ОБРАЗ ХРАМА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ В ТВОРЧЕСТВЕ ХУДОЖНИКА АНАТОЛИЯ ШИБНЁВА

Одной из главных достопримечательностей Керчи является храм Иоанна Предтечи, расположенный в центре города. Он представляет собой сложный архитектурный комплекс, окончательно сформировавшийся в конце XIX столетия.


Восточная часть – памятник ранневизантийского культового зодчества и датируется (приблизительно) концом IX – нач. X вв., четырёхстолпный трёхапсидный крестово-купольный храм, крест которого внутри был нарушен отдельно стоящими колоннами, в результате чего сооружение объединило базиликальную и крестово-купольную архитектурные системы.

Церковь возведена из светлых блоков известняка-ракушечника, которые чередуются с прослойками тонких обожжённых кирпичей-плинф. Подобный тип кладки, способствующий созданию величавого и нарядного облика, был известен византийским зодчим и применялся при строительстве больших общественных зданий в Херсоне, Солуни и Константинополе.

Венчает церковь единственный полусферический купол, образующий центр креста. Купол установлен на круглом светонесущем барабане, что придаёт сооружению стройные очертания. В композиции господствует вертикаль, благодаря которой храм Иоанна Предтечи являлся архитектурной доминантой в городской застройке.

История не сохранила сведений о том, кто возводил его – византийские зодчие или боспорские мастера. Письменных источников, в которых называется время строительства, не обнаружено. Впервые о нём упоминает арабский путешественник Ибн-Батута, посетивший эти земли в 30-е гг. XIV ст.

С конца XIX века, когда были предприняты обследования культового сооружения, велись между учёными споры о датировке памятника. В настоящее время наиболее вероятной датой принято считать конец IX – начало X ст. (научно обоснованный вывод историка Т. И. Макаровой, производившей в 1960–1970-х гг. раскопки средневекового Корчева).

За свою многовековую историю храм Иоанна Предтечи пережил периоды расцвета и запустения. Именовался церковью святого Иоанна, Греческой церковью, храмом Иоанна Предтечи, церковью, освящённой во имя честныя главы Иоанна Предтечи. В течение XIX ст. храм расширялся, достраивался и перестраивался (колокольня и северный придел). В середине ХХ века, во время Великой Отечественной войны, он серьёзно пострадал, но уцелел. В 1970–1980-е гг. по проекту архитектора Е. И. Лопушинской был отреставрирован, и с 1991 года является вновь действующим православным храмом.

Величественный древний памятник объединил в себе историю, искусство архитектуры и православную веру. В течение десяти столетий его стены были немыми свидетелями истории Керчи, его духовное тело хранит молитвы и мольбы ушедших поколений и ныне здравствующих. Храм Иоанна Предтечи – произведение архитектуры (как зрительного искусства), впечатляет своей строгой и стройной красотой, будит эмоции людей, смотрящих на него и входящих вовнутрь. Являлся и является объектом изображения, источником вдохновения для многих керченских и крымских художников и поэтов прошлого и настоящего.

Не обошёл его своим вниманием и Заслуженный деятель искусств Белорусской ССР художник Анатолий Шибнёв.

Анатолий Демьянович (Дамианович) родился в 1907 году в Петербурге в семье студента Императорской академии художеств Дамиана Шибнёва и преподавательницы музыки Софьи Можаровской. В 1911 году семья переехала в город Керчь. Дамиан Шибнёв преподавал в Александровской гимназии; в первой половине 1920-х гг. был заведующим художественным отделом музея – Картинной галереей; работал художником и научным сотрудником в Керченском музее. Семья Шибнёвых сыграла заметную роль в развитии культурной жизни города. На квартире у них (во дворике археологического музея) собирались по субботам молодые художники и любители искусства – вели творческие беседы, консультировались.

Творческая атмосфера дома, занятия с отцом приобщали Анатолия с ранних лет к живописному мастерству. Он второй представитель династии художников Шибнёвых. Окончил в 1934 году графическое отделение Одесского художественного училища (за время учёбы Анатолия училище было преобразовано в Одесский художественный институт, в 1934 г. возвращён прежний статус); в 1940 году – отделение исторической живописи Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Всероссийской академии художеств.

Одним из преподавателей Анатолия Шибнёва был представитель реалистического направления, художник В. Н. Мешков, оказавший определённое влияние на формирование творчества своего ученика. Ценными были мнения и советы директора Всероссийской академии художеств, профессора Исаака Бродского, товарища отца в студенческие годы. Именно И. И. Бродский, оценивая творчество начинающего художника-графика, отметил, что в полной мере его талант проявится именно в живописи, а не в графике.

В 1940 году Анатолия Шибнёва направили на работу в Минск, оттуда в Брест, недавно освобождённый от польской власти. В Белоруссию он приехал вместе с женой Татьяной и маленьким сыном Евгением. В Бресте преподавал в студии Дворца культуры, Татьяна работала в театре.

Вскоре мирная жизнь, творческая работа были прерваны. Из воспоминаний Евгения Шибнёва: «В начале 1941 года отец был призван в лагерь возле Брестской крепости с сотнями таких же необученных. И тут началась война. Мы с мамой и бабушкой пытались бежать по Минской дороге, но на следующее утро немецкие войска перекрыли все пути на Минск. Нам пришлось вернуться в разграбленный Брест, и знакомые нас приютили. Где отец? Что будет с нами и как жить? В районе Брестской крепости более месяца гремели взрывы и стрельба. Однажды, ближе к осени, подъехала немецкая машина, и в сопровождении солдат – отец, худой и заросший, но живой! Оказалось, что комендант лагеря пленных призывников некто Миркович своей властью имел право освобождать местных жителей, попавших в плен. Он решил проверить, действительно ли отец профессиональный художник и его семья в Бресте. Он же разрешил отцу делать зарисовки пленных…».

Во время оккупации Шибнёвы жили в Белостоке. В начале 1944 года они отказались от переезда во Францию (на этом настаивала администрация театра, в котором работала Татьяна Евгеньевна). Когда Белосток освободили советские войска, Анатолий Шибнёв просил коменданта города направить его на фронт. В Действующую армию его не призвали в связи с распоряжением И. В. Сталина – направлять всех специалистов с освобождённых территорий на места прежней работы. Мастер был назначен руководителем художественных мастерских в Минске и переехал туда с семьёй.

Всеобщее признание в послевоенное время Анатолию Шибнёву принесли картины глубокого гражданского звучания и историко-революционной тематики. В 1963 году ему было присвоено звание Заслуженного деятеля искусств Белорусской ССР. Белоруссия, Минск стали второй родиной для художника. В его творчестве нашли отражение трагические страницы войны (Брестская крепость, Хатынь) и красота природы родной земли (цикл белорусских пейзажей).

Однако южный городок довоенной жизни манил к себе, древняя керченская земля властно притягивала. Она воскрешала воспоминания о детстве и юности, хранила память об отце, обещала радость встречи с крымской природой и неповторимыми уголками старого города.

Летом 1965 года Анатолий Шибнёв побывал с первой творческой поездкой в Крыму и Керчи. Священные камни горы Митридат, древняя Греческая церковь (храм Иоанна Предтечи), уютный музейный дворик, чарующие панорамы города, открытого морским ветрам и степным просторам, стали героями его этюдных пейзажей.

В результате нескольких творческих командировок керченский пейзажный цикл белорусского живописца составил более 50-ти произведений. Все они лиричны, музыкальны, наполнены любовью к родной земле. В них нашли отражение история, архитектура и природа Керчи. Картины выполнены маслом на холстах, этюды для полотен написаны на пленэре. Талантливо и мастерски передан простор, окружение воздуха и света, тончайшие цветовые переходы. А главное, в них ощущается душа города и незримое присутствие самого художника.

В Картинной галерее Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника на выставке «Притяжение Керчи» экспонируются шесть пейзажей Анатолия Шибнёва (посмертный дар мастера музею). Три из них посвящены образу храма Иоанна Предтечи.

Этюд для картины «Греческая церковь VIII века» выполнен на пленэре в 1965 году. Название фиксирует одно из наименований храма и версию о времени его возведения. Церковь ещё не была отреставрирована, её одиночество и запустение отразились на полотне.

На переднем плане – восточная древняя часть церкви. Этюд, вероятно, написан в предрассветный час. Храм ещё не освещён лучами солнечного света, лишь небо уловило приближение утра. Приглушённые тона красок, размытые синевато-сизые оттенки, вариации коричневого цвета, тончайшие цветовые переходы создают печальный и тоскующий образ храма, занимающего почти всё пространство картины.

Изображение несколько размыто, покрыто пеленою древности и запустения. Чахлая зелень небольшого деревца (сбоку на переднем плане) подчёркивает минорную направленность картины. Купол без креста, за деревцем просматривается колокольня. С изображением храма контрастирует небо – светлое, почти белое, с нежнейшими розоватыми отблесками. Эти отблески прослеживаются и в верхней части изображённой церкви, добавляя к минорности пейзажа светлые нотки.

Второе полотно – мажорный красочный пейзаж, открывающий зрителю церковь обновлённую. Картина написана в 1981 году, название лаконично – «После реставрации. Вечером». Снова изображение восточной части, но выбран иной ракурс – видна дверка северного придела, на заднем плане верх колокольни, на куполах золочёные кресты.

Церковь на определённом отдалении от зрителя, что даёт возможность впитать, насладиться её нарядным обликом, созданным белыми, красно-розовыми и желтоватыми насыщенными тонами. Обрамлением храма служит тёмная буйная зелень деревьев (сбоку на переднем плане) и вечернее сине-зелёное небо.

Церковь живёт на картине, чувствуется ёё праздничное настроение. Она не одинока, под сенью стен отдыхают люди. Женщина с ребёнком поднимается по лестнице к храму. На ней яркое красное платье, и это красочное пятно подчёркивает мажорное настроение пейзажа.

В 1981 году написана и картина «С горы Митридат». Со склона горы открывается панорама Керчи: виден мол, корабли на рейде, морской простор Керченской бухты, вдалеке Змеиный мыс. В центре пейзажной композиции – колокольня церкви святого Иоанна, освещённая (с одной стороны) солнцем и сверкающим на светлом куполе крестом. Пейзаж наполнен буйством красок зелени, и на колокольне лежит их отблеск. Яркий солнечный день оттенён светлыми водами пролива и облаками в небе.

Автор создаёт у зрителя удивительное ощущение проникновения в картину. Летний зной накалил крыши домов, на море дымка. Жару смягчает ветер, колышущий листву деревьев. Прохладой и умиротворённостью дышит храм, светлая колокольня которого формирует композицию произведения.

В пейзажах проявился в полной мере редкий колористический дар, которым обладал Анатолий Шибнёв. Игра воздуха и света на полотнах, насыщенность палитры, тончайшие цветовые переходы создают особый одушевлённый образ храма Иоанна, наполненный то грустью и тоской, то радостью и ликованием.

Пейзажи керченского цикла чутко передают настроение автора в тот момент, когда он работал на пленэре, они – лирический отпечаток его впечатлений, мироощущения и душевных состояний. И в каждом творении колокольным благовестом звучит притяжение Керчи – древней крымской земли, напоённой солнцем, морским ветром и горьковатым запахом степной полыни.

Текст: Н.Н. Непомнящая, научный сотрудник Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника

Размещено: Е.С. Жеманова, специалист по связям с общественностью ВКИКМЗ

Подписи к фотографиям: 

Фото № 1. Храм Иоанна Предтечи (современный вид).

Фото № 2. Храм Иоанна Предтечи после освобождения Керчи от немецко-фашистских захватчиков. 1944 г.

Фото № 3. Художник Анатолий Шибнёв (1907–1990).

Фото № 4. А. Д. Шибнёв. «Греческая церковь VIII века», 1960-е годы.

Фото № 5. А. Д. Шибнёв. «После реставрации. Вечером», 1981 г.

Фото № 6. А. Д. Шибнёв. «С горы Митридат», 1981 г.