ОБ УЧАСТНИКАХ ЭЛЬТИГЕНСКОГО ДЕСАНТА МОРЯКАХ-ЧЕРНОМОРЦАХ АНАТОЛИИ И ВИКТОРЕ ЧУЖИНОВЫХ

В первом зале экспозиции музея истории Керченско-Эльтигенского десанта экспонируются фотографии и документы моряков Керченской военно-морской базы, участников 3-й группы высадки десанта (направление южнее Керчи, в районе Эльтигена), Анатолия и Виктора Чужиновых. Десант стал особой вехой их боевого пути, а Керчь – родным и близким городом в их судьбах.


Анатолий и Виктор родились в Краснодаре в семье фотографов Гавриила и Марии Чужиновых: Анатолий – 25 июля 1919 г., Виктор – в 1924 г. Отец воевал в Первую мировую, был награждён двумя Георгиевскими крестами, 4-й и 3-й степени. В Краснодаре жили и работали три его брата: Леонид – портным, Артём – парикмахером, Александр – машинистом электростанции.

Во второй половине 1920-х гг. Гавриил и Мария с детьми переехали в Пятигорск, а затем в Кисловодск. В 1937 г. Анатолий Чужинов, окончив 10 кл. школы № 12, по комсомольской путёвке поступил во 2-е военно-морское училище в Севастополе. Формирование училища началось в апреле 1937 г., его строительство велось при непосредственном участии курсантов первого набора. В 1939 г. училище было переименовано в Черноморское военно-морское, через год переведено в разряд высших учебных заведений, именовалось Черноморское высшее военно-морское училище (ЧВВМУ). Анатолию легко давалась учёба, нравились порядок и дисциплина, у него не было «морской болезни», море быстро стало родной стихией. В марте 1941 г., успешно сдав госэкзамены по 8 дисциплинам, он был в звании мичмана направлен в Дунайскую флотилию на шестимесячную стажировку, которую 22 июня 1941 г. прервала война.

Лейтенант Анатолий Чужинов (всем курсантам первого набора было присвоено это звание) командовал бронекатером БКА-402 в составе дивизиона бронекатеров Дунайской военной флотилии, участвовал в обороне Одессы, Николаева, Херсона, Каховки, воевал на Тендровском боевом участке в районе о. Первомайский.

Дозоры, прикрытие переправ, эвакуация архивов. Ранение в сентябре 1941-го под Каховкой, госпиталь, участие в октябре в начавшейся обороне Севастополя, поддержка в ноябре частей 51-й армии, обороняющей Керченский полуостров.

После расформирования Дунайской флотилии её катера вошли в состав Азовской военной флотилии, задачами которой было содействие приморским флангам частей и соединений Красной Армии, обеспечение морских сообщений и осуществление противодесантной обороны.

Враг подступил к Ростову, с 17 ноября 1941 г. завязались ожесточённые бои, 21 ноября наши войска были вынуждены оставить город. В Ростове-на-Дону размещалась одна из манёвренных баз Азовской военной флотилии, база в срочном порядке была переведена в Азов. БКА-402 и ещё один бронекатер, выполняя задание по вывозу архивов, уходили последними. У небольшого островка катер лейтенанта Чужинова сел на мель, снять его не удалось, и 22 ноября по приказу командования БКА-402 был затоплен. Экипаж, присоединившись к отряду морских пехотинцев, добрался до базы.

В конце ноября – начале декабря Анатолий Чужинов с отрядом моряков-добровольцев, под командованием будущего Героя Советского Союза Цезаря Куникова, участвовал в диверсионных рейдах в тылу противника между Таганрогом и Ростовом. Затем получил назначение в Ейск, где вступил в должность командира катера-тральщика (КАТЩ) «Тайфун». Это был сейнер Новороссийской моторно-рыболовецкой станции, мобилизованный в конце октября 1941 г. для нужд флота, его переоборудовали в тральщик и включили в состав дивизиона сторожевых катеров-тральщиков Азовской военной флотилии.

В Ейск Анатолий приехал вместе с семнадцатилетним Виктором. Лейтенант Чужинов был накануне в командировке в Краснодаре, где ремонтировали бронекатера, в городе встретился с младшим братом, который просил взять его с собой в часть. Анатолий обещал, но в день отъезда на вокзале сказал, что Вите ещё рано воевать. Когда поезд тронулся, Виктор сел в другой вагон, и только позже перешёл в вагон, где ехал Анатолий, решив таким образом свою дальнейшую судьбу.

Сначала Виктор служил во флотском экипаже, а в феврале – начале марта 1942 года через Ейский военкомат его официально зачислили на военно-морскую службу в отряд кораблей Азовской флотилии. Разрешение давал лично командующий флотилией контр-адмирал С. Г. Горшков. Виктор был направлен на катер «Тайфун», служил в экипаже брата старшим матросом, пулемётчиком.

24 апреля 1942 г., во время выполнения боевого задания, «Тайфун» был атакован вражескими самолётами. Лейтенант Чужинов получил два ранения. Из его наградного листа: «…будучи ранен в ногу и ухо, продолжал командовать кораблём, под огнём противника устранял задержки в пулемёте, подвёл катер к берегу. О своём ранении сказал лишь после эвакуации с корабля раненых и убитых бойцов…». Приказом командующего Черноморским флотом 9 августа 1942 г. он был награждён орденом Красной Звезды.

22 июня 1942 г. в Темрюке при авианалёте вплотную к борту КАТЩ «Тайфун» упали две бомбы. Катер получил серьёзные повреждения, несколько членов экипажа, в том числе командир, были контужены. «Тайфун» отремонтировали, как говорится, «на скорую руку», чтобы стать как можно быстрее в строй. Враг в это время подступал к Ейску и ст-це Приморско-Ахтарской, и каждый боевой катер был на счету. «Тайфун» доставлял на оборонительные участки боеприпасы, вывозил раненых, участвовал в отражении воздушных атак противника.

«Наш катер имел большую течь, – вспоминал Виктор Гаврилович, – даже во время маленькой зыби помпы не успевали откачивать воду. И по приказу командующего флотилией «Тайфун» был направлен на ремонт в Поти. Пройти Керченский пролив было очень тяжело, в Крыму были немцы. Из 28 катеров, в основном рыбацких, в Чёрное море прорвались только 5, в этом числе и наш катер. После ремонта мы производили контрольное траление Потийского фарватера. В Поти я окончил курсы лёгких водолазов, совмещал три боевые специальности – был рулевым, пулемётчиком и лёгким водолазом».

Прорыв катеров в Чёрное море пришёлся на конец августа 1942 г., 8 сентября Азовскую флотилию расформировали. «Тайфун» был зачислен в Керченскую военно-морскую базу Черноморского флота под номером КАТЩ-576. В составе 10-го, 12-го, 11-го дивизионов тральщиков в 1942–1943 гг. катер участвовал в битве за Кавказ, боях на Малой земле, сентябрьском десанте в порт Новороссийск, освобождении Таманского полуострова. Командиру Анатолию Чужинову было присвоено звание старшего лейтенанта.

«В октябре 1943 года, – вспоминал Анатолий Гаврилович, – мой катер первым из кораблей Черноморского флота вошёл в заминированный врагом Анапский порт. После проведения тральных работ по разминированию входного фарватера и акватории, проведённых нами, в порт стали входить корабли, которым предстояло высаживать десант на крымскую землю». Перед десантной операцией, в течение 5 ночей, с 23 по 27 октября, группа тральщиков, в составе которой был и КАТЩ-576, под прикрытием сторожевых катеров (морских охотников) производила боевое траление и очистку от мин на указанных фарватерах – путях предстоящего следования к Эльтигену. Работы велись при неблагоприятствующих погодах, были ограничены во времени, противник, освещая пролив мощными морскими прожекторами и обнаруживая катера, открывал огонь из дальнобойных береговых батарей. Траление приходилось приостанавливать, маневрировать, а потом снова продолжать. Тральщиков было мало из-за потерь в предыдущих десантных операциях, КАТЩ, прибывшие с Волжской военной флотилии, к тральным работам в проливе были не подготовлены. Поэтому боевую задачу в полном объёме выполнить не удалось. Минная угроза оставалась и не замедлила вскоре проявить себя. К тому же штаб флота из-за нехватки высадочных средств принял решение задействовать в десанте тральщики как суда-перевозчики, что исключило возможность следования отрядов за тралами.

Операция, назначенная в ночь на 28 октября, из-за поднявшегося шторма была отложена, началась в ночь на 1 ноября 1943 года, и только на южном направлении. КАТЩ-576 вошёл в 3-й десантный отряд под командованием Героя Советского Союза капитана 3-го ранга Николая Сипягина (он погиб на рассвете 1 ноября 1943 года в разгар высадки в Эльтиген). Перед выходом в море Сипягин поставил боевую задачу перед командирами кораблей и десантных судов. Каждый знал своё место в походной колонне и свои действия на всех этапах операции. «На судах прошли короткие митинги, моряки дали клятву: не щадя своей крови и самой жизни выполнить приказ Родины – освободить родной Крым от фашистской нечисти, – вспоминал Анатолий Чужинов. – Днём на причале для нас был дан хороший концерт приехавшими артистами. На концерте были Сипягин и Глухов, с которыми я давно дружил. Мы и подумать не могли, что Сипягина, Глухова, Чеслера и других боевых друзей видели в последний раз». Да, в десант шли с воодушевлением, эмоционально заряженные, гордились, что первыми ступят на керченскую землю и освободят её. Никто не мог предположить, что всё пойдёт не по плану и десант будет сопряжён с тяжкими невосполнимыми потерями как в людях, так и в кораблях.

Форсирование Керченского пролива было сложным из-за холодной штормовой погоды, высадка проходила под шквальным заградительным огнём противника. «Вокруг катеров вода кипела от всплесков снарядов и мин, осколков и пуль, – вспоминал Анатолий Чужинов. – Создавалось впечатление, что мы попали в ад кромешный. В этот момент мы открыли огонь по прожекторам и огневым точкам противника. Очень трудно удерживать катер на штормовом прибое у берега от выбрасывания на берег и на мель. Ещё трудней десантникам, которые прыгают в баркасы, пляшущие на крутой волне, что устремляются под огнём врага к берегу. Орудийный расчёт катера прямой наводкой уничтожил ближайший прожектор, ослеплявший нас. Пулемётчик Виктор Чужинов перенёс огонь по осветительным ракетам (с парашютами) и сбил одну за другой несколько ракет…». Из-за полученных повреждений у тральщика отказал двигатель, неподвижный катер начало сносить волной на мель, близко рвались снаряды. Помощь оказал подошедший морской охотник, взяв КАТЩ-576 на буксир и «притянув» к причалам Солёного озера. Позже Анатолий Чужинов узнал, что катером-охотником командовал его друг старший лейтенант Николай Репин (курсант первого набора ЧВВМУ).

1 ноября 1943 г. Анатолий Чужинов принял командование катером КАТЩ-562. Это была парусно-моторная деревянная шхуна «Красная Армия», собранная на небольшой судоверфи в пос. Еникале для нужд керченских рыбаков в начале 1930-х гг. Её мобилизовали вместе с экипажем ещё 27 июля 1941 г., переоборудовав в тральщик и зачислив в Азовскую военную флотилию. Позже «Красная Армия» воевала в составе Керченской военно-морской базы.

На КАТЩ-562 старший лейтенант Чужинов ходил к Эльтигенскому плацдарму до 7 ноября 1943 г., когда в морском бою с 3 немецкими торпедными катерами был тяжело ранен в ногу. Несмотря на ранение и кровопотерю, он держался изо всех сил, капитанский мостик не покидал, отдавая приказания артиллеристам и рулевому. На Таманский полуостров, и позже в госпиталь, его доставили без сознания. 16 ноября, вследствие начавшейся газовой гангрены, правую ногу ему ампутировали. Полтора года он пролежал в военно-морских госпиталях Сочи, Тбилиси и Кисловодска, перенеся 8 тяжёлых операций.

Выписавшись в начале августа 1945 г. из госпиталя и направляясь за назначением в Севастополь, Анатолий заехал в Керчь, где в составе 2-й бригады траления ЧФ продолжал военную службу Виктор. Встреча братьев состоялась на палубе «Тайфуна», о ней написали в газете «За Родину!» в заметке «Радостная встреча на тральщике». После ремонта КЭМТЩ-576 «Тайфун» тралил магнитные мины в районе Анапы, Керченском проливе и Азовском море. На счету у катера было 5 магнитных мин.

За участие в Эльтигенском десанте старший краснофлотец Виктор Чужинов был награждён медалью «За отвагу», старший лейтенант Анатолий Чужинов – орденом Красного Знамени (награду ему вручили в Керчи).

Прибыв в Севастополь на главную базу ЧФ, в отделе кадров Анатолий узнал, что с ноября 1943 года числится в списках погибших – в личном деле была запись о том, что он умер в госпитале после тяжёлого ранения.

В Севастополе Чужинов получил назначение в Одессу, возглавлял штаб гидрографии Северо-Западного района Чёрного моря (от Николаева и Херсона до устья Дуная). Работа шла по гидрографическому обеспечению боевого траления мин на фарватерах Одессы, Днепробугского лимана и акватории, прилегающей к Одесскому заливу. В конце 1946 года в связи с ухудшением здоровья и получением инвалидности 2-й группы Анатолий Чужинов в звании капитан-лейтенанта подал в отставку. В 1950 г. окончил Институт пчеловодства в Москве, работал в народном хозяйстве на Кубани. Жил с семьёй в станице Абинской. Ещё в войну он познакомился в Сухуми с Валентиной Сергеевной Хушпулян (1925 г. р., работала бухгалтером в здании горсовета), в августе 1943 г. они поженились, в 1944 г. родился старший сын Олег. Младший Виктор родился в 1948 г. в станице Абинской.

Виктор Гаврилович жил в Керчи (демобилизовался в 1950 г.), его супругу звали Лидия, в семье родились две дочери. Он продолжил дело родителей, работал фотографом в Доме офицеров, в фотоателье (позже фотостудия) на улице им. Володи Дубинина. Считался лучшим портретистом в городе.

С 1951 г. на судоремонтном заводе «Залив» (в то время п/я 48) было запущено производство военных катеров-тральщиков. Виктор позвал брата в Керчь, и Анатолий Гаврилович в течение 10 лет работал на «Заливе», одно время возглавлял заводской профком, его имя занесено в Книгу почётных работников завода. В начале 1960-х гг. вернулся в город своего детства – Кисловодск.

11 апреля 1979 года Анатолий Чужинов был приглашён керченским комитетом ветеранов Великой Отечественной войны на торжества в честь 35-летия освобождения г. Керчи. В этот день он побывал в историко-археологическом музее на открытии выставки фоторабот Евгения Халдея «От Керчи до Берлина», которую представил сам автор. Позже, по просьбе сотрудников музея, Анатолий Гаврилович прислал письмо с воспоминаниями, фотографиями и анкетой ветерана Великой Отечественной войны. Несколькими годами ранее в музей передал свои воспоминания, фотографии и личные документы Виктор Гаврилович.

Братья Чужиновы ушли из жизни в начале 2000-х, оставив о себе достойную негасимую память в сердцах родных, друзей, коллег.

В феврале 2019 года музей истории Керченско-Эльтигенского десанта посетили сыновья Анатолия Гавриловича Олег и Виктор и внук Роман. Семья Олега Анатольевича живёт в Керчи, семья Виктора Анатольевича – в Белорусии, в Барановичах, на родине бывшего командира 3-й группы высадки Керченско-Эльтигенской десантной операции Г. Н. Холостякова. Выражаем Олегу, Виктору и Роману Чужиновым искреннюю признательность и благодарность за переданные в музей копии фотографий из семейного архива и рассказ о военных моряках, братьях Анатолии и Викторе Чужиновых – участниках героического, драматического и незабываемого Эльтигенского десанта.

 


Текст: Наталья Непомнящая, научный сотрудник ВКИКМЗ.
Фото: из архива Романа Чужинова и Натальи Непомнящей, фондов ВКИКМЗ, открытых интернет-источников.
Размещение: Екатерина Жеманова, специалист по связям с общественностью ВКИКМЗ
 

Аннотации к фотографиям: 

Фото 1. Братья Чужиновы: Леонид, Артём, Гавриил (сидят), Александр (стоит). Краснодар, 1919 г.

Фото 2. Мама Анатолия и Виктора Мария Николаевна Чужинова.

Фото 3. Анатолий и Виктор. Пятигорск, 1927 г.

Фото 4. Курсант военно-морского училища Анатолий Чужинов (справа) с другом. Севастополь, 1937–1938 гг.

Фото 5. Лейтенант Анатолий Чужинов. Лето 1943 г.

Фото 6. Старший краснофлотец Виктор Чужинов. Керчь, гора Митридат (у здания Керченского музея древностей), 1944–1945 гг.

Фото 7. Старший лейтенант Анатолий Чужинов с матерью и сестрой Лилией.

Фото 8. Капитан-лейтенант Анатолий Чужинов, мама Мария Николаевна, сестра Лилия, сын Олег, жена Валентина Сергеевна. Тихорецк, 1946 г.

Фото 9. Валентина, Анатолий, сын Олег. Тихорецк, 1946 г.

Фото 10. Анатолий с сыновьями Олегом и Виктором. Керчь, 1 мая 1957 г.

Фото 11. Виктор Чужинов с отцом. Керчь.

Фото 12. Виктор с женой Лидией.

Фото 13. Капитан-лейтенант в отставке Анатолий Гаврилович Чужинов. Кисловодск, 1973 г.

Фото 14. 1977 г.

Фото 15. Фотография и краснофлотская книжка Виктора Чужинова, музей истории Керченско-Эльтигенского десанта, 2013 г.

Фото 16. Братья Чужиновы: Олег Анатольевич и Виктор Анатольевич в музее Эльтигена у витрины, в которой представлены фото их отца, фото и документы дяди, номер газеты «За Родину!» от 9 августа 1945 года со статьёй «Радостная встреча на тральщике». 3 февраля 2019 г.