Памяти товарища. Алексей Спольский

Открываю папку «Пленэры», начатую в 2008 году при переходе на «цифру». Именно в этом году Алексей Спольский начинает активно выезжать в нашей с Романом Третьяковым компании на пленэры. Через пару лет к нам присоединяется Иван Каракуль. Многие годы наша дружная компания стремится провести неделю-другую на природе. 


Готовятся холсты, закупаются краски, откладываются все неотложные дела. Алексей переносит свои дизайнерские работы. Всё подчиняется ритму пленэра. Весенний и осенний Крым с его великолепными пейзажами манит нас и вдохновляет. Алексей видит и чувствует природу необычайно тонко. Удивительные пейзажи заполняют холсты художника чёткой графикой рисунка, гармонией цвета, образом выбранного мотива. Меня восхищают его профессионализм, техника письма и мастерство!

   В поездках на пленэры идёт постоянная учёба и обмен опытом. Наблюдения за работой Алексея очень интересны и познавательны: каким образом делается рисунок, как смешиваются краски, как берутся их сочетания и как переносятся на холст…  Это, увиденное мной живое творчество, порой заменяет годы изучения многочисленных книг по изобразительному искусству и технике живописи.

   Алексей немногословен, трудолюбив. Его трудоспособность поражает. Он всегда готов оказать помощь и поддержку.  Одним словом может определить мою ошибку. Иногда просто берёт в руки кисть или мастихин, делает на холсте 2-3 прикосновения, наглядно показывая каким образом вести дальше работу.

   - Моего этюда коснулась рука мастера! – от восторга кричу я, радуясь такому мастер-классу.

   За годы наших путешествий происходит много встреч с коллегами. Мы с удовольствием посещаем музеи и выставочные залы, напитываемся шедеврами мастеров, с радостью участвуем в вечерних дружеских посиделках. Главным в пленэрах всегда и при любых обстоятельствах остаётся творчество, живопись. Удивительно доброжелательная творческая атмосфера создаётся в нашей компании. Алексей своим покладистым, добродушным характером и целеустремлённостью является ориентиром и образцом для подражания.

   По предложению Алексея в 2009 году мне предоставляется небольшая комната в мастерских Союза художников России. В коллективе, приходит понимание творческой работы вне пленэров. Коллеги экзаменуют, советуют и своим каждодневным примером дают понять то, что творчество – это труд. У этого труда нет распорядка дня, а есть работа на результат. Лучше всех этот результат получается у Алексея. Мастерство, лёгкость и быстрота исполнения работ просто впечатляют!

   В мастерской Алексея стоят большие ящики, расположенные в стеллажах.

   - Лёша, что у тебя здесь?

   - Графика. Я же график, - отвечает он и достаёт из ящиков офорты и графические работы.

   Алексей перебирает листы, с удовольствием рассказывая об удивительном времени своей молодости. Как в Советском Союзе работалось и творилось в керченских мастерских, которые он выбрал в 1974 году после окончания Ростовского художественного училища им. М. Б. Грекова. В другой раз Алексей показывает книги со своими иллюстрациями, уникальным образом передающие характеры героев, костюмы и обстановку исторического романа.

   Удивительно и то, что Алексей в шестидесятилетнем возрасте заканчивает автошколу и начинает водить автомобиль. Жизнь его сразу же приобретает новый оттенок, становится более динамичной и солидной.

   - Я за рулём, - говорит он, выпивая бокал сока за здоровье очередного именинника и спокойно продолжает работать. В семье радость!

   В ноябре 2017 года мы с Алексеем пишем этюды на Крымском мосту. Перекусив, идём вверх к аркам до соединения, с которыми остаётся пару пролётов.

   - Это как же надо продумать, просчитать, чтобы всё так совпадало! Каждая деталь, каждая гаечка и болт - всё на своём месте и так точно совпадает, образуя мост – восторгается Алексей.

 - Вот ещё бы проехать…

   Преодолев очередную серьёзную болезнь, Алексей активно готовит свою юбилейную выставку. Поскольку живописных полотен много, он выбирает лучшие. Ищет материал для новых и пишет, пишет практически каждый день.  Параллельно с этим ведёт и сопровождает свои дизайнерские проекты. Строит планы на будущие пленэры.

   - Хорошая работа, - говорит Алексей на моей персональной выставке в картинной галерее.

   - Хорошая работа, я её не видел, - говорит снова, рассматривая кавказский этюд в моей мастерской.

   Доброе слово мастера ценно. Особенно ценно, когда понимаешь недосягаемую величину его таланта и, при этом, его деликатность и немногословность.

   30 декабря в мастерских мы провожаем чашечкой кофе такой сложный 2020-ый год. Надеемся, что следующий будет лучше. На Рождество разговариваю с Алексеем по телефону, а через день он говорит, что подтвердился диагноз «коронавирус». Тем не менее, наш разговор идёт о работе, о планах на будущие работы после выздоровления, о друзьях, перенёсших эту напасть.

   Гулким ударом прозвучала фраза Алексея, написанная в сообщении: «Прощаюсь». Отвечаю: «До встречи». Затем, поняв всю глубину этого осознанного им слова, добавляю: «В лучших мирах…»

 

5.02.2021           

Текст: Виктор Щесняк

Размещение: Е. Жеманова