купить билет

НАСЛЕДИЕ, ДОСТОЙНОЕ ПОДРАЖАНИЯ. АРХИТЕКТОР НИКОЛАЙ КРАСНОВ

У каждого края есть значимые для него имена. Особенно, если это люди, благодаря которым создан его неповторимый образ. Свой вклад в архитектурный облик Крыма внесли многие зодчие разных эпох. Имена одних забыты, других помнят поныне. 

 

 


Для Керчи одним из таких мастеров был Александр Дигби, имя которого прочно высечено в каменной летописи города — ступенях и балюстрадах Большой Митридатской лестницы, взлетающих ввысь маршах, в грозных фигурах грифонов... Подобные имена есть у многих крымских городов.

Любой, кто хоть раз бродил по исторической части Большой Ялты, бывал в великолепных дворцах Южного берега Крыма, наверняка слышал ещё об одном замечательном зодчем XIX века — Николае Петровиче Краснове.

Он родился 9 ноября 1864 г. в с. Хонятино Глебовской волости Коломенского уезда (ныне Коломенский район Московской области) в крестьянской семье. Несмотря на своё происхождение, в 12 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За свой первый проект «Несгораемый театр» он в 1883 г. был награждён Московским художественным обществом Малой серебряной медалью. Эта награда являлась не только признанием таланта начинающего архитектора, но и освобождала от уплаты за обучение, тем более что в это время он жил вместе с матерью в достаточно стеснённых условиях.

В 1885 г., по окончании училища, Краснов получает Большую серебряную медаль за проект «Гимназия». Награда позволяла получить звание «классного художника 3-й степени, право самостоятельной работы в составлении проектов и строительстве зданий».

Осенью 1887 г. он прибыл в Крым. А уже через год после его приезда Министерство внутренних дел утвердило принятое городской думой решение о назначении Н. П. Краснова главным архитектором Ялты. На 24-летнего Николая Краснова легла полная ответственность за её архитектурный облик. По сравнению со столицей Ялта могла в то время казаться глухой провинцией. Но благодаря тому, что на Южном берегу находилась собственность императорской семьи, город после каждого курортного сезона всё более и более становился популярным. Многие состоятельные люди и приближённые к царской фамилии старались приобрести здесь виллу, дачу либо просто десятину земли.

Вступив в должность, Краснов начинает работу с расширения набережной, которая в дальнейшем стала главной улицей города. В 1889 г. он приступает к разработке нового плана развития Ялты, которая приобретает значение общероссийского города-курорта. Его заботами была сооружена городская канализация, осуществлялись прокладки новых улиц и переименование старых. Он устанавливал ширину улиц, высоту строений, устранял хаотичность застройки. Под его началом были построены женская гимназия, здание Крымско-Кавказского горного клуба, детская больница, католический костёл, реконструирован порт, благоустроен Пушкинский бульвар и берега речки Учан-Су. Также он возглавил строительство собора Александра Невского по проекту архитектора П. К. Теребнёва. Внутренняя отделка храма, роспись и иконостасы выполнялись по его эскизам и рисункам.

В начале XX века Н. П. Краснову начинают поступать частные заказы: он перестраивает дом композитора А. А. Степендиарова, строит дом военному инженеру и известному крымоведу А. Л. Бертье-Делагарду. Работая над реставрацией ханского дворца в Бахчисарае, Николай Петрович Краснов подружился с великим князем Петром Николаевичем. Великий князь доверил ему проектирование и строительство «Дюльбера» — дворца из сказок Шахерезады. Осенью 1907 г. князь Юсупов пригласил Краснова произвести полную реконструкцию его кореизской дачи «Розовый дом» (Юсуповский дворец). Затем в Кокозах (Соколиное) строится удивительный по красоте и архитектурному решению Охотничий дом Князя.

Осенью 1909 г. Николай II принимает решение строить новый дворец в Ливадии. Неудивительно, что его выбор пал на Краснова. К этому времени Николай Петрович имел богатый опыт строительства зданий различного назначения в условиях сложного рельефа Южного берега, сейсмической опасности и оползней. Освящение закладки фундамента состоялось 23 апреля 1910 г. Несмотря на трудности строительства, непогоду, морозную зиму и снегопады, 20 сентября 1911 г. в Ливадии состоялось новоселье.

Дворец был возведён в стиле итальянского Ренессанса, который в дореволюционное время назывался «нежным». Дворцовый комплекс, парк, здания, украшенные резьбой по мрамору, скульптуры, интерьеры комнат, парадные залы — весь колоссальный объём работ был произведён за 17 месяцев. В его создании принимали участие сотни рабочих, мастеров-каменотёсов, десятки русских фирм. При создании проекта и строительстве Ливадийского дворца Николай Петрович проявил незаурядные инженерные способности. Архитектор «угодил всем, даже горничным».

В октябре 1911 г. Краснов был пожалован в Архитекторы Высочайшего Двора и награждён орденом Св. Владимира 4-й степени. В 1913 г. он избран академиком Петербургской Академией художеств и утверждён в чине надворного советника. В лично составленном Красновым в 1913 г. для Академии списке работ, исполненных по собственным проектам, архитектор указал свыше 60 значительных построек в Крыму.

Вскоре началась Первая мировая война, затем революция. В 1919 г. архитектор Краснов вместе с семьёй эмигрирует из России. В 1920–1922 годах он проживал на Мальте. С 1922 г. обустроился в Белграде, где работал в Министерстве строительства Королевства Сербов Хорватов и Словенцев. Здесь он стал инспектором Архитектурного отделения, в котором руководил проектной группой по монументальным строениям вплоть до своей смерти в 1939 г.

Несмотря на иные времена, смену эпох, стилей и вкусов, среди современных архитекторов Николай Петрович Краснов известен как один из авторитетнейших специалистов, ему удалось создать целое ожерелье архитектурных жемчужин, до сих пор вызывающих восторженные слова посетителей.

Фото. Николай Петрович Краснов // Альманах «Русский мiръ». Пространство и время русской культуры