Театральная площади. На Строгановской улице строятся магазины, Александровская мужская гимназия, городской банк.

Постепенно формируется главный «морской фасад» города за счет строительства новых жилых домов вдоль Александровской набережной и Спицынской улицы.

Особое значение городские власти придавали озеленению города. Сложившаяся планировка центра города с его узкими улочками и площадями не позволила разбить бульвары, предполагаемые по проекту 1821 года. В 80-х годах XIX века городской архитектор Г.М. Солтыкевич вновь поставил вопрос о создании серии бульваров, садов и скверов по всему городу. Его идею в дальнейшем продолжил воплощать в жизнь архитектор К.И. Надолец. Так появился бульвар на Феодосийской улице, был благоустроен городской казенный сад. Городскими специалистами были подобраны породы деревьев, наиболее приспособленные к керченской почве. Самой подходящей оказалась софора. Ею были засажены основные улицы – Воронцовская, Дворянская, Строгановская, Спицынская, Эспланадная на горе Митридат, Приморский бульвар, обе стороны реки Мелек-Чесме.

Одним из направлений градостроительной политики стало развитие периферийных районов. На окраинах Керчи появляются такие важные градостроительные объекты как железнодорожный вокзал, металлургический завод Брянского акционерного общества.

Коллекция почтовых открыток запечатлела архитектурный облик Керчи конца XIX–XX вв., построенный на принципах классицизма или псевдоклассицизма, сочетавшийся с местным колоритом. Традиции, заложенные в основу первых градостроительных планов Керчи, благодаря которым городской центр сложился и развивался как цельная система, где тесно переплетались история и современность, сохранялись и во второй половине XIX в. Благодаря такому подходу, памятники разных эпох органично соседствовали друг с другом, что превращало Керчь в уникальный исторический город европейского уровня.

 

Текст: Н.В.Быковская, заместитель генерального директора ВКИКМЗ,

В.Ф. Санжаровец, старший научный сотрудник ВКИКМЗ

Фото: из фондов ВКИКМЗ

Видео, размещение: Е.С. Жеманова, специалист по связям с общественностью ВКИКМЗ