купить билет

ПОЛЁТЫ ОБЕСПЕЧИВАЛИСЬ НА ЗЕМЛЕ

Об авиации в годы Великой Отечественной, мужестве и самоотверженности лётчиков, воевавших в керченском небе, написано заслуженно много. Но для того, чтобы самолёты летали, а пилоты выполняли боевые задания, необходима слаженная и трудоёмкая работа специальной службы — района авиационного базирования (РАБ).


С керченскими событиями непосредственно связан 36-й РАБ. Начальником его был подполковник / полковник Эдуард Густавович Кламмер, военным комиссаром — старший батальонный комиссар / полковник Владимир Герасимович Протченко.

Район авиационного базирования принимал лётные полки, обеспечивал их горючим, запчастями, готовил аэродромы, капониры, заготавливали маскировочные средства, обеспечивал ремонт повреждённых самолетов, обновлял вышедшее из строя вооружение, отвечал за внутреннюю связь, питание, одежду и обувь для лётчиков, питание личного состава, лечение больных и раненых, организацию культурного отдыха и т. п.

Для выполнения всех функций в составе РАБ имелись несколько батальонов аэродромного обслуживания (БАО), головной авиационный склад (ГАС), отдельный автомобильный батальон (ОАТБ), походно-полевая авторемонтная мастерская (ПАРМ), отдельный батальон оперативной связи (ОБОС), отдельный инженерный аэродромно-строительный батальон (ОИАБ), кислородная станция (КДС), отдельная техническая команда по сбору аварийных самолётов (ОТК) и другие части.

Особая роль принадлежала батальонам аэродромного обслуживания — крупным подвижным частям с многочисленными службами. В составе каждого района авиабазирования их насчитывалось по 6–8 и даже больше. Первыми из БАО принимались за работу аэродромные роты. На новом месте они строили или ремонтировали аэродромы, готовили укрытия для самолётов, землянки для командных пунктов и штабов, в случае необходимости приводили в порядок аэродромы после вражеской бомбардировки, дождя, снежных заносов и т. д.

Вместе с аэродромными ротами прибывали продовольственный отдел, отдел связи, медицинская служба — соответственно они оборудовали пищеблоки, проводную и радиосвязь, медпункты. Только после этого к месту назначения направлялись остальные части района авиабазирования и авиаполки.

В ноябре 1941 г. личный состав 36-го РАБ участвовал в прикрытии отхода частей Красной Армии из Керчи на Таманский полуостров. После отлёта самолётов необходимо было перепахать лётное поле, взорвать склады боеприпасов и технического имущества, которые уже невозможно было эвакуировать. Последним город оставлял 473-й батальон аэродромного обслуживания. Переправа осуществлялась с пристани у рыбозавода на косу Чушка.

В 1942 г., после освобождения Керчи в результате Керченско-Феодосийской десантной операции, бойцы 36-го района авиабазирования готовили аэродромы на Керченском полуострове и в районе Керчь-2.

К работе привлекалось и гражданское население. Керчане ремонтировали обувь и одежду. Две группы рабочих города в течении недели вырыли в районе аэродрома Керчь-2 два колодца. Участвовали в постройке искусственной взлётно-посадочной полосы — за сорок пять часов была сделана полоса длиной 800 м и шириной 50 м. В углубления сыпали шлак, щебень, гравий, битый кирпич, затем трамбовали катками. Засыпали и выровняли более 200 воронок. Принимали участие в ремонте и постройке десятков новых землянок, капониров, складов. Керченские комсомольцы и пионеры помогали в сборе запчастей к автомашинам.

Чёткую и оперативную работу в батальонах аэродромного обслуживания отметил командующий 51-й армией Крымфронта генерал-лейтенант Владимир Николаевич Львов.

В мае 1942 г. нашим войскам вновь пришлось оставить город Керчь. Местом переправы частей 36-го РАБ были определены Еникале и Жуковка. Эвакуация проходила в тяжелейших условиях. Потери личного состава насчитывали до 20 %: 126 человек погибли, оставались неизвестными судьбы 500 бойцов и командиров, до 50 человек унесло в Чёрное море течением, были ранены 236 человек. При отступлении 36-й РАБ лишился многого транспорта и технического имущества.

В ноябре 1943 г. началась Керченско-Эльтигенская десантная операция. Аэродромы дислоцировались на Кубани. БАО 36-го района авиабазирования хорошо подготовились к боям по освобождению Керченского полуострова: на складах были накоплены большие запасы горючего, авиабомб, снарядов, патронов, технического имущества, продовольствия. Непрерывность полётов нельзя было нарушать. Лётчики летали круглые сутки, осуществляя по 6–8, а то и 10 боевых вылетов. Водители грузового и спецтранспорта торопились подвезти со складов, загрузить и заправить самолёты горючим и боеприпасами. Одновременно шла техническая учеба, так как появились новые типы самолётов, модернизировались уже известные.

В освободительных боях за Крым (1943–1944 гг.) приняли участие 11 батальонов аэродромного обслуживания, обеспечивавших 54 авиаполка и десятки отдельных авиаэскадрилий.

36-й РАБ прошёл боевой путь от Керчи до Кавказа и от Кавказа через Керчь, Крым, Украину, Белоруссию, Польшу до Берлина. Самолёты должны летать — это и была его главная боевая задача.

 

Текст: С. П. Литвинова, старший научный сотрудник ВКИКМЗ

Фото титульное. Авиатехники-рабовцы осматривают истребитель ЛаГГ и устраняют повреждения // Лавриненко И., Пекарш А. Конец саги о «ЛаГГе» [Электронный ресурс]. URL: https://warspot.livejournal.com/2139.html